Утопия в духе "нью-эйдж"

О новых религиозных движениях, возникших в посткоммунистической России, написаны тысячи книг и статей. Антисектантские телепередачи с завидной регулярностью появляются фактически на всех каналах, за исключением разве спортивного. Господство общеобязательных идеологических схем постепенно эволюционировало в навязывание через средства массовой информации одномерного подхода к пониманию феномена новых религиозных движений, в то время как серьезное изучение их природы и деятельности предполагает непосредственные контакты с объектом изучения.

В религиоведении в отношении вероучения и практик новых религиозных движений до сих пор имплицитно присутствуют элементы агрессивной секулярно-атеистической методологии: "Как можно верить в такую бессмыслицу?" Такой вопрос, предваряющий, а чаще всего и заменяющий конкретный анализ учения того или иного движения, фактически звучит как окончательный приговор претензиям новых религиозных движений на существование. В лучшем случае их квалифицируют как псевдорелигии, но чаще всего вероучения возникших групп объявляются маскировкой неких мошеннических целей их основателей и лидеров. Подобные оценки экстраполируются и на рядовых верующих. Такие выводы делаются без изучения внутреннего мира последователей неорелигиозных движений.

Очевидно, перечисленными методологическими установками руководствуется профессор Александр Ярков, вынося свое суждение о движении анастасийцев.

Профессор выражает неподдельную тревогу по поводу утраты обществом нравственных ориентиров, бедственного состояния окружающей среды. И призывает всех вместе – и верующих, и атеистов – решить эти проблемы, отмечая существующие между ними разногласия.

При внимательном прочтении заметки приходишь к выводу о том, что анастасийцы в союзе верующих и атеистов не участвуют. Ведь они, увлеченные построением "райского города-огорода", едут туда "добрыми молодцами да красными девицами", а приходят оттуда все больше "пешком да в обносках". Короче, весь этот проект единения с природой является заурядным "лохотроном". Доказательства? Да они и не требуется. Достаточно выставить анастасийцев чудаковатыми простофилями, с готовностью отдающих содержимое своих кошельков "дядям-организаторам".

Присутствие у возникших новых религиозных движений "буйного творчества" в содержании их вероучительных конструкций и ритуалистике затрудняет выделение отличительных, устойчивых признаков, присущих большинству таких движений. Отсюда и вполне понятный разнобой в их типологизации. Подчас их просто именуют "сектами".

Если рассматривать анастасийцев в контексте типологизации религиозных движений современным религиоведением, то это образование следует отнести к разновидности "нью-эйдж", разумеется, имея в виду синкретический характер концептуальных построений многих групп нью-эйджеров. Подобные движения скорее квалифицируются как "религии аудитории", нежели устойчивые группы единоверцев. Многочисленные группы приверженцев "нью-эйдж" порой не связаны четко сформулированной вероучительной доктриной. Нью-эйджеры убеждены в способности человека творить свою собственную реальность. Большое значение придается экологии, вегетарианству, музыкальной терапии, проповеди возвращения "назад к земле", которые служат основой для создания целостного мировоззрения. За рубежом и в современной России группы нью-эйджеров предпочитают действовать под вывеской оздоровительных, экологических, воспитательных и культурно-досуговых центров. Социально-психологическими причинами востребованности идеалов "нью-эйдж" являются неуверенность, страх перед настоящим и будущим, боязнь экономических потрясений и природных катастроф, разочарование в институтах власти и традиционных верованиях.

Эрнст Блох, видный представитель Франфуртской школы социологии, в книге "Принцип надежды" различал два типа утопии: прогрессивную и реакционную. Первая, выдвигая утопический проект будущего общества, показывает не только неразумность, но и нравственную несостоятельность "наличного бытия". Тем самым усвоение и следование утопической модели способствуют совершенствованию общества, избавлению его от некоторых пороков. Напротив, реакционная утопия, освящая своим авторитетом существующие порядки, консервирует антагонизмы и несправедливости.

Не вдаваясь в обсуждение проблемы вымышленности или подлинности личности Анастасии, обратим внимание на причину востребованности книг Владимира Мегре. Многочисленные наставления Анастасии направлены против духа меркантилизма, цинизма, эгоизма, лжи. Эффект воздействия усиливает насыщенность наставлений и рассказов Анастасии житейскими ситуациями, с которыми повседневно сталкиваются люди.

Можно потешаться, даже поёрничать над мечтой жить поближе к природе, построить свой дом. Обычно это весьма скромные одноэтажные, редко двухэтажные дома, а вовсе не хоромы. Они отнюдь не похожи на роскошные особняки новых русских. Не знаю, как выглядят тюменские анастасийцы, но в поселениях под Владимиром они точно далеко не все "добры молодцы да красны девицы". Среди них есть люди разных возрастов, в основном среднего достатка. Все были открыты для разговора со мной, не было заметно никакой "сектантской замкнутости", таинственности.

Отличительная особенность движения анастасийцев – отсутствие жесткой структуры управления. Единственно признаваемый авторитет – Владимир Мегре, однако и он не наделен никакими административными и должностными полномочиями. Движение не занимается миссионерством. Основным каналом пополнения числа последователей являются книги Мегре.

Я далек от идеализации движения анастасийцев. Наверняка среди его последователей могут оказаться авантюристы, жаждущие нажиться на доверчивости людей. И если имеются достоверные сведения о том, что этим движением в Тюмени верховодят "лохотронщики", обирающие людей до нитки, то надлежит их призвать к ответу. Для этого существуют Уголовный кодекс, правоохранительные органы, суды.

И в заключение. Религиоведческая оценка непременно должна быть свободна от конфессиональной и идеологической ангажированности. Тем более не допускаются насмешки над взглядами и чувствами приверженцев учений, какие бы экзотические сюжеты и утверждения они ни содержали. Тактичность, толерантность открывает возможность религиоведам, исследователям этноконфессиональных отношений получать достоверную (и не только со страниц газет) информацию о тех же анастасийцах. Ничто ведь не мешает самим встретиться с "добрыми молодцами да красными девицами" и исследовать мотивы, побуждающие их не пьянствовать, не дебоширить, а строить свой "райский город-огород".

 В редакцию "НГ-религий" поступило письмо тюменского историка Александра Яркова (уже знакомого читателям по публикации "Не нужно ждать решения суда" в № 5 от 19.03.08), в котором он делится своими соображениями по поводу деятельности религиозно-экологического движения анастасийцев, также известного как "Звенящие кедры России". Их учение базируется на восьми книгах Владимира Мегре, который и является лидером движения. Главная героиня его книг – женщина по имени Анастасия, которая, как считают последователи движения, является реальным персонажем, передающим через Мегре свой проект переустройства мира. Редакция предоставила возможность откликнуться на критическую статью Александра Яркова религиоведу, специалисту по новым религиозным движениям Игорю Кантерову. Оба текста мы представляем на суд читателей.

 Независимая газета

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе