Последнее перерождение

У духовного лидера тибетских буддистов может не быть преемника

Кто станет будущим Далай-ламой – остается только гадать.

На наших глазах творится история – эта фраза как никогда актуальна для тибетского буддизма. А учитывая масштаб личности нынешнего Далай-ламы XIV (в миру Тэнзин Гьяцо), то и для всего мирового буддизма.

Противостояние между Тибетом и КНР давно никого не удивляет. Однако события уходящего года не только вывели на новый уровень политические отношения Тибета и китайского правительства, но и нашли отклик и сочувствие среди буддистов всего мира, выступивших в поддержку Далай-ламы.

С 17 по 21 ноября в индийском городе Дхармасала, который с недавних пор является центром тибетского правительства в изгнании, проходила конференция, на которой рассматривались вопросы, связанные с будущим Тибета. 150 тыс. тибетских буддистов, волею судеб разбросанных по всему свету, были представлены на конференции примерно 600 делегатами. Но сам Далай-лама не принимал в ней участия, мотивировав это тем, что не хотел даже исподволь оказывать давление на делегатов. В свете последних высказываний главы тибетского буддизма о том, что он устал от борьбы, а также его частых проблем со здоровьем, неявка на конференцию породила множество слухов о возможном уходе Далай-ламы. Однако спустя два дня после завершения работы конференции он лично развеял эти слухи, сказав, что об отставке речи не идет.

Нестабильность в отношениях с Китаем заставляет идти тибетское правительство в изгнании на нестандартные шаги. Вариантов развития событий несколько. Во-первых, может быть назначен регент, который станет во главе тибетских буддистов после смерти нынешнего Далай-ламы и до тех пор, пока не будет найден следующий. Таким регентом вполне может стать глава школы Крама-кагъю Кармапа-лама XVII Ургьен Тринлей Дордже. Однако проблема в том, что не все признают именно его семнадцатым кармапой, есть и альтернативный, а это может создать трудности при поиске нового перерождения Далай-ламы. Во-вторых, следующий Далай-лама может быть либо избран всенародным голосованием, либо на свое новое перерождение укажет сам Тэнзин Гьяцо. Случай беспрецедентный!

С одной стороны, это может быть расценено как кризис института Далай-лам, с другой – такую версию предлагает сам Тэнзин Гьяцо – институт Далай-лам полностью себя реализовал, и они могут более не перерождаться: все зависит от воли народа и от того, какие настроения возобладают – радикальные или умеренные.

Что будет с тибетским буддизмом и кто возглавит его после смерти Тэнзина Гьяцо, зависит во многом от того, как будут развиваться отношения тибетцев с правительством КНР. Ведь все возможные ходы с поиском или назначением Далай-ламы XV разрабатываются для того, чтобы во главе Тибета не оказался ставленник китайцев. Опасения тибетцев можно понять – стоит лишь вспомнить ситуацию с Панчен-ламой в 1995 году, когда найденный и признанный лама вскоре пропал, а китайское правительство быстро нашло ему замену «из своих», которая, естественно, не признается большинством тибетских буддистов. Эта история может аукнуться самым неожиданным образом, если возникнет необходимость начать поиски очередного перерождения Далай-ламы, ведь главную роль в этом процессе играет Панчен-лама, который должен признать найденного мальчика верховным ламой и инкарнацией Бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, одного из самых почитаемых Бодхисаттв в буддизме.

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе