Выборы и скелеты

Количество скелетов, извлеченных из шкафов в ходе нынешней кампании по выборам патриарха, беспрецедентно для Русской православной церкви. Ставки крайне велики — будущий архипастырь может управлять церковью в течение десятилетий, что делает крайне сомнительными шансы его ровесников на патриаршество. В предвыборной борьбе отброшена корпоративность, традиционно свойственная церкви, ибо оберегает ее от дискредитации в глазах общества.

Все началось с того, что определился фаворит — митрополит Кирилл, избранный патриаршим местоблюстителем. Один из наиболее харизматичных иерархов церкви, он за последний месяц по максимуму использовал преимущества своего официального положения, выступая со знаковыми заявлениями в публичном пространстве. В Сретенском монастыре — одном из центров московского православного консерватизма, управляемом влиятельным архимандритом Тихоном (Шевкуновым) — он принес присягу верности традиционным церковным устоям, высказав солидарность с учением новомученика архиепископа Илариона (Троицкого). 
«Когда в богословие стали проникать либеральные идеи, когда стали вслед за некоторыми богословами утверждать, что нет разницы между конфессиями, что это ветвь на едином дереве, — сказал владыка Кирилл, — святитель Иларион в своем замечательном труде «Христианства нет без Церкви» утвердил на основе святых отцов и всего Предания, что есть только одна Церковь — святая соборная апостольская, которая в настоящее время являет себя в Православной церкви». Святитель Иларион в своем труде идет еще дальше: доведя свою мысль до логического предела, он утверждает, что католики и протестанты не являются христианами. Однако митрополит Кирилл элегантно обошел этот вопрос, убив тем самым двух зайцев: и консерваторам потрафил, и постарался не испортить отношений с католиками и протестантами, с которыми ему еще предстоит сотрудничать.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе