Тренд паломника

Все больше россиян идут крестным ходом.
Зной, дождь, ветер — в любую погоду паломники разного возраста со всех уголков России идут крестным ходом к святым местам от нескольких часов до многих месяцев.
Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсантъ


Иногда ради крестного хода перекрывают центральные улицы больших городов, и на мостовые выходит такое множество людей, что позавидовали бы и оппозиционные демонстрации, и новогодние гуляния. Корреспондент “Ъ” Мария Башмакова изучала возрождение дореволюционных православных традиций и разбиралась в том, чего ищут люди, отправляющиеся крестным ходом — порой на десятки, а то и сотни километров.


«У России, и только у нее, на планете Земля великая миссия — избрание спасительного пути. Вот поэтому наш Санкт-Петербург мы должны сделать великим православным городом планеты Земля, и с нами вместе на этом пути великий святой и непобедимый полководец Александр Невский»,— заявил 12 сентября в Петербурге спикер законодательного собрания Вячеслав Макаров во время крестного хода, посвященного Дню перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. В нынешнем году во главе праздничного шествия по центральному проспекту города с Казанской иконой Божией Матери пронесли ковчег с десницей святителя Спиридона Тримифунтского с острова Корфу.

Господин Макаров пригласил «на этот великий православный праздник» всех желающих, напомнив, что покровитель города Александр Невский «дипломат и великий полководец, который сохранил Русь великую и неделимую, и веру». Накануне петербургское заксобрание отменило из-за крестного хода первое в осенней сессии заседание. Сам господин Макаров возглавил торжественную колонну верующих, включавшую, в частности, казаков с георгиевскими крестами и роту сестер милосердия пенсионного возраста в форме Первой мировой войны. Люди несли иконы, кресты и хоругви, среди которых выделялись флаги фан-организации «Невский фронт» — с образом Александра Невского и логотипом футбольного клуба «Зенит». Нашел себе место и транспарант «Раскайся в своем грехе и попроси у Бога прощения!». Как сообщал «Интерфакс» со ссылкой на данные МВД, участниками крестного хода в Петербурге стали 110 тыс. человек.

Прошлогодний крестный ход в честь Александра Невского собрал около 100 тыс. человек. Но самым масштабным религиозным шествием за последние десятилетия, по словам председателя отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии Александра Пелина, считается крестный ход, прошедший в июле нынешнего года во время «Царских дней» в Екатеринбурге: в нем приняли участие около 150 тыс. человек.


Крестный ход в честь благоверного князя, русского святого Александра Невского в Санкт-Петербурге в сентябре 2017 года
Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ


«Учет количества верующих ведется на основе данных полиции. В полиции методики подсчета есть, у нас — нет. Мы и не обязаны этим заниматься. Но церковь крестоходчество изучает. Мы пока сильно уступаем католическому миру.


Если крестный ход проходит на церковной территории, то согласования с властями не надо. В таком случае он не подходит под закон о митингах. Если крестный ход пройдет по городу, трассам, требуется согласование.


По закону граждане России должны сформулировать цель своего мероприятия, описать маршрут и проинформировать органы власти, согласовать с полицией. Сейчас мы составляем реестр православных НКО, чтобы понимать, действительно ли эти люди проводят религиозные мероприятия или это самозванцы, прикрываясь крестоходчеством, решают свои задачи»,— объясняет Пелин.



«У православных в день крестного хода может возникнуть ощущение, что город принадлежит им»

«Крестный ход — часть богослужения в виде процессии, часто с неким чтимым предметом — иконой, плащаницей (например, Пасхальный). Либо это религиозная процессия, цель которой входит перенесение чтимой святыни. Это форма паломничества — по особому ритуалу организованного группового путешествия для поклонения святыне. Причем святыню могут уже не нести с собой, а идти к ней»,— поясняет Алексей Беглов, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.


Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь. Крестный ход
Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

По словам профессора Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ СПб) Жанны Корминой, православные часто ощущают себя меньшинством, которое не замечают или пытаются ущемить, поэтому для этих людей участие в крестных ходах — «настоящий праздник». «У православных в Петербурге в день крестного хода, когда перекрывают Невский, может возникнуть чувство, что город принадлежит им и их церкви. Крестный ход — это возможность быть увиденными и услышанными и попасть в центр общественного внимания, а не прозябать на периферии, где довольно часто оказываются верующие люди»,— считает она.

«Все больше людей участвуют в крестных ходах,— заявил “Ъ” Александр Пелин.— Требуется большая систематическая работа по упорядочению религиозных шествий. Важно, чтобы крестные ходы совершались согласно определенным правилам, традициям, положениям, утвержденным священноначалием. К сожалению, в последние годы мы сталкиваемся с тенденцией, когда те или иные группы людей, часто не имея достаточного воцерковления или не получив благословения, самочинно устраивают какие-то шествия, называя это крестными ходами — автомобильными, велопробегами и так далее.


И здесь возникает вопрос: что такое крестный ход, каково его духовное, концептуальное наполнение. Людям, участвующим в крестном ходе, нужно обязательно понимать, что за организация их зовет, и какова цель этого крестного хода.


В каждой епархии проходит несколько крестных ходов — от нескольких сотен до нескольких тысяч человек участников. Поэтому если говорить в целом по России, речь может идти о нескольких миллионах человек, в разное время участвующих в крестных ходах разных епархий. Возрождаются исторические крестные ходы (например, ходы трезвенников), шествия, связанные с памятными датами. Только в епархиях Петербурга проводится свыше десяти крестных ходов в год. Мне представляется, что нужно больше крестных ходов — хороших и разных! Но любой крестный ход нужно готовить, и идти он должен согласно прописанному положению. Подобно тому, которое принято в Петербурге два года назад для крестного хода в честь Александра Невского. В Петербурге в 2017-м создан оргкомитет, регламентирующий крестные ходы. Есть и проект создания ассоциации людей, занимающихся крестоходчеством. Но пока нет организации, которая бы занималось этим системно, при патриархии».



Русский исход

Помимо старых, проходивших до революции крестных ходов — например, в честь Курской-Коренной иконы, Великорецкого или Боголюбского — появились новые и по форме, и по содержанию. Так, возникли крестные ходы по местам захоронений жертв политических репрессий. Цель крестного хода «Русский исход» — напоминание о завершении Гражданской войны в 1920 году и исходе последних кораблей Русской эскадры с военными и беженцами из Крыма. Возникли шествия в честь новомучеников, например, в честь священномученика Гавриила Мелекесского. Бывают автомобильные крестные ходы, байдарочные, детские. В связи со 100-летием расстрела царской семьи тематически больше всего в прошлом и нынешнего годах прошло «царских» крестных ходов. Эта тема генерирует и новые маршруты, например, из Екатеринбурга в Тобольск.

На сайте http://крестныеходы.рф упоминается множество региональных крестных ходов в честь местных чтимых святых или икон. Свой крестный ход существует даже у «Бессмертного полка».


Акция памяти «Бессмертный полк»
Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ


Да и сам «Бессмертный полк» — это такой «секулярный крестный ход», считает Алексей Беглов, поэтому «неслучайно иногда происходит смешение религиозной и светской патриотической практик, когда шествие крестоходцев и людей с портретами павших предков сливаются». «Это, что называется, инициатива снизу,— объясняет господин Беглов.— В этом ряду можно рассматривать и крестные ходы в память царской семьи, хотя, конечно, некоторые из них стоят особняком, поскольку имеют выраженную идеологическую составляющую. В большинстве же паломничеств идеологической доминанты нет».



Нужно разводить понятия «паломник» и «крестоходец»

«Паломники ездят туда, куда позволяют время и деньги,— говорит Жанна Кормина.— Кто может, ездит в Иерусалим или в Оптину пустынь. Если такой возможности нет, стараются посетить святыни в своем регионе. Если я паломник и живу в Петербурге, поеду в Псково-Печерский монастырь или к Александру Свирскому, или на Соловки. Нужно разводить понятия “паломник” и “крестоходец”. Светским паломничеством к святыням занимаются и невоцерковленные люди. Крестный ход — четко организованное мероприятие, в паломничестве человек более свободен, даже если едет с группой».

«Крестный ход календарно обусловлен, в отличие от паломничества,— продолжает она.— Самый известный крестный ход в России — Великорецкий. У православных нет, как у мусульман, догмата обязательного паломничества к определенной святыне. Страна очень разная, в регионах есть собственные святыни. С точки зрения верующего, благодать есть в любом святом месте. Задача верующего в крестном ходе — определить, что тебе по силам. Потому верующий должен попросить благословения у духовника перед крестным ходом».


Великорецкий крестный ход
Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ



«Местные жители накрывают столы»

Три года назад Инна Обухова из Перми познакомилась с отцом Александром Петропавловским. Он предложил ей провести по Пермскому краю двухмесячный крестный ход в честь всех святых в Пермской митрополии воссиявших. Инна получила благословение местного епископа и стала организатором, а отец Александр — духовником. У Инны свое рекламное дело, гибкий график позволяет отлучаться. В соцсети Инна ведет онлайн-дневник и модерирует группу крестного хода. В ней люди могут узнать, что брать с собой, когда встречать паломников. Специальная подготовка не требуется. Местные жители передают крестоходцам записки и пожертвования — это деньги на общие нужды. Трапеза (в соответствии с постом) и ночлег для паломников бесплатны. Иногда питаются в храмах и монастырях — еду готовит принимающая сторона. Иногда — в поле. С собой паломники тоже везут еду и личную посуду. Бывает, приходится покупать продукты, чтобы приготовить обед, если опоздали или не смогли приехать в храм. Тогда готовят на месте ночлега.

«На крестном ходе к “Царским дням” в Екатеринбурге бесплатно дважды раздавали воду, в конце маршрута бесплатно кормили,— вспоминает Жанна Кормина.— Можно было бесплатно поселиться в палаточном городке, там тоже кормили. За чей счет, не ясно».

«На Иринарховском крестном ходе организовано горячее питание два раза в день: суп, хлеб и чай или кипяток и вечером после службы каша (смесь нескольких круп, овощи, иногда рыбные консервы). Голодных нет. Местные жители накрывают крестоходцам столы»,— рассказывает Елизавета Котуранова, 28-летний контент-менеджер из Ярославля.


Крестоходцы рассказывают, что местные жители не только помогают им материально, но и рады возможности укрепить свой собственный скромный бизнес: монастыри и фермеры продают крестоходцам сыр, православные книги, сарафаны.


«Сувениры в местах паломничества продаются порой в больших количествах, как, например, в Ганиной Яме. Это контролируется церковью. Но это для паломников-туристов. Коммерческая составляющая на самих крестных ходах не бросается в глаза: церковь в них больше вкладывает, чем получает»,— считает Жанна Кормина.

Спят участники часто в палатках и спальниках, которые берут с собой, но нести на себе тяжести не приходится. Для этого есть машины — все перевозят бесплатно. По словам Елизаветы, Иринарховский крестный ход сопровождает машина скорой помощи, с врачами и большой аптечкой. Организаторы предупреждают: на обратный путь нужно иметь с собой деньги.

56-летний Василий Кухарь, постоянный организатор и участник крестных ходов из Ленинградской области, директор некоммерческого партнерства, рассказал, что Царский крестный ход (от Пскова до Екатеринбурга, с 15 марта по 17 июля 2018 года) на протяжении всего маршрута сопровождал автобус. Иногда он перевозил людей и постоянно вез их вещи, оборудование и продукты. В Царском крестном ходе приняли участие люди со всей России, а также граждане нескольких европейских стран. Обратно автобус вернулся в Санкт-Петербург с участниками из Санкт-Петербурга и Таллина.


Царский крестный ход приуроченный к столетию убийства Царской Семьи
Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ


Нередко крестоходцам материально помогают власти. По словам Инны Обуховой, ГИБДД выделила машины для крестного хода в честь всех святых в Пермской митрополии просиявших — это поддержка администрации Пермского края. На бензин дали топливную карту спонсоры от «Газпрома». Денег хватило на неделю, остальное — своими силами и силами прихожан. Бывает, бензином и транспортом помогают благотворители.

«Моются на стоянках, на остановках. Останавливались, например, в спорткомплексе — там были душевые. Мы планируем маршрут так, чтобы в течение недели была возможность вымыться и постирать»,— объясняет Василий Кухарь.

Обычно во главе колонны переносимая святыня и хоругвеносцы, дальше идет священство, потом клирос, далее обычные миряне. Идут пешком. Чаще всего бытовые вопросы отлажены, хотя люди готовы и к спартанским условиям. Елизавета Котуранова рассказывает, что на тех стоянках, где ночуют крестоходцы, стоят рукомойники с водой — можно умыться и помыть посуду. В остальном помогают влажные салфетки, пруды или речки.



«Это федеральная автострада, идти по ней нельзя»

Прежде чем пройти крестным ходом, организаторы должны получить благословение от епископа, на территории епархии которого планируется маршрут. Отказы редко, но бывают. Так, в январе нынешнего года организаторы Царского крестного хода попросили благословения митрополита Новгородского и Старорусского Льва в январе, но не получили ответа, а значит и благословения, рассказал “Ъ” Василий Кухарь.


Получив благословение, крестоходцы могут рассчитывать на помощь: ночлег и трапезу в монастырях. Решением вопросов с епархиями занимаются члены оргкомитета крестного хода: нужно согласовывать маршрут с теми храмами и монастырями, которые посещает крестный ход.


В какие-то планируется попасть на литургию, в какие-то — на трапезу или ночлег. Организаторы должны заранее обсудить с настоятелями время прихода, количество человек, которое может принять храм. В Царском крестном ходе, по словам Василия Кухаря, мужчин и женщин было примерно поровну. Большинство — неработающие пенсионеры.

«Царский крестный ход от Пскова до Екатеринбурга — около 3 тыс. км,— говорит Василий Кухарь.— Крестный ход “Царский путь” (от Петербурга через Кронштадт, Петергоф, Стрельну, Ропшу, Гатчину, Коммунар, поселок Федоровское, Павловск, Царское Село и обратно) — около 200 км. Я всегда был на автомобиле. Пешком проходил участки по населенным пунктам, где недалеко вернуться за оставленной машиной. Это порядка 5 км, если считать пешие переходы, а за сутки переходы вместе с переездами около 40 км».

«Но некоторые отрезки пути нам приходилось проезжать,— вспоминает он.— В Ленобласти власти не согласовали пеший проход по Киевскому шоссе. Объяснили тем, что это федеральная автострада, идти по ней нельзя. В противном случае крестоходцев должны были бы сопровождать полицейские, местами перекрывать движение. В городах, деревнях крестоходцев встречают местные, идут с ними до храма. Вместе участвуют в богослужении, провожают до выхода из города. С открытой негативной реакцией окружающих я не сталкивался, хотя движению крестный ход иногда мешает».

Так, в Луге, по словам Василия, участникам Царского крестного хода был организован очень теплый прием церковными властями, администрацией, прихожанами и горожанами. Когда люди шли по главному проспекту, в центре города было ограничено автомобильное движение.



«Это труд для Бога»

По мнению Жанны Корминой, главная цель и церковных сановников, и рядовых верующих в том, чтобы показать себе и другим, что ради них светские власти организуют перекрытие магистралей, предоставляют разнообразные ресурсы, от медийных до полицейских сил, от машин скорой помощи до пунктов позаимствованной у военных полевой кухни:


Ощущение того, что православные любимы и ценимы государством, позволяет участникам крестных ходов утвердиться в мысли, что они соль земли, необходимая для процветания страны и будущего воцерковления остальных сограждан».

В Иринарховский крестный ход Елизавета Котуранова ходит ежегодно с 11 лет. Сейчас у Елизаветы с мужем двое маленьких дочерей 7 и 3 лет, в крестном ходе супругам помогают родственники, которые живут недалеко. Важность паломничества в своей жизни Елизавета объясняет так: «Это труд для Бога, определенная жертва — идти по грязи и не ныть, промочить обувь и все равно не ныть, помочь ближнему, у которого потерялся дождевик, нет миски. На крестном ходе важно не только то, что собираются единомышленники и молятся вместе.


На крестном ходе люди становятся гораздо добрее друг к другу. На минуту можно поверить, что весь мир изменился и мы живем на планете, где нет ссор и вражды.


Когда ты идешь крестным ходом, хочется повторять: “Как же хорошо!” В этом году мы шли через грязное поле: я, муж и ребенок в коляске. Муж на минуту отошел в сторону леса, пока я стояла с коляской. Так каждый второй человек подходил ко мне, предлагал помощь, чтобы перевезти коляску! Личных просьб к святому, как правило, нет, раньше были, но какие — забыла. Младшая в коляске, старшая бегает вокруг. Палатка для них — новый и интересный опыт. В случае форс-мажора мы сможем вернуться, как, например, когда младшей было два месяца. Мы просто шли, а ночевать уезжали домой».


Великорецкий крестный ход. Паломники во время омовения
Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ


Крестоходцы проходят до 40 км в сутки, но называют свое молитвенное путешествие праздником и признаются, что ни грязь, ни стертые ноги не омрачают радости. Огорчение может вызвать несогласование отпуска и осознание, что путь пройден.


Мое участие в крестном ходе — это моя жертва,— говорит Василий Кухарь.— Участие в Царских крестных ходах — это и наше покаяние за наших предков, которые приняли революцию и безбожную власть, распявшую царя с семьей и верными слугами.


Это и наша благодарность Богу за его милосердное отношение к народу, который отошел от Бога, предал его помазанника-царя. Этим преступлением мы, как народ, заслужили уничтожение нашего государства, что и должны были осуществить Керенский, Ленин, Троцкий. Но Господь явил милость к падшему народу, послав ему сильного правителя Сталина, который покарал и цареубийц, и малодушных свидетелей, и сохранил державу русскую».

Анатолий Хвисюк — инженер-авиастроитель из Москвы. Ему 36 лет, он ходит в крестные ходы с 2004 года, причем всегда только в пешие. Больше любит длительные маршруты — от недели и больше. Пешком пройдены Крым, Смоленская, Нижегородская, Рязанская области, Пермский край и Горный Алтай. «После двух-трех дней хода ты возвращаешься к подлинному себе, маски слетают,— говорит Анатолий Хвисюк.— В крестном ходе вокруг тебя народ Божий. И это вторая причина — община христиан, то есть людей, которые трудом над своей душой привлекли в нее Бога, и этот свет Божий окутывает тебя со всех сторон, душа отдыхает и набирает сил. Соборная, непрерывная во время движения, молитва. И еще для меня, офисного работника, это огромная польза здоровью».


Анатолий рассказывает, что во время паломничеств встретил добрых друзей. Тут же строго замечает: флирт в крестном ходе не приветствуется. Однако нередко после паломничеств завязываются не только дружеские отношения, но и возникают семейные пары.


По словам Жанны Корминой, для верующих участие в крестном ходе — это и совместное действие, и молитва, одновременно коллективная и личная: «Кто-то готовится к принятию крещения, потому решает пойти на крестный ход, чтобы вымолить себе крещение, правильно подготовиться к нему. А кто-то — чтобы испытать себя. Или почтить память святого».

«Современное российское паломничество развивается в мировом контексте,— напоминает Алексей Беглов.— В Испании паломники из разных стран по-прежнему идут “Путем Святого Иакова”. В Англии с 1920-х годов возрождается паломничество в Уолсингем.


Мотивация участников крестных ходов очень разнообразна. Для кого-то важно объединиться с другими людьми в духовном усилии, кто-то хочет испытать себя, кто-то ищет свою идентичность, кто-то хочет участвовать в возрождении традиции».


Главный мотив крестных ходов в дореволюционной России — коллективная молитва рядом со святынями, объясняет господин Беглов.— Ожидание чуда, исцеления тогда было более актуально, чем сейчас. В современном паломничестве к религиозному пилигримажу примешивается навык культурного туризма, а поиск чуда отошел на второй план. Но принудить человека к участию в многодневном крестном ходе нельзя, это, безусловно, его личный добровольный выбор. Поиск идентичности порой играет важную роль. В России это смазано, а, например, в случае паломничества к святому Иакову понятно, что для молодых испанцев это часть их национальной идентичности».



«Политика редко бывает связана с миром в душе»

«Год назад мы столкнулись с такой проблемой — одиозное движение НОД без согласований проводило крестные ходы от своего имени, что нонсенс. В положении крестного хода прописан запрет политизации»,— рассказывает Александр Пелин.

Бывает, крестоходцы несут не только иконы и хоругви, но и бело-черно-желтые «имперские» флаги. Впрочем, сами участники шествия призывают окружающих не политизировать паломничество:


Крестный ход — это не о политике, хотя идут ребята с имперским триколором. Но они не имеют прямого отношения к организаторам, а для того, чтобы этот флаг нести, берут благословение. Политика редко бывает связана с миром в душе, а на крестном ходе хочется именно мира.


Возможно, кого-то флаг и смущает, у меня тоже первое время были к этому вопросы. Но те, кто его несет, не занимаются агрессивной пропагандой. Они просто несут его, это не противоречит православной вере»,— считает Елизавета Котуранова.

По словам Василия Кухаря, практически в каждом крестном ходе появляются люди, нетерпимые в отстаивании своих взглядов. Например, кто-то хочет нести икону Распутина, которого считает святым. Таким ревнителям организаторы объясняют, что не допускают открытого прославления неканонизированных РПЦ святых. Навязывание своей точки зрения, говорит Кухарь, непозволительно. Если человек не подчиняется, руководство крестного хода может его отстранить.


Детский крестный ход вокруг Исаакиевского собора в Вербное воскресенье
Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ


Ограничения к участникам крестного хода — морально-нравственные: человек должен быть воцерковленным, алкоголь и курение под запретом, но ограничений по здоровью нет, встречаются даже участники в инвалидных колясках.

Из-за чемпионата мира по футболу 17 июля крестный ход, приуроченный к 100-летию расстрела царской семьи, вокруг Спаса на Крови в Петербурге был перенесен. Василия Кухаря и его соратников огорчило, но «не остановило такое футболобесие» — крестный ход прошел позже.

Автор
Мария Башмакова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе