13 июля 2010 ● Михаил Шиянов
Скандал вокруг Михаила Плетнева, которого власти Таиланда обвиняют в растлении несовершеннолетнего, как и многие подобные дела, прежде всего ставит вопрос нормы. Какое поведение допустимо и ненаказуемо в обществе, государстве, религиозной общине? Когда только стало известно, что народный артист Плетнев, лауреат госпремий, член совета при президенте РФ по культуре и искусству, основатель Российского национального оркестра, стал фигурантом сомнительного дела – сразу послышались голоса: «Да ладно, что вы прицепились к пианисту! Будто вы не знаете, зачем европейцам нужен Таиланд! Все едут за этим, и он поехал – что он не человек?».
В самом деле, секс-туризм давно стал одним из символов юго-восточной Азии. А с выходом книги Мишеля Уэльбека «Платформа» (2001) этот вид досуга был введен в пространство литературы и стал еще более привлекательным – и как будто уже не таким порочным. Конечно, растление детей и сексуальные приключения, которые привлекают европейцев в Таиланд – совсем не одно и то же. Тут, судя по всему, на обвинителей подействовал масштаб личности Плетнева: великому человеку – великое злодейство. Хочется верить, что судебное преследование Плетнева – не часть какого-то зловредного плана, ведь, как известно, это уже не первая попытка обвинить музыканта в причастности к детской порнографии и проституции. Если кто-то упорно, на протяжении двадцати лет пытается оговорить музыканта, у него должны быть серьезные причины. Но вне зависимости от того, виновен народный артист или нет, многие готовы заранее простить – за прошлые заслуги –слабость гения. Защитники Плетнева вспоминают Жана Жене, уголовника и трубадура гомоэротики, которого буквально за шиворот, устроив большой скандал, вытащил из тюрьмы его поклонник Жан Кокто.