Спросили свежеиспеченных абитуриентов, чего они ждут от новой системы образования.
Знаний, которые дают за 4 года вполне достаточно для работы, а людям, которые хотят еще сильнее узнать профессию, можно пойти дальше
Фото: Алексей БУЛАТОВ
Россию исключили (и она сама себя тоже исключила) из Болонской системы высшего образования. Что это значит, и что будет, путаются даже эксперты. А что думают, и что чувствуют на себе те, ради кого идут эти тектонические изменения? Поговорили с абитуриентами – они как раз принялись подавать заявки в вузы.
О чем речь
… У приемных отделений пока пусто. Еще не все результаты ЕГЭ пришли, но абитуриенты уже на низком старте. Середина лета у них традиционно будет нервной: выбор вуза, подача документов, томительное ожидание списков.
Несколько слов о, чем, собственно, сыр-бор. Болонская система появилась в 1999 году, Россия присоединилась к ней в 2003-м. Она предполагает двухуровневое образование: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Система пришла на смену специалитету - 5-летнему обучению. Хотя на некоторых факультетах специалитет сохраняется и сейчас. Например, в медицинский вузах или на мехмате МГУ. Но подавляющее большинство вузов все же перешли на бакалавриат и магистратуру.
Конечно, Болонская система заключается далеко не только в двухуровневом образовании. Ее главная идея - мобильность студентов: начав обучение в своей стране, студенты могут перевестись в зарубежный университет без потери курса. И вот эту возможность студенты, видимо, теряют. Не только из-за отмены Болоньи, конечно. И как в итоге настроения? Подойдем же наконец к собственно будущим студентам. Тем, которым никуда не ехать.
А что это вообще такое
Уже первая минута разговора показала, что народ слабо понимает, о чем речь.
- О Болонской системе знаю немного. Знаю, что она делит высшее образование на два уровня, вот, собственно, и всё, - говорит Валерия Пырова (абитуриентка, собирается поступать на журфак).
- Не сильно разбираюсь в этом вопросе, но представление имею. Мне кажется, что главная цель Болонской системы заключалась в создании единого образовательного пространства, но российские дипломы как не котировались за границей, так и не котируются. Мало что изменилось, - отмечает Ксения Гайдай (абитуриентка, собирается поступать на географический факультет).
Но намного чаще нам отвечали: “Вообще не знаю, что такое Болонская система”.
Пять лет учиться не хотим
Абитуриенты уже привыкли к бакалавриату и магистратуре и не рвутся менять их на специалитет.
- Мне кажется, деление на бакалавриат и магистратуру намного удобнее. Каждый сам для себя решает, насколько глубоко хочет изучать ту или иную сферу. Одним достаточно и четырёх лет обучения, а кто-то продолжает в магистратуре, - отвечает Валерия Пырова.
- Знаний, которые дают за 4 года вполне достаточно для работы, а людям, которые хотят еще сильнее узнать профессию, можно пойти дальше. Это как база и профиль: для жизни достаточно базы, но если тебе интересно, сдаешь профиль, а специалитет всех под одну гребенку чешет, - говорит Александр Зырянов (абитуриент, собирается поступать на математический факультет).
- В процессе обучения ты можешь понять, что это не твоё, и отучиться только 4 года, а на специалитете придется учиться все пять, - отмечает Денис Пурис (абитуриент, собирается поступать на математический факультет).
Лучше бы модернизировали бакалавриат
Примерно такой же позиции придерживаются и студенты, которые уже проучились несколько лет в вузе. Многие видят в магистратуре возможность поменять свое направление, если разочаровались в нем во время бакалавриата.
- Конечно, специалитет за 5-6 лет готовит действительно хороших узконаправленных специалистов в конкретной области. Но, с другой стороны, не все выпускники школ в 17-18 лет могут с уверенностью сказать, чем хотят заниматься в будущем. Поэтому многие после первых курсов бакалавриата разочаровываются в своем выборе. Зато при поступлении в магистратуру можно полностью поменять свой род деятельности. Например, я, отучившись бакалавриат на биолога-иммунолога, могу поступить в магистратуру на лингвиста или дизайнера одежды или же продолжить изучать биологию в любом другом вузе в России или за рубежом. То есть возможностей очень много, - рассказывает студентка биологического факультета МГУ Алина Макарова.
Студенты не отрицают, что образование должно быть основательным и фундаментальным, но сомневаются, что специалитет сделает его таковым.
- Ощущение, что образование должно быть фундаментальным, но, на мой взгляд, лучше было бы скорректировать программу для 4 лет, убрать ненужные предметы, добавить интересной практики. А если введут обратно пятилетнее обучение, многие вузы просто добавят еще больше бесполезных предметов. Опять же, главное - это не длительность обучения, а его наполненность. Можно хоть за 3 года освоить основы чего-либо, при плотном расписании и интересной программе, - говорит студентка филологического факультета Института русского языка имени Пушкина Анастасия Ноженко.
И какой вывод? Страшно далеки административные маневры от народа. Народ сам строит свою жизнь, подстраиваясь под те условия, которые ему задают вузы и чиновники. Хотят построить карьеру – построят в любом случае. Иногда ситуация для этого может быть менее благоприятной. Или более благоприятной. Вода дырочку найдет, молодой человек – свою дорогу к профессиональному счастью.