Индийские боги - Агни, Яма, Сома...

Мы завершаем наш рассказ о богах и богинях с берегов Инда. В предыдущих статьях говорилось о творении мира из Золотого Яйца, о порождающем и разрушающем Шиве, о творце мира Брахме и других небожителях индийского пантеона. Сегодня речь пойдет о боге, воплотившем сущность огня — Агни, о царе богов Индре, о боге Солнца, боге месяца и боге умерших…

Самую сущность огня воплотил в себе Агни. Его жар наряду с собственным светом изливает с небес на землю Солнце. Он же — огонь поднебесный, которым напоены соединяющие небо и землю молнии. Наконец на земле его же и его силу видят индусы в кострах и пожарах. Немыслима жизнь без жаркой силы Агни, и в каждой частице мироздания таится доля его силы. Он — это и рождение, и смерть, и никому из богов пантеона не уступает он по мощи и не знает препятствий.


Силой, которую он отделяет от себя, наполняет своё оружие бог-громовержец Индра. Его теплом насыщается бог Солнца Сурья, даря ему в ответ свой свет.


В индуизме Агни является в своем роде посредником между людьми и богами. Он сжигает на кострах жертвенные подношения, приносимые богам людьми, доставляя таким образом до небожителей дары смертных. Плоть умерших обращает Агни в дым и вместе с этим дымом возносит их души на небо, в обитель предков. Переоценить же значение его силы, огня, для повседневной жизни человека и вовсе невозможно.


Едва ли не все индоевропейские народы, если вообще не все народы Земли, знали когда-то и почитали бога-громовержца, бога-воина. Индра — повелитель гроз в индусском пантеоне. Грозен он, преисполнен воли к власти, неукротим нравом до жестокости, исполнен великой силы. Это он, согласно Ведам, когда-то заставил могучей рукой вращаться все светила вокруг Полярной звезды, подобно тележному колесу.


Индра — царь богов. И как подобает царю, он выходит на бой с опаснейшими противниками, грозящими погубить все мироздание. Так, когда великий змей Вритра (являющийся, вероятно, отражением воспоминаний пришедших в Индию с севера ариев о полярной ночи) сковал своей силой реки и похитил Солнце, скрывшись с ним во мраке глубочайшей бездны и погрузив мир в непроглядную тьму… Так вот, в этот момент именно Индра бросился за ним в погоню, сопровождаемый, согласно некоторым преданиям, Вишну, в долгой битве одолел змея Вритру и освободил Солнце. А тяжкой была та битва, и много ран получил Индра, и не выстоять бы ему, если бы не питали его молитвы и песнопения людей, отчаянно желавших его победы.


Хотя зовется Вишну властителем солнечного диска, но в индусском пантеоне бог Солнца — фигура самостоятельная. Это Сурья, даритель света, брат Вишну. Не помнят сказания за ним таких подвигов, как за его братом, или, например, за Индрой; но любят его люди, являющиеся по сути, согласно Ведам, его внуками. Он дарит им свой свет, и тепло, и радость. Дарит он и свою любовь небесным и земным красавицам, и напрямую от него, согласно преданиям, ведет происхождение благородный род Солнечных правителей.


Владыку усопших в индуизме зовут Яма. Рожден он был некогда дарителем света Сурьей, но хоть и произошел он от бессмертного небожителя, божественностью и бессмертием наделен не был. В образе его, его сестры и супруги Ями и их брата Ману сотворил Сурья первых людей. И случилось так, что сын другого бога, Адхарма Беззаконного, — Мритью, Смерть, Погубитель жизни — похитил жизнь Ямы. Погиб Яма, первый из людей, и показал через это Мритью тысячам будущих поколений смертных путь, которым им придется проследовать. Лишено было человечество права на вечную жизнь среди бессмертных, но в назначенный срок должна расставаться душа человека с телом.


По прошествии времени Яма однако возродился и обрел бессмертие, но уже не на небе, а в глубинах подземного мира. Стал он царем обители, в которую приходят души усопших. Царем умерших стал он и судьей, и строго судит он их по их земным делам.


Ведают мудрые, что было время, когда не было ночи, а только один сплошной день. Позже боги установили, что ночь и день должны сменять друг друга, и могучий владыка вод и неба Варуна определил порядок движения небесных светил. С тех пор стал покидать небосвод на ночь солнечный бог Сурья, и ночной мрак рассеивал теперь своим легким серебристым светом месяц Сома.


Родился месяц так давно, что ни боги, ни люди не могут сказать, когда же впервые начал он путешествовать по небу. Нет и единства во мнениях, порожден ли он Брахмой, взмыл ли он в небо сам из глубин молочного океана, когда боги добывали амриту и многие иные боги и чудесные создания пришли в мир. Может быть и так, что был он некогда человеком, великим брахманом и знатоком Вед, силой своего подвижничества изменил свою природу и стал одним из небожителей.


Каково бы ни было происхождение Месяца-Сомы, известен он следующим дхарме не только как ночное светило, но и как великий целитель, знаток тайного, и Вед, и иной мудрости. Из жертвенных даров он более всего любит дым сжигаемых целебных трав, а также приношения напитка, носящего его, Сомы, имя. Этот напиток пьет он сам и делится им с Индрой, и Шивой, и пребывающими, согласно некоторым из священных текстов, в его обители духами предков людских. Разделяя с Сомой напиток, те, кого он угощает, набираются сил — для продолжения ли жизни, как духи предков, или для свершения новых подвигов, как великие Индра и Шива.


Лишь малую долю тех богов, о которых рассказывают Веды и иные писания и которых почитают и любят следующие дхарме, вспомнили мы сейчас. О тех же, кого мы назвали, сказать можно было бы много больше. Но, увы, пространство статьи ограничено, и потому завершу я теперь дозволенные речи.


Илья Стиггский

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе