Путь христианина

Есть такие люди, о которых рассказывать и легко – и трудно одновременно. Легко, потому что они всегда и во всем на виду. А слова и дела их просты и понятны. У такого человека не придет в голову искать вторых планов, подозревать его во лжи и лицемерии. А трудно, потому что мы не бываем готовы не то что жить, а даже находиться рядом с такой евангельской простотой. Сами-то мы несем целый мешок всяческих условностей, чемодан самости, да еще в придачу набор клише и стереотипов. А освободиться от всего этого багажа у нас очень часто не хватает силы воли. Не хватает решимости быть честным перед собой, перед Богом и перед людьми. Святые такую решимость имели.
Сегодня хотелось бы рассказать именно о таком человеке. Он жил не так давно, всего несколько десятилетий назад, а 5 октября исполняется 80 лет со дня его мученической кончины. Он известен как священномученик Вениамин, епископ Романово-Борисоглебский, а в миру – Воскресенский Василий Константинович.

Первые университеты

Родился – 15 января 1871 года в селе Переславцево Угличского уезда Ярославской губернии и происходил из многодетной семьи священника. Его отец много занимался народным образованием. И свое начальное образование будущий священномученик получил в школе, которую основал его отец и которая располагалась в их доме. Затем была духовная школа: училище, Ярославская духовная семинария и Московская духовная академия. В 1898 году Василий Константинович был назначен инспектором Кутаисской духовной семинарии, где также преподавал русскую литературу и историю. В 1901 году он был переведен в Тифлисскую духовную семинарию и в Тифлисе окончил императорское музыкальное училище по классу теории музыки. Пришлось будущему Владыке потрудиться в Вятской и Вологодской духовных семинариях.

В 1911 году Воскресенский был назначен преподавателем Священного Писания в Ярославскую духовную семинарию, где также являлся руководителем семинарского хора. Он принял деятельное участие в учреждении стипендии для бедных студентов семинарии, стал активным жертвователем. Василий Константинович также участвовал в развернувшейся в церковной прессе полемике о богослужебном пении: должен ли церковный хор состоять из профессиональных певцов или нужно стремиться к общенародному пению, быть ли церковным напевам унифицированными или им следует сохранить местные различия. Будущий Владыка отстаивал ценность местных традиций, наиболее важной в церковном пении считал религиозную сторону. Помимо организации хора в семинарии Воскресенский создал церковный хор в родном селе Переславцеве. В 1915 году Ярославский архиепископ святитель Агафангел (Преображенский) организовал проповеднический кружок, в который пригласил наиболее авторитетных и талантливых пастырей­проповедников, преподавателей семинарии, в том числе Василия Константиновича.

С 1916 года Василий Воскресенский в течение 3 лет преподавал в Ярославской железнодорожной школе 1­й и 2­й ступени, в том же году был назначен членом издательского отдела епархиального просветительского братства свт. Димитрия.

После закрытия семинарии Василий Константинович в 1918 году перешел на работу в общеобразовательную школу в Ярославле.

Романово­-Борисоглебский святитель

4 июня 1921 года съезд духовенства и мирян Тутаевского уезда избрал Василия Константиновича Воскресенского кандидатом на замещение Тутаевскоговикариатства. В том же году он принял монашеский постриг с именем Вениамин и был хиротонисан во епископа Тутаевского, викария Ярославской епархии, стал одним из ближайших помощников митрополита Агафангела.

Для тех, кто не знает, – город Тутаев и город Романов­Борисоглебск – это одно и то же. Правобережную часть города, более древнюю, заселили еще в 1238 году бежавшие от монголо­татар ярославцы. Первый храм воздвигли в честь святых князей Бориса и Глеба, которым молились о прекращении междоусобной брани. В честь них была названа в последующем и слобода. Левобережный Романов основал князь Роман Угличский, посвятивший его своему небесному покровителю.

В XIX веке оба города указом императора были объединены в один с именем Романов­Борисоглебск.
В годы революции, большевики, стараясь вычеркнуть из памяти народа все, что свято, ринулись переименовывать и населенные пункты. В 1918 году комиссией из 13 человек было решено назвать город Романов­БорисоглебскТутаевом в честь случайно погибшего здесь в перестрелке с белогвардейцами красноармейца Ильи Тутаева.

Верующими новый Владыка почитался как ревностный архиерей, великий молитвенник, старец, прозорливец. Он имел много духовных чад.

В 1922 году в Ярославле было организовано обновленческое епархиальное управление, развернувшее активную деятельность. В июне 1922 года ОГПУ арестовало митрополита Агафангела, надеясь, что вся церковная власть в епархии перейдет к обновленцам. Однако православное духовенство осудило раскольников и в многочисленных письмах и прошениях заявляло о подчинении Тутаевскому епископу. Вскоре владыка Вениамин был арестован («за хранение штампов и бланков» – видимо, тех духовных заведений, сотрудником которых он являлся до революции) и заключен в ярославскую тюрьму в Коровниках. 15 октября 1922 года в Ярославле состоялось собрание духовенства и мирян, в котором приняло участие более 3 тысяч чел. Собрание заявило о своей верности Православию, об отвержении обновленческого ВЦУ и постановило признать правящим епископом Вениамина Романовского. Несмотря на то, что епископ находился в тюрьме, власти попытались обвинить его в организации собрания, но доказать этого не смогли. Владыка был осужден за «использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче­крестьянской власти» и приговорен к 7 годам лишения свободы. По амнистии срок был сокращен до 5 лет, в 1926 году преосвященнейший Вениамин был освобожден.

Скорби продолжаются…

Архиерей возобновил служение, часто посещал сельские приходы своего викариатства, везде произносил проповеди. Для усиления проповеднической деятельности, в которой теперь из­за отсутствия школ сосредоточилось все христианское просвещение, он брал с собой во время объездов викариатства наиболее одаренных проповедническим даром священников. Во время одной из поездок вечером 12 июня 1927 года владыка Вениамин был арестован в городе Пошехонье и заключен в ярославскую тюрьму.

10 июля 1927 года следствие было завершено, материалы отправлены для окончательного решения в Москву, дело было передано на рассмотрение тройки при Секретном отделе ОГПУ. 23 сентября 1927 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ владыка Вениамин (Воскресенский) был приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан; срок он отбывал в поселке Джамбейта Уральской области, а в 1929 году был переведен в село Каратюбе в той же области.

В ссылке епископ поддерживал активную переписку со своей паствой, окормлял духовных чад, вникал в возникавшие административные проблемы. В связи со смущением, возникшим после публикации Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и Священным Синодом «Декларации» 1927 года, владыка Вениамин, разъясняя пастве свою позицию, в 1928 году писал из ссылки: «Каноны говорят: нельзя Предстоятеля Церкви судить без суда Церкви. Если его пока нет, то пребудь в терпении, и уповании, и чаянии грядущего суда; он будет или через Собор или, по невозможности его, через консенсус, какой состоялся об обновленцах. Митрополит Агафангел, находясь в преддверии смерти, не решился выступить с судом (отделение означает именно суд) без суда Церкви. Я тоже не решаюсь и боюсь. Я повинуюсь митрополиту Сергию. Это не означает, что я соглашаюсь с Декларацией… Я с ней не соглашаюсь, я против нее, я осуждаю ее. Я не «мирюсь» и не «соглашаюсь» с митрополитом Сергием и считаю его виновным, а просто повинуюсь. Я хочу быть послушным Церкви и ее канону: без суда не суди. Я боюсь выступить с судом без суда Церкви. Кто поступает лучше – предоставляю решить церковному сознанию».

В конце 1929 года в Тутаеве, как и по всей стране, начались массовые аресты. Верующих обвиняли в создании «контрреволюционных организаций», помощи ссыльному духовенству. В материалы следствия попали письма владыки Вениамина, изъятые при арестах, следователь, составляя обвинительное заключение, 18 февраля 1930 года сделал вывод о необходимости «привлечь к ответственности через соответствующие органы находящегося в ссылке епископа Вениамина Воскресенского за распространение антисоветской переписки».

В марте 1930 года в ОГПУ города Уральска было начато дело против духовенства Михаило­Архангельского собора и верующих. 1 апреля 1930 года владыку Вениамина (Воскресенского) арестовали вместе с другими 29 обвиняемыми; поскольку он имел сан епископа, ОГПУ сделало его главным обвиняемым по делу. На допросах епископ Вениамин виновным себя не признал, заявил, что многих «свидетелей» он никогда не видел, по существу предъявленного обвинения сказал: «Я борюсь с безбожием советской власти, жалуюсь на это безбожие, но убежден, что это не означает призывание к свержению советской власти как государственной власти. В моем понимании религия и государство – два разных института».

Следствие продолжалось около года, епископ тяжело болел (правая сторона тела была парализована) и был помещен в тюремную больницу. 10 сентября 1931 года тройка при Полномочном представительстве ОГПУ в Казахстане приговорила священномученика к 10 годам ИТЛ. Однако приговор не мог быть исполнен, т. к. владыка Вениамин скончался в тюремной больнице. Священномученик был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.

По материалам Православной Энциклопедии /Т.7, С.615­617
Официальный сайт Ярославской митрополии

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе