Гиперболоид инженера Яковлева

Бомбы, наркотики, биооружие и, возможно, инопланетян, будут искать с помощью лазера

Ученые из Техасского университета A&M создали лазерное устройство, которое позволяет дистанционно определять состав химических веществ. Результаты своей работы они опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Фото: Nick Ut / AP

Новое изобретение служит для поиска опасных химикатов на безопасном расстоянии. Силовые структуры давно ищут более надежное средство замены служебных собак, а с помощью этого лазера можно легко сделать детекторы для обнаружения взрывчатки, наркотиков, различных видов химического и биологического оружия. Более того, самолет с подобным устройством на борту способен обнаруживать тайники с запрещенными веществами с высоты в несколько километров.

Ученые убеждены, что устройство пригодно не только для борьбы с террористами и торговцами наркотиками, но и позволит продвинуться в решении целого ряда научных проблем, включая поиск внеземных цивилизаций. «Способность удаленно и в реальном времени идентифицировать вещества — Грааль научного мира. Знание о составляющих конкретной материи необходимо как для поиска жизни вне пределов Земли, так и для изучения глобального потепления и развития сельского хозяйства», — утверждают они в своем исследовании.

Исследователи применили лазер в сочетании с эффектом Рамана, также известным как комбинационное рассеяние света. Как объясняют ученые, образец изучаемого материала облучается короткими импульсами лазера. Когда фотоны лазерного луча достигают молекул вещества, часть из них сталкивается с отдельными атомами и меняет свои свойства. Изучение спектра таких частиц позволяет узнать химический состав образца.

Используя данную технику, исследователи смогли различить аммонийную и натриевую селитры на расстоянии 400 метров. Оба порошкообразных вещества могут быть использованы при изготовлении бомб и внешне очень похожи. Максимальная дальность действия устройства пока около одного километра.

Сейчас стоимость одного образца лазерной системы составляет $30 тысяч. Исследователи собираются еще несколько лет доводить его до ума. На следующем этапе испытаний они собираются установить, сможет ли их изобретение также легко определять смеси химикатов, как и отдельные вещества.

У лазера есть и негативный побочный эффект: он опасен для человеческих глаз, поэтому оператор устройства должен носить специальную защиту, отмечают разработчики.

Другие научно-исследовательские команды уже занимались схожими экспериментами, но никому еще не удавалось создать столь дальнобойное устройство, действующее с помощью всего одного лазерного луча. «Это открывает возможности для совершенно нового метода дистанционного зондирования», — подчеркивает один из семи изобретателей, инженер по биомедицинской технологии Владислав Яковлев в интервью порталу Verge.

По словам Яковлева, устройство может быть использовано в будущих миссиях на Марсе. «Достаточно одного выстрела лазером, чтобы определить наличие специфических соединений в земле. Вы можете представить такую дистанционную систему на борту спутника разведки, зондирующего поверхность других планет в поисках жизни», — считает инженер.

Алексей Аликин