Заботами батюшки, руками прихожан

 Расположенный в самом центре Ярославля построенный в XVII веке храм Спаса на Городу находится в аварийном состоянии
Кризис подтачивает основы церковной экономики. Приходы вынуждены тратить большие деньги на возросшие в цене коммунальные услуги.

Реликвии скармливали курам
…В селе Савинском Тутаевского района паства малочисленная. В местном храме Михаила Архангела жизнь зиждется благодаря самоотверженности настоятеля иеромонаха Амвросия (Белова), готового, полагаясь на Божью помощь, ежечасно совершать свой духовный подвиг. Служит он здесь всего год. До этого четыре года подряд постоянного священника в Савинском не было.
Отец Амвросий старается как может, чтобы обеспечить храм самым элементарным – отоплением. Пока кризис не грянул, помогали состоятельные москвичи. Они и печку чугунную купили.
– Но печка-то маленькая. Такую топить надо часов шесть, чтобы в храме была плюсовая температура. Вот служил накануне: на улице +3, в храме – 6. Рамы надо менять, а иначе топишь, а тепло наружу выходит! – переживает священник. – Из-за плохого отопления разрушаются золотые росписи, которыми когда-то славился наш храм. Недавно узнал, что, когда храм был закрыт для богослужений, местные жители штукатурку с этих уникальных стен сдалбливали и курам скармливали, чтобы лучше неслись. Вот так дремучее неведение едва не погубило духовные реликвии. Неделю назад приезжали художники-реставраторы из Москвы, сказали, что росписи можно восстановить. Но пока не на что.
Но под удар кризиса попали не только сельские храмы. Храм Спаса на Городу является важной составляющей имиджа Ярославля как духовной столицы России. Расположенный на пологом спуске к Которосли храм существует в том числе на пожертвования туристов. Но теперь их стало меньше, и основные заботы по содержанию храма легли на плечи прихожан.
– Раньше платили за киловатт рубль с небольшим, а теперь – 2,20, – говорит настоятель храма иеромонах Сергий (Барабанов). – За отопление в месяц платим тысяч 15, раньше – 10. Но если на электричестве стараемся экономить, то топить меньше разве можно? Плесень пойдет, иконы пострадают.
Но рост тарифов на коммунальные услуги – сущий пустяк по сравнению с тем, что храм находится в аварийном состоянии. В летнем храме, до сих пор закрытом для богослужений, 66 трещин в стенах и сводах, а некоторые такие, что можно руку просунуть.
– Церковь была открыта для богослужений в 2003 году. Первый настоятель прослужил здесь семь месяцев, благодаря ему начались восстановительные работы. А нам пришлось доводить дело до ума, – вспоминает отец Сергий. – Три месяца трудился один, а потом прихожане пришли на подмогу. За два года вывезли мусора и битого кирпича самосвалов двадцать. Опустили грунт, сделали ограду. В прошлом году повесили колокол весом сто пудов – самый тяжелый в центре города. Недавно на звоннице полы чинили. Рабочим за все это пришлось бы тысяч двести заплатить, а мы своими силами справились.
Но прихожане не только строить мастера. С батюшкой вышили две иконы. На последнюю, с изображением целителя и великомученика Пантелеймона, больше года ушло. Потратили два килограмма бисера. Результат – загляденье!
– О добрых делах даже в такое тяжелое время не забываем, – рассказывает прихожанка Людмила Васильевна Загоскина. – Опекаем три отделения областной психоневрологической больницы. Я работаю там младшей медсестрой, поэтому знаю, что пациенты батюшку с нетерпением ждут.
Главная ценность прихода в людях, особенно в такое тяжелое время. Хорошо, что находятся подвижники, готовые безвозмездно и самозабвенно трудиться на благо храма. Немало среди них пенсионеров и инвалидов – и силы у них не те, и здоровье подводит – день работают, два отлеживаются. А все равно их трудами большое дело двигается.
Главное – крепкий шпиль
В храм святых апостолов Петра и Павла в Красноперекопском районе Ярославля не наблюдается паломничества. Местные жители и те сюда редко захаживают. Кажется, этот храм в стиле петровского барокко дрейфует между двумя эпохами. Его южная сторона, покрашенная в голубой цвет, так и тянется к небу. А с северной как напоминание о тяжком прошлом храма сходит потускневшая красная краска. Для богослужений открыта только теплая церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы на первом этаже. По сводам угрожающе змеятся трещины, фрески можно различить с трудом.
– В 1970-х годах в храме находился кинотеатр, и фрески закрасили, – поясняет прихожанка Надежда Алексеевна Шустова.
В тяжелых экономических условиях одна из возможностей продолжить возрождение святынь – участие в федеральных и областных программах по восстановлению культовых сооружений.
– Для включения в эти программы епархия предлагает самые нуждающиеся храмы, монастыри, – поясняет заместитель председателя комитета историко-культурного наследия департамента культуры Ярославской области Станислав Пучков. – В рамках подготовки к тысячелетию Ярославля в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации №1440 планируется выделить средства на реставрацию культовых объектов. Сейчас мы подготавливаем сметы для предоставления их в Министерство культуры. Запланированы средства на реставрацию фасада и кровли храма Михаила Архангела, колокольни церкви Никиты Мученика на улице Салтыкова-Щедрина. Серьезные восстановительные работы предстоят в храме Николы Мокрого. Также планируется реставрация церкви Кирилла и Афанасия в Афанасьевском монастыре на площади Челюскинцев, церквей Зосимы и Савватия в Тверицах, Дмитрия Солунского, Николы на Меленках, Федоровского кафедрального собора. В других районах области запланированы восстановительные работы в Борисоглебском монастыре, Спасо-Геннадиевом монастыре в Любимском районе, Успенском соборе ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, церкви Богоявления в Рыбинском районе и других.
– Только в прошлом году на реставрацию храма из федерального и областного бюджета выделили порядка восьми миллионов рублей, – радуется настоятель храма Петра и Павла игумен Антоний (Монастырский). – В этом году запланировано почти столько же, два миллиона – на шпиль, остальное – на восстановление северной стороны храма.
Больше всего прихожане беспокоятся о шпиле храма. В начале 1990-х шпиль находился в аварийном состоянии, ветром могло сорвать. Но «Ярреставрация» провела усиление металлического основания шпиля. Его реконструировали с использованием винтовых домкратов, которые позволяют выравнивать его вертикальное положение. В прошлом году отреставрировали беседку, которая находится под конусом шпиля. Сейчас разрабатывается план дальнейшей реконструкции.
Так и восстанавливаются храмы – с Божьей помощью, при поддер­жке государства и в немалой степени руками прихожан.
Юность-Ярославль


 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе