В Питере Исаакий отдают РПЦ, а в Ярославле музей-заповедник выселяют на улицу

«Приняв официальное решение о передаче РПЦ Исаакиевского собора, петербургская администрация совершила одну из самых больших своих (если не самую большую) ошибок. 

Это очень хорошо видно по той общественной реакции, которая наблюдается в Петербурге. Самые разные люди — в том числе, православные верующие — едины в том, что Исаакиевский собор должен сохранить свой нынешний статус: государственный музей, в котором (о чем, как правило, стыдливо умалчивают наши оппоненты) регулярно проходят службы, в среднем по два раза в день», — пишет депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский в блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы».

«О чем говорят те, кто выступает за передачу собора? Что это требование закона, которое надо выполнять. Что надо вернуть Исаакий церкви. И что вместо музея-храма будет храм-музей, сохранивший музейные функции. Все это — лукавство.

Первое. Если бы закон требовал императивной передачи церкви всего, что она попросит, тогда в 2015 году на заявку Санкт-Петербургской митрополии не ответили бы отказом. Но закон этого не требует, он дает органу власти право как передать собор, так и отказать в его передаче. И тогда Смольный отказал, причем совершенно логично — по экономическим причинам. РПЦ содержать собор не может и не хочет, а если передать собор РПЦ, выселив оттуда музей, чьи доходы сейчас обеспечивают содержание и сохранение этого уникального памятника, — неоткуда будет взять деньги: в бюджете Петербурга их нет.

Сегодня по сравнению с ситуацией 2015 года ничего не поменялось: РПЦ по-прежнему отказывается содержать собор, открыто заявляя, что платить должен город. Однако, по федеральному закону, в случае передачи объекта культурного наследия религиозная организация обязана взять на себя содержание и сохранение памятника. Церковь отказывается от этих обязательств? Тогда до свидания: ничего не получите.

Второе. «Вернуть» Исаакий РПЦ нельзя просто потому, что его у нее не отнимали. Собор строился на средства казны Российской империи (то есть за счет всех ее граждан, как верующих, так и неверующих), всегда был государственной собственностью, никогда не передавался церкви и никогда не был приходским храмом. Это не тот случай, когда можно говорить о «реституции».

Третье. Передача собора РПЦ фактически уничтожит государственный музей «Исаакиевский собор». По закону музей в этом случае будет выселен. Но он не может существовать без собора, потому что именно собор является главнейшим экспонатом, который показывает музей. Это прекрасно понимают представители Союза музеев России, которые выступили категорически против передачи. При этом, как известно, в Москве спокойно работают в том же режиме, что сейчас Исаакий, то есть в составе музея, но с регулярными службами, кремлевские соборы — Успенский и Архангельский, которые не переданы РПЦ, и ничего не известно о таких просьбах.

По большому счету, ничего не требовало изменять существующий статус Исаакия — он устраивал всех. Работал музей, привлекавший сотни тысяч посетителей, проходили службы, памятник сохранялся и реставрировался — не было никаких проблем.

Тем не менее, вопрос далеко не решен, и борьба только начинается. В действиях Смольного масса юридических ошибок — и в ближайшие дни его решения будут обжалованы в суде (автор, бесспорно, будет одним из заявителей).

Я против того, что Исаакий передают РПЦ. В первую очередь потому, что это незаконно. И был бы против даже если решение бы принималось гласно и с общественным обсуждением. Потому что если вас ограбили — неважно, что перед этим вам ласково объяснили, что ваш кошелек грабителям нужнее, чем вам. Речь между тем идет именно о грабеже: у нас хотят отнять Исаакий.

Хотят сделать так, чтобы мы, горожане, за счет своих налогов содержали собор, а бесплатно пользоваться им, получая доходы (деликатно именуемые «пожертвованиями» и не облагаемые налогами) будет РПЦ. Чтобы у РПЦ были только права — а у нас только обязанности».




Еще хуже ситуация в Ярославле.

В Питере хоть обеспокоились судьбой Исаакия, а в Ярославле еще более некрасивая и скандальная история происходит вокруг музея-заповедника, но и ярославцы, и сами музейщики молчат. Музей многие десятилетия находился в Спасо-Преображенском монастыре, но в конце 2010 года в России был принят федеральный закон №327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…», и в Ярославской епархии РПЦ заговорили о возвращении в лоно матери-церкви старинного монастыря. Одновременно речь зашла и о переезде в другие здания и помещения музея-заповедника с его огромным и бесценным фондом. Заговорить-то власти заговорили, но ничего не сделали. Хотя сюда приезжал и зам министра культуры, и вице-премьер Ольга Голодец поднимала этот вопрос, будучи в Ярославле. Договорились только до того, что переезд музея и передача монастыря церкви должны состояться к 2018 году. Сия дата выбрана, видимо, лишь потому, что в этом году будет отмечаться 1030-летие со дня Крещения Руси князем Владимиром.

2018 год на пороге, а что сделано? Да ничего! Музею переданы склады Крохоняткина по улице Революционной, примыкающие к гарнизонному военному госпиталю, но там и конь не валялся. На днях директор областного департамента культуры Марина Васильева с помпой сообщила, что Москва выделила 16 миллионов рублей на научно-проектные работы по подготовке реставрации и приспособления этих складов под нужды музея. И лишь после этого станет ясно, сколько средств потребуется для самих реставрационных работ (!!?). Остался год – и еще ничего не сделано. Власти – и наши, и московские — говорили, что к 18 году в Брагино построят депозитарий, где будут храниться огромные музейные фонды. Сейчас же об этом депозитарии никто и не заикается. Военный госпиталь тоже обещали передать под музей. Но пока он так и остался в распоряжении Минобороны. Сергей Шойгу, министр обороны, впрочем, готов расстаться с этим зданием, но взамен требует построить в Ярославле новый госпиталь. А о последнем ни стуку ни грюку, разве что только называются возможные площадки.

Вот и получается, что кроме купеческих складов, да и то не приведут, конечно, за год их в божеский вид, чтобы не стыдно было показать туристам, деваться музею некуда. Фактически это все равно, что вышвырнуть гордость ярославской истории и культуры на улицу.
Автор
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе