Россия возвращается в Китай

В Порт-Артуре на месте заброшенного русского кладбища началось восстановление русской православной часовни, воздвигнутой над могилами моряков, погибших во время русско-японской войны 1904 – 1905 годов.

Часовня восстанавливается по проекту ярославских специалистов во главе с архитектором-реставратором Вячеславом Сафроновым. Вот уже несколько месяцев он курсирует из Ярославля в Китай и обратно. Подробности должны быть оглашены на пресс-конференции в ближайшее время, а пока лишь самые общие сведения, которые в дальнейшем ещё будут уточняться.  

От часовни осталось немногое. Есть фотографии. К сожалению, недоступны японские архивы, где могли сохраниться самые интересные данные, относящиеся к началу века.

Реализация ярославского проекта началась с первых дней апреля, когда китайские рабочие приступили к ландшафтной расчистке кладбища и окружающей территории. О масштабе работ можно судить по тому, что здесь предстоит заменить около 1800 деревьев.

Пик дружеских отношений между Китаем и нашей страной пришёлся на 1945 год, когда советские войска освободили Китай от японских захватчиков. В 1949 году была провозглашена Китайская Народная Республика, через шесть лет Советский Союз передал Порт-Артур ей, а вскоре между нашими странами началось охлаждение, которое стремительно нарастало и наконец превратилось в разрушительный вал «культурной революции», и она стала крушить на своём пути всё, что имело хоть какое-то отношение к недавно уважаемому северному соседу.

В разгул антирусской вакханалии на кладбище Порт-Артура было сломано множество крестов. В том числе крест, воздвигнутый в память адмирала Макарова и погибшего вместе с ним на броненосце «Петропавловск» художника Верещагина. Разрушен великолепный крест с мозаикой, стоявший над чьей-то могилой, и многие другие.

Новые отношения, установившиеся в последнее время между нашими странами, открыли возможность вернуться к тому, что нас когда-то связывало. Русская крепость Порт-Артур стояла на китайской земле, и подвиг наших моряков, жизнь многих тысяч русских людей, живших в этих краях, неотделимы от истории как Китая, так и России.

Ярославский проект в этом смысле имеет государственное значение.

Очень важно, что речь идёт именно о храме. На этом стоит остановиться подробнее.

Православная церковь играла огромную роль в жизни русской диаспоры в Китае. Начиная с конца XIX века, со строительства КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги), и до середины 1950-х годов, когда многочисленное русское население (по некоторым данным, 400 тысяч человек) постепенно растворилось, возвращаясь на Родину, уезжая в другие страны, церковь на далёкой чужой земле способствовала сохранению русских обычаев, нравственных ценностей, всего традиционного уклада русской жизни.

Особенно хорошо это видно на примере столицы КВЖД – города Харбина. Выходцы из него живут сегодня по всей России. Там, где их особенно много – в Екатеринбурге, Новосибирске, Омске, они поддерживают связь друг с другом, издают газеты, печатают воспоминания, стремясь запечатлеть историю ещё одной «русской Атлантиды».

Ни одна из таких записок не обходится хотя бы без нескольких строк о храме, чем-то особенно близком автору, а то и о нескольких – в Харбине действовала двадцать одна (!) церковь. И сверх того каждый автор обязательно вспоминает о Соборе. Кто-то, может быть, и полное название в детстве не знал: Свято-Николаевский кафедральный собор, да и редко кто называл его вот так, полностью. Говорили просто – Собор, и всё было ясно.

Огромный, деревянный, потрясающей красоты Собор стоял в самом центре города посреди площади. Несмотря на то, что в каждом конце города была своя церковь, сюда приезжали отовсюду как на праздник. Стены из брёвен цвета тёмного мёда, полумрак, громадная люстра, которую зажигали полностью только на Пасху, дрожащие отсветы от свечей перед иконами в тяжёлых серебряных окладах, великолепный хор и знаменитый на весь город мощный, ни с чем не сравнимый бас дьякона производили неизгладимое впечатление.

Собор стал одним из двух первых православных храмов, построенных в Харбине. Говорят, что освящённый лес для них привезли в своё время из-под Вологды.

Собор возник почти одновременно с городом. Первый барак строителей КВЖД неподалёку от реки Сунгари, притока Амура, был возведён 16 мая 1898 года. Эту дату принято считать днём рождения Харбина. Тогда же в приспособленном помещении была открыта первая скромная церковь. А через год, в 1899-м, когда Харбин ещё назывался железнодорожным посёлком Сунгари, был заложен храм Святителя Николая Мирликийского. Дальше цитирую одно из упомянутых выше земляческих изданий Новосибирска.

«Для него было отведено самое лучшее и возвышенное место в районе, получившем позже название Новый город. Проект храма был выполнен в Санкт-Петербурге архитектором Подлевским и построен всего за один год коллективом строителей, возглавляемым архитектором Левтеевым. Тёмный, ажурный, построенный из брёвен в стиле древних вологодских храмов, он имел в основании форму креста. Шатровый купол, звонница, верх алтаря были увенчаны главами с шашечным покрытием. Он был одним из крупнейших в мире деревянных храмов».

Первое богослужение в нём состоялось на Покров в 1899 году, говорится в том же тексте. Первоначально это была просто церковь, позже указом Синода она получила статус кафедрального Собора.

В 1933 году в ограде Собора с северной стороны была построена Иверская часовня – точная копия часовни, стоявшей у Ивер­ских ворот Кремля в Москве и разрушенной в 1931 году. Харбинский Собор был свидетелем многих исторических событий. В его стенах служили молебны и панихиды в русско-японскую войну 1904 – 1905 годов, торжественным молебном было отмечено в августе 1945 года освобождение Харбина и всего северо-востока Китая от японской оккупации.

Собор простоял 67 лет, пока 23 – 26 августа 1966 года не был полностью разрушен и сожжён хунвейбинами. Позже тут появилась большая клумба. А сейчас, по свидетельству очевидцев, здесь возведено непонятное сооружение, похожее на ступенчатую пирамиду. Один из бывших харбинцев, побывавших там недавно, пишет: «У китайцев существовала легенда о спящем драконе, голова которого покоится под Собором, а хвост на Успенском кладбище, и, что если дракона разбудить, он может причинить городу много бед. Эта легенда всплыла, когда снесли Собор и суеверные китайцы во избежание «как бы чего не вышло» решили обмануть дракона и сделали макет Собора двухметровой высоты, установив его в большом зале под пирамидой, на том месте, где стоял храм. Китайцы сожалеют, что снесли Собор и одно время поговаривали о его восстановлении, но пока конкретных решений нет...»

Из всех харбинских церквей сохранились сейчас две-три, из них действующей до недавнего времени оставалась только одна.

Русские православные церкви были не только в Харбине, но и в других городах и посёлках Маньчжурии по всей территории КВЖД. А кроме того, в Шанхае, Тяньзине, Чанчуне, Мукдене, Порт-Артуре и других городах, где жили наши соотечественники. За ними – целый пласт русской культуры, к сожалению, уже почти ушедший и почти не изученный. Был свой Никольский собор и в порт-Артуре, но и он, как и во многих других местах, не сохранился. Ярославский проект в этом смысле, может быть, станет первой ласточкой.

Недавно в Ярославле проездом из Китая (!) побывал англичанин, выпускник Оксфордского университета, который пишет диссертацию по русско-китайским отношениям. Он провёл два дня в офисе у Сафронова и со своей стороны поделился фотографиями русских церквей в Китае, в том числе харбинских. В Англии тоже понимают, что к чему.

Северный край


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе