Жорж Корм: «Религиозный вопрос в XXI веке»

Нуждается ли вооруженное сопротивление в сурах Корана? Как связаны между собой идея избранности, монотеизм и расизм? Почему именно сейчас так драматично проявился конфликт между двумя базовыми источниками нашей цивилизации — Афинами (научный рационализм) и Иерусалимом (единобожие)? Со всем этим пытается разобраться франко-ливанский пропагандист диалога цивилизаций и многовариантности укладов. 

Корм — последователь философии Хабермаса с его «продолжением просвещения», и потому с таким искренним удивлением он констатирует «смену декораций», т. е. возвращение религиозной аргументации и идентичности даже к агностикам. Вслед за «концом истории» пришел реванш религиозности, и вместо прежних полярных пар — капитализм/коммунизм или колония/метрополия — по всему миру, от Боснии до Тибета, возникли новые фронты холодных и горячих войн с конфессиональной аргументацией. Вместо интеграции и перековки приезжих, большие города Европы попали в кольцо «исламских пригородов».

Этот поворот начался еще во времена иранской революции и прихода к власти Рейгана с его библейской риторикой. Когда-то ожидание апокалипсиса заменила в сознании людей социальная революция, но теперь началась «обратная перемотка». Сама идея прогресса изначально зашита именно в монотеизме, и потому всегда можно вернуть ее назад, к религиозным корням, если в этом есть заинтересованность элит.

О силе и возможном возрождении «религиозного способа наделять все смыслом» предупреждал еще Лакан, но в бурную и прогрессивную эпоху 1960-х в такое мало кто верил. Хотя для Корма, конечно, главные причины возврата религии вовсе не в текстах священных книг, но в международном экономическом неравенстве и неэквивалентном обмене. В этом смысле происходит не возвращение, а «применение» религии в мире, где неравенство на всех уровнях не сокращается, а усугубляется.

Согласно Корму, именно там, где голая сила американской политики разрушает прежнее хозяйство, быт и традиции, возникает максимальный спрос на «перезагрузку религиозности» и воплощается предупреждение Лео Штраусса о несовместимости религиозного Откровения с проектом Просвещения.

Еще недавно светский национализм в третьем мире пытался противостоять глобальным идеологиям прошлого, советской и американской. Но когда одна из двух идеологий рухнула, потребовалась новая форма универсального объяснения истории, и у религии тут не оказалось конкурентов. На сохранение такого положения дел работает и постмодернистская привычка европейских интеллектуалов подозревать в тоталитаризме любую рациональную критику современности и любой последовательный проект преобразования общества. Особенно здесь постарались «новые философы» из французской «Либерасьон» с их критикой любых утопий.

Обращая внимание на неснимаемое противоречие между потребностью в религии и ее институтами, Корм предсказывает «переобоснование мира» и новый консенсус, отказ от тупикового спора между модернистами и традиционалистами и открытость навстречу «незападной мысли». Главной целью такого курса становится всемирный эгалитарный проект и новое изобретение светскости и космополитизма, для которых условный Восток будет не менее важен, чем условный Запад.

OpenSpace.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе