Слуги Богу, отцы всем солдатам

В Ростове-на-Дону состоялся первый в истории современной России сбор войсковых священников. В нем участвовало около двухсот священнослужителей. Полковой батюшка не только исповедует и причащает солдат и офицеров, он делит с ними все тяготы военной службы, в том числе и в горячих точках.

История военного духовенства в России начинается с Петра I. Православные священнослужители сопровождали русские войска в походах, начиная с древних времен. Как постоянный институт военное и морское духовенство в России стало оформляться лишь в начале XVIII века — с того времени, как Петр I "перекроил" русскую армию по иноземному образцу.


В допетровской Руси духовные лица временно прикомандировывались к полкам Патриаршим приказом или непосредственным распоряжением царя. При Петре I с 1706 года с приходов стал взиматься особый сбор — подможные деньги в пользу полковых cвященников и флотских иеромонахов. Воинский устав 1716 года регламентировал: при каждом полку должен состоять священник, в военное время подчиненный полевому обер-священнику действующей армии.


Согласно уставу морской службы 1720 года, на каждый корабль назначался иеромонах или бессемейный священник из числа белого духовенства. Возглавлял морское духовенство обер-иеромонах флота. В мирное время духовенство сухопутных войск находилось в подчинении архиерея той епархии, где был расквартирован полк. Казенный регламент вступал в силу только во время ведения боевых действий.


До екатерининских времен войсковое и морское духовенство было крайне стеснено в средствах. Служить приходилось на бивуаках, под открытым небом, где и как придется. Екатерина II, закрывавшая монастыри и преследовавшая неугодных ей архиереев, тем не менее понимала практическую пользу военного духовенства. Она повелела гвардейскому командованию строить полковые церкви.


Своим высочайшим повелением императрица дала военному священству дохода "от побочных треб для гражданского населения". Говоря современным языком, военный священник мог за плату крестить или отпеть любого православного христианина той местности, где квартировало его воинское соединение.


По Воинскому уставу 1797 года во главе всего военного и морского духовенства был поставлен обер-священник армии и флота которому было поручено "главное начальство" над полковыми священниками в административном и судебном отношениях. Протоиерей Павел Озерецковский (1758-1807), первый обер-священник армии и флота в Российской империи, имел право прямого доклада императору. Обычному протоиерею, чтобы пообщаться с царем, пришлось бы пройти волокиту канцелярий Синода. Карьера обер-священника Озерецковского закончилась вместе с гибелью Павла I.


В 1801 году военное и морское духовенство было лишено автономии и подчинено Синоду. Вместе с этим, военному священству положили регулярное жалованье с начислением пенсии после 20 лет службы. Такая существенная перемена значительно улучшила материальное положение полковых и морских иереев. Жизнь обычного приходского попа проходила в тяготах и нужде. В 1801 году была открыта специальная армейская семинария, "кузница кадров" армейского и морского духовенства. Она просуществовала до 1819 года.


Читайте также: Футбольные фанаты требуют вернуть священнику должность


В 1816 году была учреждена должность Второго обер-священника для Главного штаба Его Величества и гвардии (с 1844 года — Главного штаба, гвардии и гренадеров), в 1840 году — Третьего обер-священника Особого Кавказского корпуса. Начиная с 1846 года, обер-священнику Кавказского корпуса подчинялись церкви казачьих линейных войск на Северном Кавказе. Александр II в 1867 году перевел их в юрисдикцию епископа Ставропольского и Кавказского.


Николай I 6 декабря 1829 года издал именной указ, по которому должность полкового священника приравнивалась к чину пехотного капитана. Но правовое положение военного и морского духовенства оставалось достаточно неопределенным до конца царской России. По закону, военные и морские священники подчинялись Синоду и военному командованию, в ведении которого состояло окормляемое конкретным священником подразделение, но у семи нянек дитя без глазу. Как практику двойного подчинения претворять в жизнь, не было четко прописано ни в одном документе. Периодически на этой почве возникали юридические казусы.


В1853 году обер-священники были фактически уравнены с епархиальными архиереями. Им предоставили дисциплинарную власть над военными священниками: они могли назначить или уволить любого иерея или диакона, находящегося на службе у российского военного министерства, не уведомляя об этом Синод. Ведомство обер-священников расширялось путем присоединения к нему приписных церквей и часовен, прежде состоявших в ведении епархий. В 1858 году всех обер-иереев переименовали в главных священников. В 1883 -1888 годах произошла очередная реформа военного священства. Военное и морское духовенство стало возглавлять одно лицо — протопресвитер военного и морского духовенства.


Довершило эту реформу высочайшее повеление, подписанное в 1890 году Александром III. Протопресвитер был приравнен к генерал-лейтенанту, протоиерей — к полковнику. Полковой священник получил практически полное содержание пехотного капитана (жалованье в сумме 366 рублей в год, столько же столовых, не считая других видов довольствия и так далее). За выслугу устанавливались прибавки к жалованью: 10 лет службы в военном ведомстве — 25 процентов от жалования, 20 лет — половина жалования. Требы, которые совершал капеллан для армии и флота, были безвозмездны. Правовой и экономический аспекты реформы военного ведомства были утверждены Высочайшим повелением от 12 декабря 1887 года.


12 июня 1890 года император Александр III подписал Положение об управлении церквями и духовенством военного и морского ведомств. Во главе военно-морского духовенства стоял протопресвитер. Структура подчиненного ему Духовного управления была не менее сложной и разветвленной, чем в управлении столичного митрополита. Протопресвитер был равен епархиальному архиерею. Но на этом сходство и кончалось.


У протопресвитера, в отличие от его коллег — архиереев, не было территории, которую бы он мог постоянно контролировать: воинские части и экипажи морских судов могли в любой момент резко поменять дислокацию. Рукополагали иереев для военного духовенства опять же епархиальные епископы. Они же контролировали военное и морское духовенство в своих епархиях. Вершить над военным или морским архиереем церковный суд имел право только епархиальный архиерей.


Светское право здесь вступило в конфликт с церковным. Протопресвитер, высший духовный чиновник армии и флота, на деле оказывался главой довольно громоздкой бюрократической структуры под названием Духовное управление. Контролировать работу этого управления с течением времени становилось все труднее. В годы Первой Мировой войны штат главной военной констистории разбух до масштабов ведущего имперского ведомства. Раздутость аппарата повлекла за собой невообразимую волокиту и обычное чиновничье взяточничество.


В 1899 году для военного и морского духовенства был введен образовательный ценз. В ведомство протопресвитера брали лишь лиц с академическим образованием или окончивших семинарию по первому разряду. В случае необходимости в царской России в воинские части назначались римо-католические священники-капелланы, возглавляемые деканом. Мусульман окормляли муллы, лютеран — пасторы, буддистов — ламы.


Ветер перемен февраля 1917 года не минул и войскового духовенства. В июле 1917 года состоялся Второй съезд военного и морского духовенства. На нем был утвержден принцип выборности всех лиц управленческого аппарата. Это более соответствовало каноническому церковному праву. Была и другая причина: военные священники устали быть "чиновниками духовной констистории" и "рясофорными жандармами" для солдат и матросов. За Февралем последовал Октябрь.16 января 1918 года институт военного и морского духовенства в русской армии был ликвидирован приказом Народного Комиссариата по военным и морским делам. Из армии было уволено 3700 священников. Начался армейский "красный террор" по отношению к духовенству.


Читайте также: Священник РПЦ подружился с папуасами


Протопресвитер царской армии и флота Георгий Шавельский, спасаясь от "красного террора", бежал. В сентябре 1918 года, в одежде нищего бродяги, измученный Шавельский прибыл в гетманский Киев. После нищенской жизни в Киеве он вступил как полковой священник в Добровольческую армию. 10 декабря 1918 года Деникин назначил Шавельского армейским протопресвитером. Вместе с остатками Белой Армии отец Георгий в 1920 году эмигрировал из Крыма в Болгарию. Начались типичные для белого эмигранта скитания. Экс- протопресвитера не принимали ни "карловчане", ни "тихоновцы".Служители разделенной Русской Церкви обвиняли Шавельского в духовном разложении армии. Скончался последний царский протопресвитер в 1951 году в Софии.


В нынешних российских СМИ с подачи телеканала "Союз" родился полуофициальный термин "батюшка особого назначения". Это священник, который духовно окормляет солдат и офицеров в горячих точках. Сейчас назрела потребность ввести таких батюшек и в обычной воинской части.


"Священник самим фактом своего присутствия в подразделении, скажем, в вечерние часы, уже способствует тому, чтобы жизнь в этом подразделении гуманизировалась. Собирает батюшка воинов на корабле, в казарме, на взлетке и рассказывает им что-то хорошее, полезное. И военнослужащие в это время друг друга не мутузят, не ругаются матом — уже происходит нравственное возрастание коллектива. Обычно это время, когда командиры отдыхают, кроме дежурных и ответственных, то есть это воскресные дни или будние вечера", — сказал в эфире телеканала "Союз" протоиерей Михаил Васильев, заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами. Духовно подготовленный солдат не спасует и в случае реальной войны. На поле боя может испугаться и бесстрашный. А атеистов в окопах не бывает точно.


Артур Приймак


Правда.Ру


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе