«Миссионер по призванию»

Корреспондент газеты ВЗГЛЯД побывал в стенах духовной школы, которые помнят предстоятеля Кирилла студентом, преподавателем и ректором

Новый предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл, а в миру Владимир Гундяев, – коренной петербуржец, выпускник, а потом и ректор санкт-петербургских духовных школ. В Alma Mater Кирилла помнят еще некоторые преподаватели – студентом он был ярким, все предметы знал на отлично и осваивал программу вдвое быстрее однокурсников – семинарию он закончил, например, за два года вместо четырех. А уже в 28 лет стал ректором, самым молодым. 

Ректором Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии будущий патриарх Кирилл был в течение десяти лет – с 1974-го по 1984 год. С тех пор в здании духовных школ на набережной Обводного канала, дом 17, в Петербурге многое поменялось, учебные аудитории не раз перекрашивались и ремонтировались. Зато академический храм, в котором любил проводить время владыка, почти не изменился. 

«Когда-то, во время его ректорства здесь были блестящие богослужения, блестящий хор, каждую среду на молитву сюда шло много людей»

Здесь, на фоне алтаря, у любимой иконы новоизбранного патриарха, которая называется иконой Божией Матери «Знамение-Царскосельская», корреспондент газеты ВЗГЛЯД поговорил с одним из учеников Кирилла, профессором Санкт-Петербургской духовной академии архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым). 

«Тогда я был студентом, а он только что заступил на пост ректора, – вспоминает наш собеседник. – Нам он преподавал патрологию, но недолго, у него уже тогда было очень много административных дел и обязанностей. Преподаватель он был хороший. Лекции вел интересно. Они были у него и научными, и в то же время популярными, понятными для всех. Это было не привычное для дореволюционных учебников византийское витийство высокого штиля, это были лекции, прочитанные обычным языком, но на хорошем научном уровне». 

Мы попросили профессора припомнить какой-нибудь эпизод из академической жизни, когда Кирилл проявил характер, не пустил опоздавшего, но отец Ианнуарий только улыбнулся в ответ: 

«Не могу ничего такого припомнить. Во-первых, к нему не опаздывали, хотя бы потому, что он ректор... Да и вообще дисциплина в этих стенах всегда гораздо выше, чем в светских вузах, опаздывают тут редко». 

Отец Ианнуарий не стал посылать новоизбранному патриарху писем с поздравлениями: «Вы знаете, я думаю, ему сейчас приходят миллионы писем, и мое просто затерялось бы в них. Главное, что владыка Кирилл знает, что мы все тут молимся за него». 

Наш собеседник показал место у иконы «Знамение», где любил стоять Кирилл, и немного поностальгировал: 

«Когда-то, во время его ректорства здесь были блестящие богослужения, блестящий хор, каждую среду на молитву сюда шло много людей, но потом традиция как-то прекратилась». 

Отец Ианнуарий не считает знаменитого выпускника своей академии реформатором. По его мнению, патриарх Кирилл – это человек, который привык искать и находить консенсус, золотую середину во всем, в этом он похож на своего предшественника Алексия II, только он чуть помоложе и посовременнее в каких-то вопросах в силу того, что воспитывался уже в другое время. 

«Я думаю, первое время, как мудрый правитель, он не будет принимать не только радикальных, но вообще более-менее серьезных шагов по изменениям в церкви. Последуют, конечно, какие-то перемещения в епископате, будет назначен новый глава отдела внешних церковных связей, который он возглавлял, и т. д., но это будут естественные изменения. 

Вероятно, он попытается как-то активизировать миссионерскую деятельность, будет пытаться воцерковить окружающее общество и культуру, ведь мы, к сожалению, живем в эпоху варварства, – говорит отец Ианнуарий. – Ведь он миссионер по призванию. То, что на протяжении уже стольких лет при своей огромной занятости он находит время каждую неделю выходить в эфир с программой «Слово пастыря», я считаю просто геройством. Хотя, думаю, вряд ли эта передача будет идти дальше. Слишком сложно представить себе патриарха, который еженедельно выступает по телевизору». 

Интересно, что, возглавляя академию, Кирилл все-таки провел ряд изменений, которые позволяют говорить о нем как о реформаторе и модернизаторе. Например, он открыл регентское отделение. И впервые в Русской православной церкви в духовной академии стали обучаться женщины. Также он ввел в обязательную программу обучения семинары. У студентов появилось больше свободы для выражения собственного мнения и больше возможностей проявить свое красноречие – Кирилл известен большим красноречием. 

Нынешний проректор академии по учебной работе протоиерей Василий Стойков в свое время преподавал будущему патриарху пастырское богословие, гомилетику и патрологию. 

«Несомненно, еще даже в весьма молодом возрасте он обладал большими дарованиями. Яркая личность, отличная память, учеба ему давалась очень легко, даже несмотря на то, что он часто отсутствовал на занятиях, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД отец Василий. – Дело в том, что владыка Кирилл, а тогда еще Владимир Гундяев, был помощником митрополита Ленинградского Никодима, поэтому он часто отвлекался от учебы, не мог регулярно посещать лекции, в основном сдавал предметы тогда, когда у него было свободное время. Иногда вместе со всеми, иногда один. Но, когда бывал на лекциях, не был, так сказать, безразличным слушателем, много спрашивал». 

В канцелярии академии есть аттестат Владимира Гундяева. Из него следует, что студент Гундяев за два года окончил четырехлетний курс семинарии, а потом также за два года – и академию. На отлично ему дались и церковнославянский, и немецкий, и догматическое богословие, и литургика… В аттестате пятерки по всем предметам. 

Отец Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора в Петербурге, в декабре этого года уже рассказывал в интервью газете ВЗГЛЯД о том, каким студентом был владыка Кирилл и как проходил суровую школу жизни в студенческом общежитии. Прошло полтора месяца, и мы поинтересовались у батюшки, не делился ли с ним новоизбранный патриарх своими ближайшими планами. 

«Да, мы встречались, – говорит Владимир Сорокин. – Он приезжал к нам в город 2 января, присутствовал на службе в Спасо-Преображенском соборе, в котором когда-то служил еще его отец протоиерей Михаил Васильевич Гундяев, а сейчас настоятель – старший брат – Николай Михайлович Гундяев. 

Мы очень мило посидели, попили чаю. Поговорили о многом. Не знаю, какие первые шаги на посту патриарха он собирается делать. Могу сказать только, что я предложил аттестовать всех служителей церкви на предмет их соответствия канонам и правилам православия. Сейчас с этим бывают большие проблемы. И владыке Кириллу эта идея понравилась». 

Отец Владимир также не считает нового патриарха реформатором: 

«Думаю, изменения будут происходить постепенно, эволюционным образом. Кирилл будет действовать в русле своего предшественника, Святейшего патриарха Алексия. Да, возможны какие-то кадровые изменения. Думаю, Кирилл захочет омолодить руководство церкви. Есть же церковная норма, в соответствии с которой наши церковные иерархи по достижении 75 лет сами должны проситься на заслуженный отдых, но зачастую так не происходит. Впрочем, повторюсь, думаю, он не будет делать резких движений». 

Кстати, помимо старшего брата Николая по церковной линии пошла и младшая сестра патриарха Елена. Сейчас она руководит детской церковно-богословской школой в Петербурге. Также замечен на церковном поприще и племянник предстоятеля РПЦ Михаил Николаевич Гундяев. Он является настоятелем одного из храмов в Женеве и работает в представительстве нашей церкви при Всемирном совете церквей – когда-то там же работал и сам Кирилл.

Денис Нижегородцев

Комментирует:

Аркадий Малер 
философ

1 февраля состоится интронизация шестнадцатого по счету Патриарха Русской Православной Церкви – Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Кирилла, который с этого момента станет Патриархом Кириллом. Очевидно, что это событие является историческим для русского Православия, подобно тому, как для российской государственности могло быть историческим венчание на царство нового императора. Аналогия с монархом здесь более уместна, чем с президентом, поскольку Патриарха мы выбираем пожизненно. Однако позволю себе заметить, что это возведение на Патриарший престол уникально, поскольку проходит в ситуации максимальной независимости Русской Церкви от государства, которую она только могла получить в своей истории. Вот уже семнадцать лет мы имеем дело со свободной Церковью в свободной стране, и тем больше повышается ответственность всех участников современного церковно-политического процесса. Но свобода приносит свои издержки, и сегодня они заключаются в том, что, опять же, впервые за всю историю выборы Московского Патриарха проходили в атмосфере повышенного внимания СМИ и откровенных публичных обсуждений реальных и мнимых проблем современной Церкви, биографий всех возможных кандидатов и их предпочтений. Это не очень легко для Церкви, структуры строго иерархической и консервативной, но это цена свободы, и церковники вынуждены это учитывать. Поэтому в самой Русской Церкви за эти годы сформировалось новое поколение клириков и мирян, осознающих вызовы современного мира и готовых на них отвечать, причем совершенно независимо от идеологической ориентации. Это могут быть и “фундаменталисты”, и “либералы”, и “экуменисты”, и “традиционалисты”, но всех этих людей объединяет одно – желание видеть Русскую Церковь сильной, самостоятельной и активно участвующей в общественной интеллектуально-политической жизни. Церковь, не бегущую от мира, а наступающую на мир. 

Эпоха Алексия II была эпохой “введеня во храм”, эпохой возрождения русского Православия, обретения Русской Церковью новой субъектности и новых сил. Сегодня же наступает эпоха более конкретных задач – систематической катехизации, профессионального миссионерства, выстраивания полноценных православных лобби в структурах власти, экономики и медиа. Мы можем удивляться этим словам, но без этого Земная Русская Церковь не сохранит своё влияние. Именно такое видение Церкви объединяет всех сторонников Патриарха Кирилла, почему его предвыборная кампания была наиболее яркой и внятной. Поэтому вряд ли будет преувеличением сказать, что с приходом Патриарха Кирилла положение Церкви в обществе ждет серьезное обновление. Это обновление связано не со стремлением подстроиться под стандарты сегодняшнего дня, а со стремлением развивать православную миссию в обществе, используя адекватные этому обществу методы и языки. Этого ждут от Патриарха Кирилла все, кто его поддерживал, кто отныне будет произносить его имя за богослужением не просто потому, что так надо, а с воодушевлением и надеждой на будущее.

Виктор Милитарёв 
политолог

Патриарх Кирилл – сторонник сильной Церкви. Он будет доброжелательно сотрудничать с государством, но при этом вежливо и вместе с тем твёрдо говорить руководителям нашей страны о необходимости христианизации общественной жизни, политики и экономики. Это не будет резко выраженным христианским социализмом, поскольку Кирилл будет обращаться и к народу, и к власти, и к богатым с проповедью христианской жизни и социальной ответственности людей друг перед другом. Он будет объяснять нашим богатым, что нужно делиться с бедными, объяснять властям, что они отвечают за свой народ перед Богом и перед историей, будет призывать народ к мирному разрешению отношений с властями. 

Одновременно с этим будет развёрнута сильная христианская миссия. Церковь будет отчётливо присутствовать в среднем и высшем образовании, возникнут влиятельные социальные институты православного происхождения – православные университеты, больницы, молодёжные движения, народные дружины, благотворительные фонды, социально-страховые общества. В условиях кризиса миссионерская деятельность Церкви будет только активизироваться. 

Наша Церковь благодаря отмене гонений оказалась в довольно сложной ситуации. Качественный рост не поспевает за количественным. В Православие обращаются миллионы людей. При этом, с одной стороны, мы имеем десятки миллионов людей, считающих себя верующими, но практически ничего не знающих о Православии, с другой стороны, мы имеем сотни тысяч неофитов, которые приходят внутрь церковных практик, но заражаются там достаточно мракобесными и архаичными точками зрения. И тем, и другим необходимо христианское просвещение, необходима православная миссия. Православная миссия обращена и к различным социальным группам. Она говорит об их правах и обязанностях перед Всевышним.

Егор Холмогоров 
главный редактор портала «Новые Хроники»

Избрание Патриархом Московским и всея Руси митрополита Кирилла - достаточно закономерно. Во-первых, он объективно талантливейший из архиереев своего поколения. Во-вторых, именно его голос, его позиция, определяли политику РПЦ в важнейших вопросах еще с конца 1990-х. Его влияние непрерывно усиливалось, и патриаршество является закономерным итогом его трудов.

Конечно, перед патриаршеством Кирилла стояло препятствие в виде мощной оппозиции - ни один архиерей со времен митрополита Сергия не имел такого количества открытых противников. Многие рассуждали о том, что избрание Кирилла «расколет Церковь». Но, как сказано в послании апостола Иоанна Богослова, «они вышли от нас, но не были наши», и, потому что вошли, открылось что не были наши. Другими словами, те, кто пустятся в раскол из-за Кирилла покажут тем самым, что они изначально антицерковные люди.

Однако, по любому, антикирилловская оппозиция была достаточно маргинальной, что показала, с одной стороны, её готовность сотрудничать с откровенно антицерковными и антихристианскими силами, а с другой массовая поддержка владыки Кирилла и епископатом, и духовенством. Большинство нашей Церкви понимает, что программа динамизации церковной жизни (не имеющая ничего общего с «обновленчеством») предлагаемая Кириллом является безальтернативной, что «не может град укрыться вверху горы стоя».

С политологической точки зрения важно, что приход святейшего Кирилла на патриаршество знаменует окончательную победу в нашем гражданском обществе (важнейшим элементом которого является Церковь) сил национальных и консервативных, ориентированных на здоровый и гуманный русский национализм и динамичный творческий консерватизм. Собственно, формирование в России такого национализма и консерватизма стало возможно именно благодаря деятельности митр. Кирилла, созданного им «Всемирного русского народного собора» (вспомним, каким вызовом звучало слово «русский» тогда в начале 90-х), благодаря поддержке им интеллектуальных инициатив, таких как «Русская доктрина». С патриархом Кириллом Церковь однозначно обозначит себя как ведущая национальная сила русского общества.

Взгляд
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе