Жертвоприношение

В Москве открывается возрожденная Марфо-Мариинская обитель, основанная внучкой британской королевы Виктории

Обитель милосердия, которую основала в 1909 году Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, возрождали с 1992 года. Попечительский совет возглавил Патриарх Алексий II.

Принцесса неземной красоты

Двери отреставрированной Марфо-Мариинской обители милосердия распахнутся 15 сентября. Кроме главы РПЦ ожидается прибытие обоих сопредседателей Патриарха по попечительскому совету - Юрия Лужкова и Владимира Якунина.

Возрождение комплекса зданий на Большой Ордынке имеет не только церковное значение. Здесь причудливо переплелись глубокая история с самыми современными проблемами, такими, как терроризм и международный эгоизм.

Обитель создана женщиной, в чьих венах текла кровь британских королевских династий. Елизавета Федоровна - младшая дочь герцога Гессен-Дармштадтского Людовика IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Ее родная сестра впоследствии станет российской императрицей Александрой Федоровной.

А причина, побудившая наследницу британских королей, ослепительную красавицу (в Европе юная Елизавета носила титул одной из красивейших принцесс) оставить свет, распустить прислугу своего дворца и все сбережения потратить на строительство больничных палат для бедных москвичей, тоже звучит весьма современно - терроризм.

Убийцу мужа она простила

4 февраля 1905 года террорист эсер Иван Каляев (улица его имени до сих пор есть в Москве) метнул самодельную бомбу в карету великого князя Сергея Александровича, мужа Елизаветы Федоровны. Обычно в учебниках истории пишут, что эсеры убили московского градоначальника в знак протеста. Великий князь просил императора разрешить ему ужесточить меры против революционеров-радикалов. Император отказал, и Сергей Александрович подал в отставку. Государь отставку принял. Таким образом, к моменту теракта он уже не был московским генерал-губернатором, и взрывать его не имело смысла.

Но террористы оказались настойчивыми. За князем охотилась группа, возглавляемая печально знаменитым Борисом Савинковым, который казнь не отменил.

Карету князя взорвали у самых Никольских ворот Кремля. Бывшего градоначальника буквально разорвало на части. фрагменты тела и голову собственноручно собирала его жена. Жуткая подробность: сердце удалось обнаружить только накануне похорон: взрывом его закинуло на крышу ближайшего дома. В последний момент сердце успели положить в гроб...

Елизавета Федоровна, которая уже в 20 лет стала невестой пятого сына императора Александра II, и, не дождавшись благословения отца, приняла православие, посетила убийцу в тюрьме, объявив, что от себя и от мужа прощает его.

А потом выкупила землю на Большой Ордынке и организовала строительство церкви, больницы и приюта. Так и появилась Марфо-Мариинская обитель милосердия, в ней тогда было всего шесть сестер.

Первая красавица Европы полностью разделила их долю. Распустила двор, разделила свое состояние на три части: в казну, наследникам мужа и самую большую часть - на благотворительные нужды. Переселившись из дворца в келью обители, спала на деревянных досках без матраса, соблюдала посты. Сама перевязывала раны, ассистировала при самых сложных операциях, часто ночами просиживала у постелей больных. Сохранились документы, из которых следует, что великая княгиня, если кто-то из ее пациентов умирал, всю ночь читала над покойником Псалтырь, а в 6 утра неизменно начинала свой рабочий день.

Она не боялась ничего. Полиция не раз просила ее отказаться от походов по криминальной Хитровке, где Елизавета Федоровна собирала бездомных детей для своей школы. Впрочем, опасения были напрасны. На Хитровке ее уважали, называя "Великой матушкой". В походах по притонам ее обычно сопровождали келейница сестра Варвара и княжна Мария Оболенская.

Мальчики с Хитровки впоследствии распределялись в артели посыльных, девочек устраивали в школы и приюты. Милосердие приносило осязаемые плоды.

Смерть в шахте

После революции "Великую матушку" арестовали и вывезли в ссылку в Пермь, а затем в Екатеринбург. Ей предлагали скрыться, но княгиня, все свои средства пожертвовавшая на помощь бедным, наотрез отказалась. Последние месяцы жизни провела в заключении в школе на окраине Алапаевска.

В ночь на 18 июля 1918 года, на следующий день после убийства царской семьи, Елизавету Федоровну вместе с другими узниками вывезли на заброшенный железный рудник в 18 км от Алапаевска. И, избив прикладами, полуживой столкнули в шахту. Она только повторяла вслух молитву: "Господи, прости им, ибо не ведают, что творят".

Есть данные, что княгиня упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров и умирала долго и мучительно. Убийцы возвращались несколько раз, чтобы добить свои жертвы, бросали бревна, горящую серу. Местный житель, оказавшийся случайным свидетелем казни, вспоминал, что из глубины шахты долго слышались звуки церковных песен и особенно выделялся голос княгини...

Обитель закрыли в 1926 году.

Возрождение Марфо-Мариинской обители началось в 1992 году. Отреставрированная, она продолжит все проекты милосердия, задуманные княгиней. А именно: здесь будут лечить бедных и помогать сиротам.

Больных, бедных и сирот за последнее столетие в России меньше не стало.

- Сегодня в нашем приюте 12 девочек-сирот в возрасте от 4 до 14 лет, - рассказывает настоятельница матушка Наталия. - В перспективе таковых будет вдвое больше. Но и сегодня наши сестры оказывают посильную социальную помощь нуждающимся. Пока на дому: помогают в уборке квартир, покупают им продукты. Ну а в более отдаленных планах - возрождение лечебных традиций обители.

прямая речь

Владимир Якунин, глава попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, сопредседатель программы "Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия":

- Елизавета Федоровна - образец искреннего служения ближним, нашему государству и Русской православной церкви. Немка, лютеранка, она по своему желанию приняла православие и после гибели от рук террористов супруга посвятила себя делам милосердия. Будучи внучкой британской королевы Виктории, она отказалась покидать Россию во времена революционных потрясений и приняла мученическую смерть.

Когда Святейший Патриарх Алексий II обратился к руководству Фонда Андрея Первозванного с просьбой содействовать в восстановлении Марфо-Мариинской обители, мы с радостью откликнулись, ведь до этого, в 2004 году, мы организовали принесение мощей Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары в пределы Русской православной церкви. Это событие стало первым совместным проектом РПЦ и РПЦЗ. Миллионы людей приходили поклониться святыне. В 2006 году был создан попечительский совет программы восстановления Марфо-Мариинской обители, в который вошли многие уважаемые люди. На сегодня восстановлен архитектурный облик обители. Следующим и самым главным шагом должно стать возрождение традиций милосердия и благотворительности, заложенных Елизаветой Федоровной.

гримасы истории

Елизавета Федоровна могла разделить участь мужа. Бомбист Каляев в 1905 году уже подбегал с бомбой к княжеской карете. Но, увидев, что князь там не один, а с женой и детьми, которых она опекала, в последнюю секунду передумал. И убил князя через пару дней. Это было не очень сложно: первых лиц государства в то странное время практически не охраняли.

Кстати, дети, не погибшие в тот день, выросли и тоже стали частью истории. Девочка - княгиня Мария Павловна - стала королевой Швеции. А мальчик - князь Дмитрий Павлович - запомнился потомкам в качестве убийцы Распутина.

Террорист Каляев вопреки хлопотам Елизаветы Федоровны о его помиловании требовал для себя на суде смертную казнь. В противном случае обещая и дальше убивать политических противников. Ему пошли навстречу: он был повешен.

Игорь Елков

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе