Свят, свят, свят!

Вся публичная активность такой организации, как РПЦ, направлена сегодня против демократического движения как такового

Разногласия между РПЦ и либеральной частью общества носят не религиозный и даже не этический характер. Они исключительно политические.


  Накануне Пасхи в Страстную неделю РПЦ рекомендовала во всех приходах зачитывать особый циркуляр, осуждающий ложные ценности агрессивного либерализма. А завершением пасхальных торжеств стал массовый молебен у храма Христа Спасителя в защиту веры от нападок все тех же агрессивных либералов.


По моему мнению, вся публичная активность такой организации, как РПЦ, направлена сегодня вовсе не против сторонников однополых браков и воинствующих атеистов, а против демократического движения как такового. Неудивительно, что демократически ориентированные представители общества платят РПЦ той же монетой. Стоит сказать, что, в отличие от всех прочих христианских церквей, признавших демократию своей духовной ценностью, РПЦ до сих пор не разделяет демократические идеи.


  Еще в 2000 году РПЦ приняла такой программный документ, как «Основы социальной концепции РПЦ».Идеальным принципом государственного устройства там обозначена самодержавная монархия, и наилучший ее образец — византийская «симфония властей» — государственной и церковной. Лучшими воплощениями такой модели признаются русские самодержцы. Что же до демократии, то она признается результатом обмирщения, секуляризации и обезбоживания общества. С ней приходится мириться, но идеалом государственного устройства она быть не может.


  До поры до времени эти идеи спокойно существовали за закрытыми дверями синодальных структур, но все вдруг изменилось после Болотной площади и проспекта Сахарова, когда заметная и наиболее активная часть общества заявила о своих политических ценностях. Церковь ясно дала понять, что эти ценности ей чужды и она имеет свое представление о будущем России, которое прямо вытекает из ее социальной концепции. Вскоре после митингов на Болотной и на Сахарова патриарх и высшее духовенство резко осудили эти выступления, заявив, что они грозят расколом общества, конфликтами и даже гражданской войной. Когда люди просили честных выборов, патриарх советовал им подумать, а всегда ли сами они честны, чтобы требовать того же от властей.

А когда ряд священнослужителей выступил с инициативой, чтобы церковь стала одним из наблюдателей на выборах, патриарх весьма резко пресек развитие этой идеи.


  На Болотной и на Сахарова никто не требовал сексуальных свобод или отказа от традиционных ценностей. А значит, столь острая реакция церкви была спровоцирована именно политическими взглядами людей, которые требовали больше честности и справедливости в нашем государстве и в его избирательной системе.

Все, что РПЦ теперь называет нападками на церковь, есть не что иное, как естественный ответ общества на любую политическую активность. Патриарх и церковь долгое время существовали в неких закрытых, почти тепличных условиях. Не принято было критиковать их и вытаскивать на свет такие нелицеприятные вещи, как, например, дорогие часы или многомиллионный иск из-за пыли. Все изменилось, когда патриарх решил сыграть на политическом поле и стал не только церковной, но и публичной политической фигурой. Неудивительно, что он получил и все то, что такому статусу сопутствует. В частности, пристальное внимание СМИ, общества и политических оппонентов к его поведению и личной жизни. А при том, что выступления патриарха носили весьма враждебный характер по отношению к оппонентам действующей власти, и ответные чувства были весьма предсказуемы.


  Самое печальное в этой истории то, что среди людей, выходивших на площади в поддержку честных выборов, было много верующих, но реакция патриарха и РПЦ серьезно пошатнула их доверие к церкви как к институту. Церковь вышла за пределы своих полномочий, занявшись политикой. И сделала она это агрессивно и безапелляционно. Возможно, в самом начале в патриархии не осознавали, что своими действиями они фактически порывают с частью паствы, но сейчас этого уже нельзя не замечать. Конечно, конфликт гражданина с церковным руководством автоматически не приводит к отказу от веры. Но один порог приближает другой. Надо признать, что отношение общества к церкви и к христианству в России намного лояльней, чем в большинстве европейских стран и США, хотя практикующих верующих у нас меньше. Но те действия, которые предпринимает сейчас руководство патриархии, приближают тот момент, когда отношение активной части общества к церкви станет ухудшаться, и виной тому будет позиция самого патриарха.

Автор: Сергей Филатов

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе