Пастырский эпатаж, или Почему батюшка «чудит»

17 января – день памяти преподобного Ахилы, диакона Киево-Печерского, жившего в ХIV веке.
Святой этот прославился как великий постник, долгое время проведший в затворе. 
Преподобный Ахила, диакон Печерский


Предание гласит, что он не ел ни вареной, ни сладкой пищи, овощи употреблял редко и в малом количестве, а во время поста вкушал только одну просфору. Мощи преподобного покоятся в Дальних пещерах, а к его заступничеству прибегают жаждущие избавиться от чревоугодия и желающие научиться воздержанию.

Известен также и другой Ахила-диакон – герой повести Лескова «Соборяне». Это натура особо колоритная, мятущаяся и во многом эпатажная, однако симпатии читателя – на его стороне.

Ведь во все времена среди православных верующих и духовенства находится множество ярких, неординарных личностей, которым особо непросто воспитать в себе кротость и смирение. Эпатаж нередко становится проявлением этих блистательных натур, что создает определенные проблемы в общении и священников, и мирян.


Протоиерей Алексий Иродов держит в руках череп, найденный на разоренном православном кладбище. На нем отпечаталась надпись «Святый Боже, помилуй нас» – от венчика, который кладут умершему на лоб.


Однако эпатажем считается «умышленно провокационная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, демонстрируемые с целью привлечения внимания». Как же такое может сочетаться с христианским отношением к миру, а тем более с духовным званием?!

Рассказать об эпатажных священниках мы попросили протоиерея Алексия Иродова, настоятеля храма священномученика Владимира в Виннице. Батюшку вполне можно считать экспертом по данному вопросу: общение с ним всегда вызывает фейерверк эмоций у его визави, а поступки его зачастую отличаются поражающей яркостью и неоднозначностью.

Это отец Алексий Иродов умудрился привезти в областной центр старинную деревянную церковь XVII века, которая в захолустном селе многие годы лежала разобранная на дрова, и служить в ней более 15 лет. Это он с группой энтузиастов руками перебрал тонны земли на бывшем православном кладбище, разоренном в 60-х годах прошлого века для строительства на этом месте детской поликлиники. Останки более 300 человек, валявшиеся как мусор под забором, найдены и погребены по православному обряду в костнице под деревянной церковью. Это батюшка Иродов с иконописцем Ростиславом Моцпаном годами разыскивал в селах Виннитчины древние чудотворные иконы, которые сейчас канонизированы как местночтимые святыни.

И подобных вех в жизни отца Алексия за почти 20 лет его священнического служения много. При всей своей эпатажности, неординарности идей, проектов и манер, батюшка строго придерживается православных канонов, любим и ценим многими духовными чадами. Просто в общении с ним нужно сразу настраиваться на непредсказуемость, неожиданную ассоциативность и глубокие параллельные смыслы.



В плену социального стереотипа


Деревянная церковь, привезенная отцом Алексием в Винницу. 
Фото: pravlife.org


– Эпатажные – не то слово, которое стоит употреблять. Оно, мне кажется, вносит понижающий пафос. Само это явление хорошее, хотя кого-то может пугать необычностью.

Преподобный Максим Исповедник: «Страсть есть противоестественное движение души по направлению либо к неразумной любви, либо к неразборчивой ненависти, питаемой к кому-либо из-за чего-нибудь чувственного. Например, [движение] к неразумной любви, либо к яствам, либо к женщине, либо к богатству, либо к преходящей славе, либо к чему-нибудь чувственному или ради них. А [движение] к неразборчивой ненависти – также по отношению к чему-нибудь из названного или ради них».

В основе так называемой эпатажности лежит не до конца осознанная реакция на сервильность окружающих. Сервильность более известна как подобострастие, раболепие, угодничество и подхалимаж. И явление это присуще вообще природе человека в мире сем. Применимо оно ко всем сторонам человеческой жизни – в том числе проявляется у людей и в Церкви.

Апостол Павел пишет «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте» (2 Кор. 13:5). В этом смысле каждый верующий человек должен испытывать, что лежит в основе его веры, какова она. Очень часто вера ближнего вызывает небезосновательное подозрение, что им движет легкомысленная эмоция, легкая и поспешная, но на самом деле под этим скрывается безразличный прагматизм, который хочет узнать закон праведности, и при этом не утруждать себя самой праведностью.

Сервильность выражается в легкомысленной любви или ненависти к какому-то предмету. Легкомысленность проявляется в постоянном эмоциональном перехлесте. Человек начинает легкомысленно дарить Богу и людям то, чего не имеет сам.

Толчком этому служит потребность человека к самореализации, его вера, горячее желание исправить свою жизнь и т.д. Не подозревая опасности на этом пути, человек попадает в плен социального стереотипа, ведь так ведут себя, по его мнению, все.



Потребность сохранить дистанцию

Переживание подобострастия дается каждому человеку мучительно. Душа чувствует непонятную неестественность. Одни люди легко и привычно переступают это ощущение, другие не могут избавиться от него, но в большинстве случаев человеку недостает решимости разобраться, и человек попадает в плен другого стереотипа: «Все идут не в ногу, ты один в ногу?»

Многие люди на этом этапе уходят из Церкви. Те же, кто остается, находят компромисс, и изобретают себе некий образ, удачный или не очень, за который прячутся от переживания чего-то грязного, с чем не хотят согласиться.

То, что вы назвали «эпатажностью», скрывает под собой потребность остаться чистым, сохранить себя, создать дистанцию, чтобы легче было думать. Чтобы не запутаться. Чтобы разобраться. Так и получаются «эпатажные батюшки».

Мое личное убеждение, что «входите узкими вратами» в наше время означает то же, что идти не в ногу со всем миром. Конечно, это, как всё в мире, не безопасно, но, как и всё в мире, при наличии любви и живого сердца, не станет наносить вред. Воздержится от разрушения, и будет созидать. Хотя, к прискорбию, это не всегда так.



Ревность не по разуму

Оставшись один, человек может стать одиноким. Это случается с непривычки, от незнания того, что так всегда и было, просто раньше он испытывал одиночество от того, что хотел и искал Бога, и теперь, когда близкие стали немножечко чужими, нужно вспомнить, что для всех и для всего, что есть в мире хорошего, Богом предусмотрено место в душе человека. Близкие никуда не исчезнут, просто таким образом освободилось место для радостного общения с Богом. Возможно, пришло время вынуть бревно из своего глаза, чтобы потом вернуться к ближним и укрепить их.

Если человек не сможет удержаться от желания укорить ближних, то он будет погружать себя в ощущение одиночества. И вслед за этим, в очередной раз отвергнув шанс возлюбить-таки Бога, ударится в сервильность, только в другую ее сторону – ненависть и раздражение.

В таком случае человек, убегавший от неправильной любви, сам будет делать то же самое – впадет в эмоциональный перехлест, только с другим знаком. Будет не прелюбодейно любить, а несправедливо ненавидеть.

В некоторых случаях получается еще проще. Когда человек приходит, и на том месте, на котором хотел бы быть сам, видит другого, и ревнует не по разуму. Испытывает приступ острой ревности. Ох, если бы хватило ему доброжелательности! Ведь ревность о святом месте испытывал и Сам Господь. И эта ревность законна. Вопрос в том, какой из этого сделать вывод. К сожалению, в этом случае человек уходит раздраженный, не находя ничего лучшего, чем ябедничать по поводу дорогих автомобилей или другого хлама, показывая тем, о чём горит его сердце.


Протоиерей Алексий Иродов. 
Фото: pravlife.org



Неразумная любовь – неразборчивая ненависть

Подобострастие проявляется как две крайности. Одна из них направлена на любовь, другая на ненависть, и проявляются они, сменяя друг друга с разной периодичностью. От одного раза за всю жизнь, для одного конкретного эпизода, до несчетного количества этих перемен, но всегда с эмоциональным перехлестом. На этом основана ненависть многих к Церкви. Легкомысленно подаренная ими привязанность, оказавшись по разным причинам нереализованной, сменяется легкомысленной ненавистью. И всё.

В этом смысле принудительная групповая катехизация, попытки миссионерства могут не достигать своей цели и быть обыкновенной провокацией на сервильность, которая, в свою очередь, будет щедро обеспечена отвращением.

Надо отличать, что именно ты проповедуешь. Глаголы вечной жизни или «свою клёвую мордашку» с «факирски» выбритыми щеками. Действие подобострастия с последствиями, как мне кажется, воспето в песне Алексея Паперного «Пой, соловей»:

Смотрите, хорошие люди,

Идите скорее смотреть.

Идите, смотрите, он будет,

Конечно, он будет свистеть.

Он будет свистеть перепелкой,

потом запоет соловьем.

Потом он окажется волком,

Тогда мы его и убьем…

Всё так хорошо начинается, но конец всегда один – боль в душе и отвержение.



«Мы не ангелы, чтобы быть хорошими или плохими»

Людям кажется, что всё, что связано с любовью – это хорошо, а то, что с ненавистью – плохо. Но это в любом случае не так. Мы не ангелы, чтобы быть хорошими или плохими. Знание добра и зла мы получили от ангелов через змия. Сами же мы очень «сырые», и мы должны научиться любви, а добро и зло – это две «забавные крайности», которые мы не знаем в чистом виде, поскольку еще не созрели как люди, и должны сделать это во Христе – Новом Адаме.

Между двумя крайностями, которые образуют собой подобострастие, лежит та самая добродетель смирения и трезвение. Таким образом, рабочая среда для разумного человека – терпение неопределенности, при этом решимость в желании меняться.

Апостол Павел пишет: «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33). В нашей жизни периоды нашего духовного возрастания мы для себя разделяем на периоды горячей веры и охлаждения. По моему глубокому убеждению, самыми продуктивными являются те периоды, которые мы считаем охлаждением. Они наиболее плодотворны. В эти периоды нам не мешают лишние чувства, подобострастные эмоции. Мы спокойны. Мы дома. И если не пытаться бередить в себе чувственную часть души, а пытаться рассуждать о Христе и молиться, то выясняется, что это спокойное состояние, которое мы считали охлаждением, и есть рабочая среда для верующего человека.

Христианин должен стяжать ум Христов, о котором пишет апостол Павел. Человеку нельзя позволять себе быть нерассудительным, равнодушным, благодушествовать беспечно, чтобы не случилось так, что Господь окажется не в силах посетить его сердце.

Относительно же самого греха подобострастия я уверен, что он является основой всех грехов, поскольку воля человека свободна. Напрямую она не подвергается насилию ни от Бога, ни со стороны бесов. Подобострастие рождает ревность не по разуму, которая, в свою очередь, и заставляет человека проявлять неразумную активность. Недаром говорят: «Совестливый дурак опаснее врага».



«Духовник не обязан быть всегда прав»


Отец Алексий с дочкой Машей


– Как же должно проявлять себя священнику, если он – яркая, неординарная личность? Как сила и блистательность его натуры может сочетаться с духовным званием?

– Спросите у ярких и блистательных натур. Мне кажется, что вполне может и должно сочетаться.

– Однако многие миряне ищут в общении со священниками ответы на важные для них вопросы, разрешение духовных противоречий, выходы из сложных жизненных ситуаций, пути к умиротворению и т.п. Что происходит, когда они общаются со священником, склонным к эпатажу? Как должно им реагировать, если слова и поведение священника обескураживают, смущают, ставят в тупик?

– «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его». (Лк. 6:45)

«Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся» (Отлагaютъ помышлeнiя не чтyщiи сoнмищъ: въ сердцaхъ же сов??тныхъ пребывaетъ сов??тъ). (Притч. 15:22)

Мне кажется, ошибочно воспитывать себе духовника, чтобы он в свою очередь потом исправлял вас. Поле вашей деятельности – вы сами, а не он. Каждый человек выдумывает свой внутренний мир сообразно своей вере, создает то, во что не стыдно поверить ему самому. Духовник – это человек, который должен точить вам зубы, чтобы вам удобней было грызть «дубовый пенек» своей души.

Духовник – это не ларёк по раздаче бесплатной духовной пищи, а скорее ваш личный «Семипалатинский полигон», на котором вы можете без ущерба для окружающей среды проверить ценность ваших внутренних сокровищ.

Всё в мире поучительно для человека, который хочет жить в свете. Как говорит апостол Павел: «Если что из неведомого становится ведомым, то это и есть свет». Духовник не обязан быть всегда прав. Вы обязаны быть всегда правы. Ваша душа должна жаждать веры в Бога, любви Христовой, и научиться всему так, чтобы быть правым перед Богом и полезным самому себе. Не надо исправлять себе духовника – надо исправлять свою душу.

Это у хасидов мессия разделился на множество праведников (цадиков). Мы же не хасиды. Не надо искать Христа в духовнике. Надо искать Самого Христа.

«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8). И если человек горит верой, то Господь подает ему помощь в любых местах, даже самых неожиданных. В том числе и даже через духовника.

«И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21).

По моему убеждению, христианство располагается в жизни человека до того момента, когда он начинает говорить или действовать. После этого начинается уже христианин, которому, как ни крути, приходится жить в мире сем. А в мире сем за житейскими советами, наверное, полезнее обращаться к Анне, Каиафе, Варраве. Они в этой кутерьме больше понимают.

Если же христианин хочет мыслить духовно, он должен вернуться внутрь себя и решать вопрос на уровне своего сердца и Христа, а потом обращаться к духовнику и говорить: «Батюшка, а вот что я подумал».
Автор
МАРИНА БОГДАНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе