Житие старицы Марьи

Нина Ефимовна Колпакова - пенсионерка, живет на окраине Мышкинского района, в селе Богородском. Как-то по давней традиции с местным механизатором Николаем Орловым отправились они в село Архангельское на могилу местночтимой старицы Ксении Красавиной. По дороге Орлов пожаловался, что нигде не может достать цепей для своего трактора. Такие цепи надевают на колеса, чтобы агрегат не вяз в разъезженных колеях.

Осмотрев могилу старицы, паломники решили, что ограду на ней надо поправить. Кладбище задичало, заросло кустами и деревьями. Орлов отправился в чащу, чтобы вырубить кол для работы. И вскоре вышел оттуда крайне изумленный. В руках он держал те самые тракторные цепи. Только жаловался, что их нигде не раздобудешь, а они тут, в кустах, и лежат. Можно, конечно, назвать это совпадением. Но жители Мышкинского района считают, что это им помогает старица. Потому что таких примеров и чудесных совпадений можно привести очень и очень много.

О них и вспоминали жители села Богородского 4 апреля в своем доме культуры. В последнюю неделю перед праздником Воскресения Христова сюда приехал мышкинский благочинный отец Александр. Он рассказал про житие старицы. Она прожила долгую жизнь: с 1842 по 1940 год. Побывала в ссылках и тюрьмах, ее крестный путь пересекался со многими известными теперь церковными деятелями. Об этом можно было судить по выставке, которую привезла в село Галина Лебедева, директор районной библиотеки. Здесь много старых фото. На одном - Иоанн Кронштадт-ский, с которым не раз встречалась старица, на другом она запечатлена с последним настоятелем мологского Югского монастыря архимандритом Амвросием.

В Богородском еще сохранились обычаи старинного уклада жизни. Здесь, поблизости, родина святого Паисия Угличского. Вам тут могут указать и свято оберегаемое место захоронения его родителей, умерших в начале пятнадцатого века. Бабушки и дедушки здешних жителей ходили когда-то за советом к старице Ксении, а их дети и внуки теперь ходят по традиции на ее могилку.

Разговор о делах давно минувших дней оживился, когда мы все перебрались в библиотеку, где уже кипел, поджидая нас, самовар. И оказалось, что в здешних краях у старицы Ксении были послушницы. Одна из них, Марья Ивановна Сальникова, жила неподалеку, в деревне Морское. Об этом подробно рассказала Наталья Хрящева - ее крестная Елизавета Алексеевна Козлова была у этой послушницы келейницей.

Послушание на себя, как рассказала Хрящева, Марья Сальникова приняла в 1917 году, после революции. Ксения Красавина ей сказала, чтобы она свою жизнь посвятила служению Богу и ни о чем мирском не заботилась. Потому что всем необходимым будет обеспечена до конца дней. Сальникова приняла монашество, даже воду она по целой чашке не пила, постилась и соблюдала строгую меру в пище. С 18 лет она отказалась от мяса.

Автору этих строк посчастливилось в начале девяностых годов прошлого века побывать у монахини Мокрины - это ее второе, церковное имя. Но тогда я не знал о ее монашестве. Привело в Морское известие о том, что две здешние старушки, Сальникова и Козлова, отказываются от пенсии. Говорят, что у них и так всего хватает. Согласитесь, что это очень редкое явление по нынешним дням.

Марья Ивановна подтвердила этот слух слово в слово: «У нас все есть, что надо для жизни, а сверх того просить - грех!» - серьезно сказала она.

Старица Марья была высокая, очень худая, лицом веселая, бодрая. Ей уже было за 90 лет, и она ослепла. Я не знал тогда, что такую жизнь ей предсказала Ксения Красавина. Она завещала ни о чем не заботиться своей послушнице. И той, как вспоминали местные жительницы, часто передавали таинственные доброжелатели затянутые холстом корзинки с разными продуктами. Да и все местные жители ей помогали. Однажды там я услышал даже и такие слова: «У нас и жизнь-то вся на ней держится!» И никто из посетителей старой избушки не уходил пустым - всех старица чем-нибудь оделяла. И нам тоже, как мы ни отнекивались, насыпала в горсти пиленого сахару.

Старице Марье ее келейница прочитала очерк об этом посещении, появившийся в те годы в «Золотом кольце». И, как потом мне передавали, он ей понравился. Она кратко рассказала о том, как сидела в лагерях, где чуть не погибла: уголовники у нее отнимали пайку. Но однажды во сне ей явился апостол Петр и укрепил ее словами, что она выйдет из тюрьмы и будет жить долго. Так и вышло. Преставилась старица Марья в 1995 году в возрасте 97 лет. Ее келейница, старушка Козлова, умерла в 2001 году. «Благодарю Бога за то, что я сидела в лагерях и он этим дал мне искупить свои грехи!» - так говорила старица Марья. Только теперь становится ясно, что это были не какие-то чудаковатые старушки, а великие подвижницы, те самые, на которых, как говорит пословица, и «стоит село».

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе