Евгения Абелюк: "Учителя в чеховские времена писали статейки в журналы"

От редакции: В Москве, в Высшей школе экономики, открылась первая бесплатная магистратура для учителей литературы. Вернее, появилась она год назад. А сейчас (до сентября) продолжается набор магистрантов. О том, что это за программа и чем она принципиально отличается от других, рассказывает один из руководителей проекта, заслуженный учитель РФ Евгения Абелюк.

* * *

«Русский журнал»: Название магистерской программы сложное, особенно для нефилолога — «Филологическая герменевтика школьной словесности». Что это означает в «переводе на русский»?

Евгения Абелюк: Речь идет о филологической интерпретации, толковании художественных текстов — произведений, которые составляют литературный канон российского школьного образования. Впрочем, на занятиях мы существенно расширяем этот список: наши магистранты хотят размышлять не только о программных произведениях.

«РЖ»: Кто может поступить в педагогическую магистратуру и нужно ли для этого сдавать экзамены?

Е.А.: Экзамены сдавать не нужно. К нам попадают по портфолио. Возрастных ограничений тоже нет. Приходят разные люди: действующие учителя литературы, учителя начальной школы, библиотекари, журналисты. Есть преподаватель музыки в начальных классах; есть завлит детской театральной студии (она кандидат физико-математических наук, но гуманитарий в душе, вот и захотела повысить уровень своего образования).

«РЖ»: Сколько мест в магистратуре и велик ли конкурс?

Е.А.: Это был первый год, и особого конкурса не было. Поступило девятнадцать человек. И сейчас мы ждем новый набор. В будущем запланировано сделать курс дистанционным, чтобы можно было принимать людей не только из Москвы.

«РЖ»: В чем специфика вашей магистратуры?

Е.А.: Программа рассчитана на два с половиной года. И она не похожа ни на какие другие. Главное — то, что мы стремимся привлечь учителей к научно-исследовательской деятельности.

«РЖ»: То есть цель магистратуры — готовить учителей-исследователей?

Е.А.: Да. Хочется помочь людям, у которых есть потребность писать, но всё не доходят до этого руки, хочется научить их осмыслять то, что они делают; совершенно необходимо готовить учителей, которые могут руководить учебно-исследовательской деятельностью детей. Мой опыт показывает, что таких очень мало. Часто учителя не воспринимают литературу проблемно, не могут помочь ребенку сформулировать тему исследовательской работы, которой ему уже хочется заниматься. Мы же стараемся этому научить.

И учебные курсы у нас очень необычные. Есть такие, которых и в программе филфаков не существует. Например, в этом году я вела курс «Литература в ряду других искусств» (это предмет по выбору). А в будущем году буду читать такой курс: «Литературная жизнь XIX–XX веков в мемуарах и документах». Когда мы это придумывали, мечтали: хорошо бы потом, когда заинтересованных людей соберется немало, создать сообщество учителей-исследователей.

«РЖ»: Кто преподает в вашей магистратуре?

Е.А.: Она делается силами филфака Высшей школы экономики, хотя открыта при Институте развития образования этого университета. Там теперь целая сеть магистратур для учителей. Руководителями магистратуры являются декан филфака Елена Пенская, доцент этого факультета Константин Поливанов и я. Важно, что многие наши преподаватели работали в школе. И Константин Поливанов, и я преподаем литературу в лицее «Воробьевы горы». У нас работают учителя знаменитой 57-й школы Надежда Шапиро и Сергей Волков, такой замечательный и хорошо известный москвичам учитель, как Ю.А. Халфин. В магистратуре читает профессор филфака Андрей Немзер. Работает Михаил Свердлов, тоже доцент Вышки. И он связан со школой. Например, он руководит межшкольной научно-исследовательской конференцией филологического профиля, которая ежегодно проводится в гимназии № 1514. Там собираются дети со своими работами из лучших гуманитарных школ Москвы. В течение нескольких лет Свердлов тренировал сборную Москвы к Всероссийской олимпиаде по литературе. На втором курсе магистратуры студентам будет преподавать Олег Лекманов, специалист по Серебряному веку, тоже когда-то работавший в школе.

«РЖ»: Насколько однороден по уровню состав магистрантов?

Е.А.: Уровень очень разный. Есть люди не очень сильные, которым пока трудно писать. Есть очень сильные, которые тоже пока не пишут. И есть люди, которые явно способны это делать. Пару дней назад магистранты защищали курсовые работы. Курсовая для нас очень важна — это самостоятельное исследование.

А не так давно преподаватели и магистранты собирались, чтобы обсудить опыт этого учебного года. Нам было важно, почувствовали ли участники программы какие-то изменения в себе, в своей профессиональной деятельности. Одна магистрантка (человек очень профессиональный, но курсовую она пока не написала) встала и сказала: было очень интересно, но я в себе изменений не чувствую. И уехала с детьми на практику в одно из литературных мест России. И вдруг я от нее получаю длинную sms-ку. В ней она пишет: «…Должно было пройти несколько дней для того, чтобы я поняла, как была неправа». Изменения она почувствовала только тогда, когда села писать курсовую работу. Для нас это самый важный результат. Главное, чтобы наши студенты ощущали потребность в самостоятельной работе. Я считаю, что в профильной школе просто не может быть преподавателя, который не пишет о литературе. И вообще не понимаю, как могла сложиться такая ситуация, что учителя-словесники практически не умеют этого делать. Они пишут шаблонно, по чужим образцам, и считают, что и ученики должны повторять тезисы учителя и учебника. Как они могут научить писать детей, если сами не умеют?

«РЖ»: Вы все-таки готовите учителя для профильной школы?

Е.А.: Мне кажется, что мы готовим просто хорошего учителя. Такого, каким он должен быть. Меня когда-то поразило высказывание Ахматовой, которая заметила, что учителя в чеховские времена писали статейки в провинциальные журналы.

«РЖ»: Вы готовите людей такого уровня, которых не то что в школе, но и в вузах днем с огнем не найти. Как вы видите перспективу такой магистратуры?

Е.А.: Я думаю, что учителей, которым не хватает среды, окружения профессионалов, совсем немало. А существующая система повышения квалификации лишена научно-исследовательской составляющей. И это принципиальное отличие нашей программы.

«РЖ»: А как эти учителя, пройдя вашу исследовательскую магистратуру, будут работать в предлагаемых обстоятельствах нашей, далекой от идеала, школы?

Е.А.: Все-таки учитель свободнее людей многих других профессий. Если учителя, которые к нам пришли, получат стимул для саморазвития, эффект будет.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова

Russian Journal

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе