О подготовке к Посту и битве на поварёшках

Для чего нужна последняя подготовительная неделя перед Великим постом и чем люди на самом деле занимаются в это время? Размышляет ученый, богослов, переводчик, главный редактор журнала «Альфа и Омега» Марина Журинская.

Марина Журинская. Фото Юлии Маковейчук

Идет Сырная седмица. Она же Масленица. Неисправимые оптимисты воспринимают запрет на мясную пищу как сугубое поощрение к пище немясной. Это-то ладно.


Но тут такое дело: должен ли быть какой-то переходный период между масленичными гуляниями и молитвой преподобного Ефрема Сирина? Мы же все-таки не коты, чтоб нам объявили: Вот тут тебе Масленица, а тут Великий пост.


Как-то считается, что от жирной и сдобной пищи люди добреют. Хорошо бы, потому что именно этого нам так не хватает. Так что будем надеяться, что духовный смысл Масленицы в этом и состоит.


А тут, очевидно, мысленно готовясь к такому повороту, я стала замечать, что в доступном мне фрагменте фб (фейсбука — прим.ред.) хорошие, умные люди даже похвалить человека не могут, не поругав кого-то другого. Царствует модель: «Да, Икс — хороший человек, правильно действует и добивается результатов. Не то, что Игрек…».


В дальнейшем выясняется, что Игрек-то сам по себе вроде и тоже неплох, и действия его, в общем то, находятся в границах допустимого, и результаты кое-какие у него наблюдаются… но что-то во всем этом не то — с точки зрения автора. Ну, не нравится ему Игрек, а Икс нравится.


И вместо того, чтобы констатировать: вот я, автор, такой человек, что мне Икс ближе Игрека, рисуется широкое полотно. А материалу-то всего-навсего для того, чтобы, смачно закусив блином, подумать: кто же я такой, и почему я такой, и, — о, Господь Всемогущий, скажи, что с этим вот таким мной делать-то?


Вот самопознание — дело святое, прочное основание для того чтобы приступить к великопостному покаянию. Но тут есть нюанс: на этом пути преградой выступает хорошо развившаяся в последнее время модель «сам дурак». Выражаемая со всей силой паточного красноречия: «ах, братия, до чего мы любим осуждать других…». Да, любим, и данный оратор в этом смысле от прочих ораторов мало чем отличается: тоже ведь осуждает.


Интересно, что апостол Павел напрямую сополагал сюжеты едения/неедения и осуждения; как-то они, видимо, близко расположены в человеческом сознании: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим 14:3–4).


…Приняв в сердце слова святого Апостола, можно приступать к пламенным дискуссиям о наилучшей рецептуре для блинов. Уповая, что следующая возможность скрестить копья, ложки и поварешки наступит еще не скоро: когда будем обсуждать рецепты куличей.

Православие и мир

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе