Внутри русской церкви давно образовалась другая церковь, которая читает свои книги, слушается своих авторитетов, презирает епископат. Ее сторонников на языке современной общественной терминологии можно назвать "религиозными фундаменталистами". Как в мечетях современного исламского мира: в одной проповедь всеобщего примирения, в соседней – непримиримого джихада. Притом и те и другие – "добрые мусульмане".
Православные фундаменталисты проповедуют, что наступили последние времена и что ИНН и новые паспорта – это и есть метки Антихриста. В их журналах на полном серьезе печатаются педагогические поэмы вроде этой:
Если мальчик в банкомат
Свой засунул пальчик,
про такого говорят:
"Бесноватый мальчик".
Нынешняя Россия – страна неофитов. К священникам это относится в той же мере, что и к мирянам. Люди идут в монастыри в поисках старцев и духовных учителей. Однако учителя и старцы в большинстве своем сами пришли в церковь лет 10–15 назад, хотя претендуют на духовный опыт, сравнимый со старцем Зосимой у Достоевского. Составляются даже еженедельно обновляемые списки особо почитаемых "старцев". Получилось, что из проклинаемого мира взяли самую мирскую черту – "рейтинги звезд". В церковной среде даже появился на этот счет осуждающий термин – "младостарчество".
Наиболее радикальные из фундаменталистов требуют канонизации Ивана Грозного, Распутина, Сталина. Одно из поселений таких богоискателей возникло совсем недалеко от Москвы в селе Кощеево Ярославской области. Поселившиеся там люди называют себя "Опричным братством". Другой альтернативный культ – "Братство Царя-Искупителя". Его голос – известная в прошлом бард Жанна Бичевская. Члены братства считают, что Христос не искупил всех грехов человечества и что за него дорабатывал последний российский царь.
Сторонники этих идей собираются в 20 минутах езды от столицы – на станции Тайнинская. Там проводится Чин Всенародного покаяния у памятника императору Николаю II. Народ кается у памятника в различных деяниях предков, в том числе в восстании декабристов. В Дивеево есть "канавка" – след, оставленный Богородицей, явившейся св. Серафиму Саровскому. Согласно распространенному верованию Антихрист через канавку не перейдет, вот и скупают ревнители дивеевские дома, чтобы оказаться к концу света поближе к святому месту.
По словам главного исследователя сект в России Александра Дворкина, доля сект "отечественного производства" перевалила за половину и даже начался их экспорт. Десять-пятнадцать лет назад в секты уходили напрямую из бытового советского атеизма. Нынешние русские сектанты больше похожи на наследников дореволюционного русского богоискательства. И главная проблема тоже дореволюционная. О ней из русских классиков особенно много писал Николай Лесков. Его любимой фразой была: "Русь крещена, но не просвещена", в том смысле, что люди, считающие себя православными, очень туманно представляют себе, "в чем их вера". В этом же причина абсурдных результатов многочисленных опросов, согласно которым среди 70–80% "православных" в России только 40% верят в Бога и около 2% регулярно участвуют в церковных таинствах.
Множество мелких групп, пропагандирующих различные формы альтернативного православия, не стремятся уходить в раскол и в результате превращают формально православные приходы и монастыри в сектантские. Ведь их цель – не покинуть церковь, а переделать ее под себя. Формально они не являются сектантами, но на деле они носители сектантского сознания.
Современный православный богослов и доктор теологии Венского университета Владимир Мартинович так описывает его признаки: смещение религиозного поклонения с Бога на духовное лицо с полным подчинением воле последнего; вера в автоматическую действенность религиозных обрядов вне зависимости от понимания их смысла; апокалиптические настроения, приводящие к страху перед окружающим миром; "многобожие", состоящее из гипертрофированного почитания святых "на все случаи жизни", и экстремизм, культивирующий ненависть к отдельным группам людей, которые представляются в качестве главного врага Церкви.
Причины возникновения такого сектантского образа мысли очевидны. "Такие вещи происходят очень просто, – размышляет популярный среди московской интеллигенции священник Георгий Кочетков. – Люди хотят интенсивной духовной жизни, их не очень устраивает расслабленная, разжиженная, раздвоенная приходская жизнь. И люди, обретая какую-то ревность, впадают в то, что апостол Павел назвал "ревностью не по разуму"".
Священник Георгий Кочетков – сам "сектант". Так его давно называет фундаменталистская часть церкви. На середину 90-х пришелся пик конфликта между либеральным течением в церкви, к которому принадлежит отец Георгий, и "ревнителями старины". Фундаменталисты тогда победили: под давлением "правого крыла", часть которого пригрозила уйти в раскол, церковное начальство прекратило или сильно урезало деятельность приходов и монастырей, слишком вольно, по мнению правых, обращавшихся с традицией "в угоду" новообращенной интеллигенции.
Однако после того как фундаменталисты с помощью патриархии разобрались с либералами, наступила очередь самого церковного начальства. Теперь оно в глазах "правых" стало самым либеральным и самым экуменическим в церкви, а значит, их главным врагом.
Профессор Московской духовной академии Андрей Кураев считает, что за рост подобных настроений ответственна прежде всего сама Русская православная церковь. "Вопрос в том, почему эти люди, которые уже были православными, оказались беззащитными перед дурной проповедью этого больного человека (имеется в виду Петр Кузнецов, лидер пензенских затворников. – Newsweek), – рассуждает дьякон и описывает печальную действительность: – Зайдем в обычный храмик или монастырь и выясним, что крайне трудно найти там книги о Христе, а вот про Антихриста сколько угодно".
По его словам, минимум 20% священнослужителей поддерживают позицию чукотского епископа Диомида, который весной этого года опубликовал открытое письмо Патриарху. В письме чукотский иерарх обвинил Церковь в отступлении от чистоты православия. К "отступлениям" епископ Диомид отнес то, что РПЦ занимается экуменизмом (то есть диалогом с другими церквями и религиями), одобряет демократию, оправдывает введение ИНН и новых паспортов.
Наконец, епископ Диомид прямо обвинил руководство Церкви в пособничестве Антихристу, так как оно провело межрелигиозный саммит с обращением к лидерам "большой восьмерки". Это, по мнению владыки, стало признанием власти "большой восьмерки", которая "является органом мирового масонского правительства и подготавливает приход единого мирового лидера, то есть Антихриста".
"Внутри церкви есть предпосылки к созданию сектантских общин", – признает пресс-секретарь патриарха, священник Владимир Вигилянский. По его словам, угроза раскола реальна, но иерархи не хотят провоцировать его. И все из чувства ответственности за свою паству: "Есть люди, которые, ссылаясь на евангельскую притчу, опасаются вместе с плевелами вырвать и злаки. Патриарх считает: один сохраненный злак ценнее, чем десятки плевел". Судя по пензенским событиям, плевелы глубоко пустили корни в землю.
Андрей Кураев считает, что мягкосердечие священноначалия к сектантским настроениям от раскола не спасет. "Страх перед расколом, если он парализует церковь, только приближает к нему. Иногда, как в случае с Пензой, я даже желаю, чтобы такой раскол скорее наступил, чтобы такого рода люди перестали отождествлять себя с Православной церковью. Тогда станет понятно, где православие, а где болезнь, замаскированная под православие".
Впрочем, Церковь тем и отличается от сектантов, не терпящих никаких отклонений от "верной дороги в рай", что она принимает в себя всех, в том числе сирых и убогих. Анафема им – признание своего бессилия излечить духовно больных.
ПУТЬ ИСКУШЕНИЯ
Кто уходил из Русской православной церкви
XIV в. Стригольники
Стригольники Пскова и Новгорода стали первой сектой, отколовшейся от РПЦ. Название секта получила благодаря своему основателю – псковскому дьякону по имени Карп, стригшему волосы на темени по обычаю тогдашнего духовенства. Карп и его последователи сначала протестовали против пошлин, взимавшихся при посвящении в сан, а затем объявили недействительным священство и церковные таинства. Бунты, которые устроили стригольники, враждебно настроили к ним общество. Стригольники были преданы анафеме, большинство из них казнили. Карпа утопили в реке Волхов.
XV–XVI вв. Жидовствующие
Странное учение основано на смеси православия и иудаизма. Автором его был некто Схария, каббалист и астролог. Учение оказалось неожиданно популярным и тайно проникло из Новгорода в Москву, вплоть до ближайшего окружения царя. Приверженцами его стали несколько крупных церковных иерархов. Забивший тревогу игумен Иосиф Волоцкий (позже святой) добился трех церковных соборов, которые изобличили и осудили еретиков.
XVII в. Раскол, старообрядчество, беспоповщина
"Наставление благочиния церковного" – этот документ, принятый на церковном соборе 1666 г. по инициативе патриарха Никона, стал причиной глубочайшего раскола Русской церкви, продолжающегося до сих пор. Вполне оправданные исправления в церковной службе разделили верующих на два лагеря – старообрядцев и никониан. Старообрядцев ссылали в Сибирь, а само движение вскоре разделилось на поповцев и беспоповцев. Отрицая священство, брак и государственную власть, наиболее радикальные из староверов в своей убежденности дошли до массовых самосожжений. Те же, кто не был доволен ни старым, ни новым укладом, примкнули к "бегунам" – странствующим нигилистам неопределенного вероисповедания.
XVIII в. Хлыстовство, скопчество
Сочетая элементы вероучений западных мистических сект с русскими народными преданиями, хлысты считали воплощением Христа костромского крестьянина Даниила Филиппова и практиковали самобичевание. Жившие закрытыми общинами, разные направления хлыстов балансировали между крайней распущенностью и показным аскетизмом (скопцы). Государственные преследования сектантов не истребили движение, и 100 лет спустя самобытностью уцелевших хлыстов восхищались поэты Серебряного века.
XIX в. Духоборы, молокане
Духоборы, молокане, прыгуны и субботники образуют отдельную группу "духовных христиан". Не признавая церковь и Библию, они призывали своих адептов объединяться в коммуны и строить Царство Божие на земле под пение псалмов. При Николае I наиболее лояльных государству духоборов и молокан переселяют в Закавказье, но попытка привлечь пацифистов-молокан на военную службу в 1895 г. приводит к массовой эмиграции движения в Канаду. В защиту духоборов высказывался Л. Н. Толстой, а позже – В. И. Ленин, оценивший эти своеобразные протоколхозы.
XX в. Советский период
Советская власть на первых порах сотрудничала с сектами в противовес официальной церкви. К 30-м годам развернулось их преследование. Проникшиеся апокалиптическими настроениями, многие сектанты отказываются от употребления цифр, не прикасаются к советским деньгам и газетам, отвергают введение паспортов – "печати антихриста". Когда временный глава РПЦ митрополит Сергий принял декларацию о лояльности РПЦ большевикам, а потом без решения собора был объявлен патриархом, от Церкви отделилось движение катакомбников, или "непоминающих". Большая часть катакомбников воссоединилась с РПЦ после избрания патриархом Алексия I. Однако некоторые группы продолжали настаивать на безблагодатности официальной Церкви и постепенно превратились в малочисленные секты, называвшие себя "истинно православными христианами" или "истинно православной церковью".
1990-е. Нашествие зарубежных сект
На территории бывшего СССР "Аум Синрикё", "Белое братство", Церковь сайентологии, неопятидесятники и другие полностью подчиняют себе жизнь тысяч людей. Возникают и доморощенные секты (наиболее яркий пример – "Богородичный Центр"), которые начинают активно использовать православную символику, не имея при этом к РПЦ никакого отношения.
1990–2000-е. Борьба с "неообновленчеством", религиозный фундаментализм. Полемика вокруг ИНН
В середине 90-х наиболее консервативные круги русского православия обвиняют ряд приходов и монастырей в ереси, экуменизме и отказе от церковнославянского языка. Во время этой полемики происходит формирование фундаменталистских православных организаций. В 2000 г. дальнейшее развитие фундаментализма связано с борьбой частью церкви против новых документов, штрих-кодов на продуктах, банковских карточек; одновременно от руководства РПЦ требуют прекращения контактов с западными церквями.
Источник: Русский Newsweek