О судьбе храмов, приходской жизни и пути к вере

На территории Ярославского района находится большое количество православных храмов. Одни отреставрированы и открыты для верующих, другие восстанавливаются, третьи находятся в руинированном состоянии.

Протоиерей Владимир Мозяков и протоиерей Димитрий Ильичев

Часть жителей района регулярно посещает храмы, другие еще только находятся на пути к вере. Вопросы религиозной жизни, духовности являются актуальными для многих. Поэтому наши сегодняшние гости – священнослужители Русской православной церкви: благочинный Туношенского благочиния, настоятель прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы села Туношна протоиерей Владимир Александрович Мозяков и благочинный Ярославского сельского благочиния, настоятель прихода Троицкого храма села Толгоболь протоиерей Димитрий Викторович Ильичев. 

– Расскажите о своих благочиниях и приходах, в каком состоянии находятся храмы?

Отец Владимир:

– 15 марта 2012 года Синод Русской православной церкви принял решение о создании Ярославской митрополии с разделением на Ярославскую и Рыбинскую епархии. А 6 сентября того же года управляющий Ярославской епархией митрополит Пантелеимон издал распоряжение о разделении Ярославского благочиния на Ярославское сельское и Туношенское благочиния. Следующим распоряжением я был назначен благочинным Туношенского благочиния. До этого существовало единое благочиние Ярославского района, которое возглавлял отец Димитрий Денисов – настоятель храма Параскевы Пятницы на Туговой горе в Ярославле. Тенденция разукрупнения благочиний наблюдается по всей стране и призвана сделать управление благочиниями более эффективным. 

Туношенское благочиние охватывает территории Карабихского, Курбского и Туношенского сельских поселений. У нас девять приходских храмов (Васильевское, Введенье, Высоцкое, Красное, Лучинское, Лютово, Петрово, Солонец, Туношна); пять приписных (Козьмодемьянск, Новленское, Сеславино, Сопелки, Ширинье); две часовни (Курба, Орлово) и храм-часовня в Мордвинове. Центром благочиния является село Туношна. 

Село Туношна - центр Туношенского благочиния

Немалое количество храмов пребывает в руинированном состоянии. Но зачастую с ними ничего нельзя сделать, так как населения в этих местах очень мало, нет возможности создать общину. А там, где есть население, мы стараемся организовать общину, привлечь средства и хотя бы законсервировать храм, чтобы он дальше не разрушался. Многие церкви буквально подняты из руин. Например, в Туношне нам достался храм таким: четыре стены без окон, пола, крыши. Сейчас уже открыты три придела. Но до сих пор мы строим, ремонтируем… Каждый приход имеет материальную основу, а она ограничена теми средствами, которые принесут прихожане. Например, в селе Высоцком живет всего несколько человек, соседние деревни вымирают, но службы в храме есть и будут. Хотя доходов у такого прихода практически нет. В городе, в так называемых спальных микрорайонах, необходимы новые храмы, а в сельском районе другая ситуация. Хорошо бы заполнить те, что есть. У меня налажено взаимодействие со всем духовенством благочиния, удобно то, что я являюсь еще и руководителем паломнического отдела епархии, по будним дням нахожусь в городе, и священники ко мне приезжают, мы решаем наши вопросы. И сам я объезжаю приходы. А если владыка служит в одном из храмов благочиния, я просто обязан там быть – такие торжественные службы проводят четыре священника. 

Отец Димитрий:

– Ярославское сельское благочиние занимает территории Заволжского, Ивняковского, Кузнечихинского и Некрасовского сельских поселений. У нас 14 приходских храмов (Гавшинка, Григорьевское, Давыдово, Кузнечиха, Курилово, Пазушино, Пахна, Пестрецово, Прусово, Сарафоново, Толгоболь, Устье, Федоровское, Чурилково), один приписной храм в селе Богослов и две часовни (Гаврилово, Толбухино). Среди этих храмов есть никогда не закрывавшиеся, восстановленные и восстанавливающиеся с переменным успехом. Бывает так: найдется благотворитель, начнутся работы, потом грянет кризис – и все приостанавливается. 

Специфика благочиний Ярославского района в том, что они не имеют исторически сложившихся центров. Центр Ярославского сельского благочиния – село Толгоболь – небольшой населенный пункт. Поэтому сложно найти площадку для мероприятий, миссионерской деятельности, работы с молодежью. Так, рождественскую елку мы проводим в Доме культуры «Гамма» на Резинотехнике. А если они откажут, то идти нам больше некуда. Поэтому вся деятельность концентрируется внутри отдельных приходов. Здесь уместно вспомнить поговорку «Каков поп, таков и приход». Если настоятель готов идти навстречу людям, то все получается. Если он способен понять, чем сейчас живет молодежь, если у него есть хорошее образование и он может ответить на все вопросы, то к нему приезжают даже из города. Яркий пример – село Давыдово. Оно хоть и отдаленное, но там молодой и энергичный настоятель отец Иоанн. 

Село Толгоболь - центр Ярославского сельского благочиния

В селе Пазушине – хороший зимний Казанский храм, есть воскресная школа, но летний Воскресенский храм настолько подвержен разрушению, что восстановление требует огромных средств. Трудно идет восстановление Смоленской церкви в Устье, добраться туда не так-то просто, поэтому приход там маленький, но молодой. А такие приходы, как в Пахне, Сарафонове, Кузнечихе, считаются образцовыми. Вообще, замена священника всегда болезненна для прихода. Радует, что митрополит Пантелеимон не любит переводить духовенство.

– Давайте поговорим об отдельных храмах, сначала Туношенского благочиния. Какой вы видите судьбу церквей в селах Новленское, Ширинье, Курба, на Селифонтовском кладбище?

 Отец Владимир:

– В свое время Успенский храм в Новленском стараниями тогдашней настоятельницы Казанского монастыря матушки Михаилы был законсервирован, начались ремонтные работы, она приобрела колокол. Сейчас идут работы в алтаре, установлен престол. Периодически проводятся службы. Этот храм курирует настоятель Благовещенского храма села Солонец отец Андрей Баикин. Вообще, нагрузки у священников большие, зачастую они окормляют по нескольку храмов, занимаются другой деятельностью. 

Покровская церковь в Ширинье раньше был служащей, там сложился небольшой приход, приезжал батюшка, но потом так получилось, что все это прекратилось. Сейчас мы заново организовываем общину, собираем документы, проводим консервацию храма, чтобы он не разрушался. Так что перспектива там есть, это будет служащий храм, чего хотят и местные жители. Церковь в Ширинье приписана к приходу Спасского храма села Васильевское, настоятель – отец Иоанн Лозан. Он же занимается и Казанским храмом в Курбе, отправил документы на федеральный уровень, и мы очень надеемся, что с помощью федеральных властей начнется восстановление этого уникального памятника архитектуры. Самостоятельно реставрировать его нельзя, все должно быть на научной основе. У отца Иоанна есть большой опыт восстановительных работ по Васильевскому. 

Что касается Крестовоздвиженского храма на Селифонтовском кладбище, то, к сожалению, к нему не подойти и не подъехать из-за могил. Чтобы что-то там делать, нужно сносить могилы, а это на сегодняшний день вряд ли возможно. В результате храм рушится с каждым годом все сильнее и сильнее. 

– Аналогичный вопрос по Ярославскому сельскому благочинию. Каким вы видите будущее храмов в селах Пономарево, Аристово, Толбухино, Спас-на-Ити? Что будет с деревянной часовней в деревне Гаврилово?

Отец Димитрий:

– Восстанавливать храмы очень сложно, сначала надо добиться права вообще что-либо с ними делать, ведь даже в руинированном состоянии они находятся на чьем-то балансе. Когда я впервые приехал в Пономарево, то удивился, что люди, собирая с могил мусор, несут его не к ограде, откуда можно вывезти, а к храму, и укладывают у стен. А это значит, что мокнут фундаменты, вся влага концентрируется там. И внутри храма складируется мусор. Такого я не видел нигде. У нас много разрушенных храмов, и на собрании духовенства мы решили рассмотреть, какие из них ближе к каким приходам, чтобы они взяли их под надзор. Церковь Рождества Христова в селе Пономарево – самая ближняя к Кузнечихе. И вот недавно появились люди, которые решили своими силами изготовить и установить на колокольне в Пономареве крест. Они попросили разрешения у настоятеля Кузнечихинского прихода отца Антония, но этого сделать он не мог, так как храм не принадлежит епархии, но на благое дело благословил. Колокольня в Пономареве видна издалека, и очень радостно, что на ней появился крест, что мы взяли эту стратегическую высоту. Быть может, это станет началом возрождения храма. 

На колокольне храма в селе Пономарево в 2015 году был установлен крест

Троицкий храм в Аристове уникален по своей архитектуре, но состояние его близко к критическому, существует угроза обрушения сводов. Они намокли, проросли деревьями. Аристово – маленькое село, людей почти нет. Мы думали, что делать, каким образом привлечь внимание, чтобы этот храм хоть как-то сохранить. И вот в Яковлевско-Благовещенской церкви нашлись люди, которые родом из той округи, переживают за этот храм. Минувшим летом при участии воспитанников воскресной школы были проведены субботники, молебен. Эта инициатива нашла отражение в средствах массовой информации и привлекла внимание общественности. Поэтому надеюсь, что в следующем году туда приедет еще больше людей. Хочется, чтобы государственные органы, которые ответственны за сохранение памятников, тоже участвовали в подобных мероприятиях, работы проводились бы под присмотром специалистов и не пострадали бы люди.

По Троицкому храму в селе Толбухине моя позиция остается неизменной: пока оттуда не выедет пожарная часть, никакой речи о передаче здания епархии быть не может. Нельзя оставлять жителей без противопожарной защиты. В настоящее время в Толбухине есть часовня, и немногочисленные местные верующие посещают ее. 
Село Спас-на-Ити – очень красивое место. Спасо-Преображенский храм, несмотря на годы запустения, неплохо сохранился. Недавно он попал во внимание студентов Ярославской духовной семинарии. При участии местных жителей прошли субботники, состоялись богослужения, проведена консервация церкви – закрыты двери, окна. Там живут люди, заинтересованные в возрождении храма, и в этом плане есть реальная перспектива. 

В деревне Гаврилово был спорный вопрос по земле, на которой стоит часовня. Но удалось найти общий язык со всеми сторонами конфликта, при участии администрации Заволжского поселения ситуация нормализовалась. Окормление часовни поручено настоятелю Прусовского прихода отцу Иоанну Заименко. 

– Есть ли в районе храмы с ежедневным богослужением? Открыты ли они для верующих на протяжении дня?

Отец Владимир:

– Наши сельские храмы не могут служить каждый день. Для этого надо иметь в штате несколько священников. Ведь согласно канонам в день священник может служить только один раз. Даже в городе таких храмов немного. В штате сельского храма – только священник, даже дьякона нет. И нет возможности, чтобы храмы были открыты каждый день. В наших храмах службы проводятся по субботам, воскресеньям, праздникам и в особые памятные дни, когда служатся молебны, панихиды. В городе и на селе условия разные. В городе храмы благоустроены, в них все есть. А мы постоянно строим, красим, ремонтируем. Подвести тепло, газ, воду – все это мы сами делаем, стараемся найти благотворителей. В городе священник – служащий, на селе он в большей степени прораб. 

– Как вы ведете просветительскую деятельность, при каких храмах работают воскресные школы?

Отец Владимир:

– Вопрос очень сложный. В настоящее время требования возросли и воскресная школа, чтобы выдать документ об учебе, должна обладать определенными помещениями, штатом преподавателей и так далее. Нам это не под силу, поэтому  проводятся воскресные просветительские встречи. В Туношенском благочинии – при храмах в Васильевском, Введенье, Лучинском. Мы стараемся общаться и с родителями, и с детьми. Но, к сожалению, директора светских школ не очень охотно идут на контакт, опасаются своих руководителей. 

Отец Димитрий:

– Сейчас священнику войти в общеобразовательную школу очень сложно, это на личной ответственности директора. При этом с городскими школами легче найти контакт, чем с нашими сельскими: чувствуется, что они боятся, более зависимы от вышестоящего начальства. Мы нашли такой вариант: на базе библиотеки организовывали выставки старинных книг и там проводили открытые уроки с учениками начальных классов. Иногда школьники, когда едут в Толгский монастырь, заезжают к нам в Толгоболь, и мы проводим экскурсию по храмам, пускаем на колокольню, поим чаем. При этом никого не заставляем креститься и молиться, а дети сами подходят, спрашивают, как написать записку о здравии, где поставить свечку. И потом с родителями приезжают. А бывает так: обращается преподаватель основ православной культуры и спрашивает, как объяснить детям, что такое иконостас. Я говорю: «Придите ко мне в храм, я все объясню». Но не приходят. 

– Растет ли число церковных обрядов? Как изменяется религиозная община в последние годы? Что больше всего волнует сегодня прихожан, с какими вопросами они идут к батюшке? 

Отец Владимир:

– Количество обрядов стоит на месте. Ажиотаж, когда все крестились и венчались, прошел. Люди теперь относятся к этому более осознанно. Сейчас перед крещением стали обязательными огласительные беседы. В каждом благочинии есть помощник благочинного по катехизации, который проводит такие беседы, это может быть лицо не в сане, как Ольга Юрьевна Кожурова в нашем благочинии. Она выдает справку, что такая беседа проведена. Конечно, я сам могу проводить огласительные беседы, но не в силах всех охватить. Если мы не можем провести такую беседу, то направляем в городские храмы. Люди постепенно привыкают к данному новшеству, хоть и с трудом. Перед отпеванием смотрим причину смерти, чтобы это было не самоубийство. Перед венчанием огласительные беседы не проводим, но важно, чтобы вступающие в брак исповедались. 

Радует, что средний возраст посещающих храмы молодеет. Молодые мамы часто бывают, беседуем с ними о том, как детей воспитывать, воцерковляться, поститься. Ко мне идут с вопросами об отношении к современному миру, к новым технологиям, спрашивают, как привести детей в церковь, что нужно делать для спасения души. Многие воцерковляются, покупают духовную литературу. На проповедях говорим с прихожанами о долге, о любви, о спасении. Стараемся текст Евангелия приблизить к нашим дням. Приходят с детьми. Когда полный храм детей причащается – на душе радость огромная. На исповеди бывают дети не только положенного возраста, с семи лет, но и раньше, и с ними мы тоже говорим по душам. Радует, что становится много мужчин, которые помогают приходу трудами. Сейчас основу наших сельских приходов составляют люди, которые живут рядом с храмом, тянутся к нему, зачастую у которых что-то произошло в жизни. Приходят в храм и пьющие, социально проблемные люди. Мы с ними беседуем, убеждаем, что нужно исцелиться. 

– Видите ли вы развитие паломнического туризма в Ярославском районе и где именно?

Отец Димитрий:

– В Ярославском районе немало интересных мест, которые могли бы стать объектами паломнического туризма. Сейчас мы вместе с администрацией района и обществом охраны памятников думаем о развитии паломнического туризма в селах Толгоболь и Пахна. Толгоболь – удивительное село. История местных храмов настолько интересная, что, когда люди приезжают на экскурсию, долго остаются под впечатлением и потом возвращаются со знакомыми. Я разослал предложения по организациям, которые организовывают экскурсии в Толгский монастырь, чтобы заезжали в Толгоболь, но пока не получается наладить сотрудничество. А зря, ведь наш приход старше монастыря. К сельским храмам тоже надо привлекать внимание. 

– Помимо служения вы занимаетесь еще и другими послушаниями. Расскажите об этом. 

Отец Владимир:

– В 2014 году я был назначен руководителем паломнического отдела Ярославской епархии. Мы организовываем поездки в самые разные места: по Ярославлю и области, по России, за рубеж – в Грецию, Италию, Израиль, Абхазию и другие страны. Прихожане помогают нам, сопровождают группы. Например, часто ездим в Серпухов к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которая помогает исцелиться от пьянства. Зачастую за своих заблудших детей туда едут молиться родители. Параллельно я решаю вопросы по благочинию. В субботу и воскресенье служу в храме. Поэтому для своего дома, хозяйства времени остается совсем немного. 

Отец Димитрий:

– Когда-то мне казалось, что сельский батюшка отслужил в субботу и воскресенье, а остальное время в огороде работает, за грибами ходит, сено заготавливает… Но в жизни все наоборот. Времени не хватает даже на огород. Благочинный должен следить за всеми вверенными ему храмами, знать ситуацию в приходах. Когда я стал благочинным, пришлось даже на права сдать, хотя до этого обходился без автомобиля. Дел хватает и в своем приходе, у нас в селе Толгоболь два храма (Покровский летний и Троицкий зимний), которые были построены в XVIII веке и требуют к себе постоянного внимания. К нашему же приходу приписана Крестовоздвиженская церковь в бывшем селе Воздвиженье, сейчас это городская черта. Этот храм находится в руинированном состоянии, началось его восстановление. Кроме того, мне доверили курировать строительство нового храма в честь великомученика Пантелеимона на Резинотехнике. Есть у меня и особое послушание – преподавание церковного пения и литургики в Ярославской духовной семинарии. Конечно, это дополнительная нагрузка, но в то же время – это и диалог с теми, кто в будущем рядом с тобой будет служить. Общение с молодежью не дает закоснеть. 

– В заключение нашей беседы хотелось бы услышать о вашем пути в Русской православной церкви. Как вы пришли к вере, где учились? 

Отец Владимир:

– Несмотря на то что все мои предки были крещеными, а один из прадедов даже построил храм, я крестился только в 1993 году, когда мне было 38 лет. Так получилось, что дети были крещены раньше меня и уже ходили в воскресную школу. В храм меня привела жена. Вскоре мы с ней повенчались. Я стал ходить в воскресную школу при храме Параскевы Пятницы на Туговой горе, где занятия вела матушка Галина Денисова. После окончания воскресной школы решил идти по духовному пути. Служил певчим в церкви Петра и Павла села Петрова, дьяконом в Федоровском соборе Ярославля. А в 1998 году, после окончания Ярославского духовного училища, стал настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Туношне. В 2003 году окончил Московскую духовную семинарию. 

Убежден, что лучше, чем спасать души людей, профессии нет. Наверное, поэтому все мои трое сыновей стали священниками. Старший, иерей Василий Мозяков, служит в Тутаеве настоятелем Воскресенского собора и благочинным Романов-Борисоглебского благочиния; средний, иерей Иоанн Мозяков, является настоятелем прихода храма Рождества Христова села Давыдово Ярославского района; младший, иерей Евгений Мозяков, – настоятель Успенского храма города Пошехонья и благочинный Пошехонского благочиния. Мы с матушкой счастливые люди: у нас трое сыновей, три замечательные невестки, шестеро внуков. 

Отец Димитрий:

– Мое детство прошло в поселке Петровское Ростовского района. Родители были далеки от религии: мама работала медсестрой, отец – в воинской части, а затем лесником. Верующей была бабушка, которая на Пасху брала меня в церковь. А потом я заинтересовался ростовскими храмами, были такие замечательные книги из серии «Дороги к прекрасному». Побывал в Спасо-Яковлевском монастыре, который произвел на меня неизгладимое впечатление. Поехали туда с мамой на Рождественскую службу, подходим к монастырю, и оказалось, что здесь, в здании бывшей монастырской гостиницы, я родился и первое, что увидел в жизни, – это обитель святителя Димитрия Ростовского, в честь которого и крещен. Это я воспринял как знак свыше. Вскоре стал ходить в Петропавловский храм в Петровском, помогать отцу Елевферию, который в 1999 году, после окончания школы, и направил меня в Ярославское духовное училище. Затем продолжил обучение в Костромской духовной семинарии. Семь лет служил священником в Костроме. В 2010 году уехал в Казахстан, но из-за неподходящего климата вернулся в родную Ярославскую епархию. В ноябре 2012 года возглавил Ярославское сельское благочиние и приход Троицкого храма села Толгоболь. 


Автор
Борис КУФИРИН
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе