Феномен науки. Как и зачем. Часть 1. Наука как ресурс

Эпиграф в начале статьи приведён мной для того, чтобы определиться, о чём я говорить не буду. Я не буду говорить науке как о ноумене, как о предмете интеллектуального созерцания. В основном – потому что я с такой наукой не работал и её не знаю. Не буду я говорить и о философии науки. Потому что философия науки – это тоже наука, и рассуждения будут носить рекурсивный характер. А описывать нечто через само описываемое – весьма сомнительный способ понимания.

Я буду говорить о науке, которая нас окружает, созидает и разрушает, является неотъемлемой и неустранимой частью нашего бытия. То есть о феномене науки.


С точки зрения человечества как потребителя наука представляет собой ресурс в ряду других ресурсов, используемых человечеством: транспортных, коммуникационных, энергетических, углеводородных и т.д. Наука – это ресурс, освоение и использование которого позволяет человечеству осознать и создать новые возможности, отсутствовавшие ранее. Именно фактом генерации новых возможностей наука отличается от других видов деятельности, в которых активно задействованы креативные способности человека. Особенность науки как ресурса также и в том, что её продукт – новые возможности – используется во всех без исключения сферах деятельности человека.


 Любой ресурс для своего эффективного использования требует профессионализма (понимания его природы), сбережения, восполнения и т.д. И наука тут не исключение. Анализ науки как ресурса позволяет, во-первых, чётко определиться с тем, что наукой не является (об этом в следующих заметках). И, во-вторых, обоснованно систематизировать структуру науки и выявить простые и вполне постижимые требования к её менеджменту, планированию (целеполаганию), финансированию и кадрам.


Существует известное шутливое высказывание о том, что наука – это способ удовлетворения личного любопытства за государственный счёт. Но в каждой шутке есть только доля шутки. Великий Ландау делил науки на естественные, неестественные и противоестественные. И в ситуациях социального застоя, и в ситуациях социального хаоса научные кланы и сообщества равно склонны превращать свои не слишком естественные занятия в совершенно противоестественные упражнения по запудриванию мозгов друг другу и окружающим. И наука вырождается в некий лужок, на котором резвятся (часто пожизненно и наследственно) вполне самодостаточные существа.


У остальной части человечества, состоящей в основном из обывателей и дилетантов, неизбежно возникают проблемы с пониманием того, чем, собственно, занята наука. Но эти наши обывательские проблемы понимания, в конечном итоге, являются самыми важными, потому как именно мы – народ, для которого и на деньги которого наука творится. Способствовать такому пониманию и призваны предлагаемые заметки.


Задача общественного понимания целей, возможностей и природы науки становится день ото дня более важной, поскольку именно ресурс науки на данном этапе развития цивилизации в определяющей степени влияет на конкурентоспособность конкретных национальных сообществ. Лучше всех и раньше всех это понимают именно национальные лидеры, реально заинтересованные в конкурентоспособности и доминировании своих стран и этносов.


Это понимание выливается в постоянное и напряжённое стремление к развитию собственного национального ресурса науки. Именно такие попытки мы наблюдаем в действиях и намерениях руководителей России, Ирана, Китая.


Это же понимание выливается и в планомерные и весьма жёсткие действия по архаизации конкурирующих цивилизационных сообществ, что мы видим на примере «арабской весны» в странах Магриба...

Сергей Тихомиров. Инженер-физик. Специализация - мощное радиостроение, высокочастотная энергетика. Окончил Ленинградский Политехнический Институт. К.т.н., PhD.  Патенты, статьи, монографии по специальности.  Немножко книг, немножко сказок про жизнь. Всю жизнь при собаках.  Сейчас уже шестая.

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе