Создать Церковь в каждом сердце

Епископ Рыбинский и Угличский ВЕНИАМИН отвечает на вопросы "Северянки"

Ваше Преосвященство, не могли бы Вы пояснить, для чего в марте этого года Ярославская епархия решением Священного Синода была разделена на две - собственно Ярославскую и Рыбинскую епархии?

Владыка: Не мы первые, как говорится, не мы последние. Еще, наверное, год назад многие архиереи стали просить о том, чтобы образовать новые епархии. Для чего это нужно? В епархии много приходов, много воскресных школ, много разных проблем и вопросов, которые приходится решать архиерею, и он, если честно, не успевает. Одному человеку все решать затруднительно. Поэтому необходимы помощники, а еще лучше -передать часть территории и часть проблем новой епархии.

В Ярославской епархии до разделения было 260 приходов, 21 монастырь и много-много разных церковных структур. После разделения к нам, в Рыбинскую епархию, перешло 120 приходов и восемь монастырей. В первую очередь это делается для удобства управления, для того, чтобы епископ чаще посещал приходы и лучше знал их жизнь. Подобное разделение происходит во многих регионах.

"Северянка": город Данилов, наш район и все наши храмы теперь в вашем ведении?

Владыка: Да, к Рыбинской епархии отошли все западные и северные районы, то есть церковные благочиния бывшей Ярославской епархии. Обе епархии - новая Ярославская и Рыбинская - входят сейчас в Ярославскую митрополию.

"Северянка": У новой епархии уже есть свое помещение, постоянный адрес?

Владыка: В Рыбинске около Спасо-Преображенского собора на берегу Волги - он теперь стал кафедральным - есть старое здание, где и располагается Рыбинская епархия, адрес - улица Крестовая, дом 7.

"Северянка": А какова структура епархии?

Владыка: В каждой епархии есть отделы по таким направлениям: религиозное образование и катехизация, миссионерская работа, социальная работа, работа с молодежью, издательское дело, информационный отдел. И у нас, если нет пока отделов - мы их стараемся сформировать, то уже есть ответственные за эти направления. Отдел религиозного образования уже действует, отдел по социальной работе есть, информационный отдел практически функционирует... Может, еще не все на уровне, но мы стараемся.

"Северянка": Будет ли в епархии свое регулярное издание по типу "Ярославских епархиальных ведомостей"? Свой сайт в Интернете?..

Владыка: Над изданием думаем, а сайт уже создается. Надеемся, что он будет живым, постоянно пополняемым, полезным и интересным. Пока же вся информация о нас - на сайте Ярославской митрополии.

"Северянка": Получается, что у епископа довольно много обязательной чиновничьей, если не сказать - бюрократической, работы. Скажем по-современному: он должен быть энергичным менеджером. Но он ведь непременно и духовный пастырь. Как удается совмещать две столь разные и непростые ипостаси?

Владыка: Что ж, такое совмещение было изначально. Епископское служение идет от апостолов - они были первыми епископами. Слово "епископ" означает - "блюститель". То есть ему даются полномочия, власть, духовные силы, для чего и существует таинство рукоположения - чтобы иметь ту помощь, те возможности, которые позволяли бы осуществлять и духовное руководство и вести дела в экономической, в материальной плоскости. Если угодно, да - менеджер. Естественно, епископ не может сам со всем управиться. У меня есть помощники, заместители, секретари, есть на той или иной территории благочинные, которые становятся представителями епископа.

"Северянка": Мы публикуем вашу биографию - она размещена на сайте митрополии... Вы заканчивали механико-математический факультет Московского университета. Как человек с высшим техническим образованием принимает решение посвятить свою жизнь Церкви?.. Может, у Вас было какое-то потрясение - беда, несчастье, какой-то сильный толчок, который и заставил поменять свой Путь?..

Владыка: Нет, ничего такого катастрофичного, слава Богу, не случилось. Я-то в храм пришел - вернее, меня привели родители, мама, - еще в детстве. Посещал храм и школьником.

"Северянка": Это было на Вологодчине, в Соколе?..

Владыка: Нет-нет, Сокол я плохо помню - до трех лет. Мы уже на Украине жили. Там, правда, в нашем городке церковь закрыли в 61-м году, во время хрущевских гонений. Но мы с мамой ездили в ближайшие города -в Никополь, в Запорожье. Помню прекрасно: учеба в школе и общение с людьми верующими. У нас хорошие были соседи. Вера поддерживалась в среде наших близких, знакомых. А выбор моего пути формировался уже где-то в старших классах и потом, во время учебы в университете - в направлении церковного служения. Я уже был знаком со священниками, даже - с епископами. Мне просто посчастливилось: я встретил таких людей, которых можно назвать исповедниками веры - митрополита Алма-Атинского Иосифа, архимандрита Серафима (Тяпочкина). Это были люди глубокой веры, они прошли репрессии, лагеря, защищали православие в самые лихие годы. Общение с ними давало силы, выстраивало мою жизненную позицию.

"Северянка": А как Вы оказались на Ярославской земле?

Владыка: После окончания университета нужно было отработать несколько лет по специальности. Только потом я принял окончательное решение, хотя в то время это было не так просто. Власти в лице уполномоченных по делам религии всячески препятствовали людям, имеющим высшее образование, посвящать себя Церкви, становиться священниками.

А выбрал я Ярославскую землю, потому что митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн, будучи большим ученым, высокообразованным и культурным человеком, умел договариваться с уполномоченными. Он многих рукоположил - бывших выпускников вузов, вот и меня - тоже.

"Северянка": Нельзя не задать такой вопрос: Вы довольно поздно постриглись в монахи, а до того были, что называется, белым священником, были женаты. Брак расторгнут, читаем мы в вашей биографии, по обоюдному согласию. У Вас, наверное, дети остались?..

Владыка: На тот момент, когда мы с супругой решили целиком посвятить свои жизни Богу, принять постриг, у нас была одна дочь, уже взрослая. А сейчас ей 33 года, у нее есть муж, дети.

"Северянка": Можно задать несколько "даниловских" вопросов? Какова все-таки судьба нашего главного городского - Воскресенского собора, - того, который в хрущевские времена был приспособлен под Дом культуры? Когда может он снова поднять свои купола и кресты над городом?

Владыка: Я надеюсь, что это свершится. Тем более что у нас есть договоренность с вашей администрацией, а эта договоренность поддержана и администрацией области. Начнет строиться здание для Дома культуры. И как только ему будет куда перейти, собор передадут епархии. Надеемся, что этого не так долго ждать.

"Северянка": Ох, разговоры давно идут, но пока ни одной лопаты грунта под фундамент будущего ДК не вынуто.

Владыка: Тем не менее, строятся ведь на Руси и новые школы, и новые дома культуры. Да, бюджеты Министерства культуры и области невелики, но если чаще поднимать этот - даниловский вопрос, можно добиться выделения необходимых средств.

"Северянка": Тут, видно, без своего Тырышкина не обойтись (напомним читателям, что предприниматель В. И. Тырышкин выделил - по сообщениям газет - семь миллионов долларов для возведения в Ярославле Успенского собора).

Владыка: Не думаю, что здесь нужен Тырышкин. Девяносто лет ждет город Данилов своего Дома культуры -может, уже подошла ваша очередь?.. Вот восстанавливать собор в прежней красе - Тырышкин потребуется.

"Северянка": Скажите, владыка, а планируется ли восстанавливать в прежнем полном виде Казанский монастырь на Горушке?

Владыка: Там тоже требуются большие средства. Были бы средства, были бы люди, готовые строить, можно было бы возвести и колокольню, и корпуса, и ограду. Сейчас, пожалуй, об этом рано говорить, все со временем.

"Северянка": Вы сегодня благословили обустройство домового храма в Даниловской районной больнице. Значит, в Рыбинской епархии поощряется создание больничных храмов?

Владыка: Не везде есть больничные храмы, но молитвенные комнаты теперь открыты практически в каждой больнице. Это поддержка и больным, и тем, кто там работает, и родственникам больных - надежная духовная помощь. Надеюсь, что у вас все состоится: помещение - я убедился - достаточное, хорошее, церковь будет.

"Северянка": К даниловцам вернулась память о своем святом - блаженном Илие Даниловском, Христа ради юродивом. Во многих домах появились иконки святого. Дадите ли Вы благословение на поиск его мощей?

Владыка: Обретение мощей - это промысел Божий, и случится оно тогда, когда Господу будет угодно. Во всяком случае, готовиться к этому можно: собирать и архивные факты, и возможные свидетельства старожилов о месте упокоения святого.

"Северянка": Больно видеть, как погибают сельские храмы. Их все еще немало на нашей земле, заброшенных, забытых, а когда-то прекрасных - замечательной архитектуры. Спасти эти малые шедевры способа нет?..

Владыка: Многое зависит от инициативы сельских жителей. Там, где создается церковная община, где появляется энергичный староста, где находят возможность привлечь благотворителей, доброхотов, там дело сдвигается с мертвой точки, храмы оживают. Епархия это приветствует, поддерживает.


"Северянка": Вы возглавляете кафедру теологии в Ярославском педуниверситете. Какие люди приходят на отделение теологии, как отбираются?

Владыка: Отбираются люди туда на общих основаниях, поскольку это государственный вуз. Сдают обычные экзамены - обществознание, историю, русский язык. Правда, мы проводим собеседование, чтобы поступающие знали, что их ждет. Тем более и устроиться на работу по этой специальности не так-то просто. Такие специалисты востребованы в первую очередь в епархиальных структурах. В светских школах им не всегда находится работа - наше общество еще не осознало ценности теологического образования.

"Северянка": Вы довольны первыми выпускниками?

Владыка: Очень доволен. Многие стали священнослужителями, многие ведут воскресные школы. Неплохие у нас выпуски и на заочном отделении, куда, как правило, приходят люди зрелые, нашедшие свой путь.

"Северянка": Два слова о ваших книгоиздательских планах.

Владыка: Должна вскоре выйти книга о репрессированных священнослужителях нашего Ярославского края. Готовим издания о новомучениках, о местных святынях, краеведческие материалы.

"Северянка": Большое спасибо, Ваше Преосвященство, что нашли время для беседы. Что бы Вы пожелали в заключение даниловцам?

Владыка: Я хотел бы пожелать всем милости Божией. А наше призвание - создать Церковь в каждом сердце, в семье, в городе и исполнять во всем волю Божию.


От редакции: 22 августа исполняется два года с того дня, когда в Преображенском соборе Соловецкого монастыря Святейший Патриарх Кирилл совершил хиротонию (посвящение) архимандрита Вениамина во епископа Рыбинского."Северянка" присоединяется к тем искренним поздравлениям, которые сегодня во множестве получит владыка ВЕНИАМИН.

Страницу подготовил Руслан (во св. крещении Николай) АРМЕЕВ. Фото Валентины БЕРЕЗКИНОЙ.

Биография епископа ВЕНИАМИНА

Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин (в миру Николай Иванович Лихоманов) родился 2 октября 1952 года в городе Сокол Вологодской области, в верующей семье. Вскоре семья переехала на Украину.

В 1969 году он окончил среднюю школу в городе Марганец Днепропетровской области и поступил на механико-математический факультет МГУ. Университет закончил в 1975 году. Некоторое время работал в должности инженера в Институте математики и механики Казахской академии наук в Алма-Ате. С мая 1976 по июнь 1978 года - младший научный сотрудник во ВНИИ синтеза минерального сырья в г. Александрове Владимирской области. В 1978 году вступил в брак с Анной Никандровной Денисовой.

В октябре того же года митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) рукоположен в сан диакона, затем - во пресвитера, с назначением вторым священником Воскресенского собора в Тутаеве. С октября 1979 года - настоятель Воскресенского собора и благочинный церквей Тутаевского округа. В 1984 году окончил Московскую духовную семинарию, а в 1999 году - Московскую духовную академию.

В 2002 году по обоюдному согласию брак расторгнут и обоими супругами подано прошение о монашеском постриге. 13 марта 2003 года был пострижен архиепископом Михеем (Хархаровым) с наречением имени Вениамин - в честь священномученика Вениамина (Воскресенского), епископа Романовского. Супруга, монахиня Иоанна (Лихоманова, урожденная Денисова), в настоящее время - настоятельница Иоанно-Мариинского женского монастыря в Ставрополе. С 1996 по 2003 годы был главным редактором "Ярославских епархиальных ведомостей". С 1996 по 1997 и с 1999 по 2003 годы исполнял обязанности ректора Ярославского духовного училища. В 2006 году был назначен заведующим отделением теологии, а с 2008-го - заведующий кафедрой теологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

С 2007 года - духовник Ярославской епархии. Был участником Поместных соборов РПЦ 1990 и 2009 годов и делегатом двух миссионерских съездов.

С 2002 года - сопредседатель секции "Православное краеведение в системе образования" Международных Рождественских чтений. Участвовал в качестве докладчика в работе более 30 научных и учебно-методических конференций различных уровней. Автор ряда научных и научно-популярных работ, а также нескольких статей о новомучениках в Православной энциклопедии.

Решением Священного Синода от 31 мая 2010 года избран епископом Рыбинским, викарием Ярославской епархии. 20 августа 2010 года в Преображенском соборе Соловецкого монастыря Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения, а 22 августа возглавил хиротонию архимандрита Вениамина во епископа Рыбинского.

Решением Священного Синода от 15 марта 2012 года назначен правящим архиереем новообразованной Рыбинской епархии с титулом Рыбинский и Угличский.

источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе