Совесть и свобода по закону

Некруглая дата. Но 21 июля 1997 года фиксирует в современной истории России "день, когда Борис Ельцин наложил вето на закон, дающий привилегии православной Церкви". В тот день президент РФ отклонил закон о свободе совести, который осенью, после внесения соответствующих поправок, был-таки принят. Первый президент России увидел в документе, которому предназначалось регулировать всю религиозную жизнь страны, факты нарушения Европейской Конвенции "О защите основных прав и свобод человека". Сейчас мы можем признать, что исправления, с которыми закон был принят, не вполне соответствуют современным европейским нормам. Но это долгая история, ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года критиковали, критикуют и будут критиковать со всех сторон - либералы и охранители, верующие и агностики, органы местного самоуправления и юристы.

Может быть, то ельцинское вето - не такое уж великое событие для большинства россиян; едва ли оно для кого-то важнее, чем рождение гениального художника или окончание строительства прекрасного собора. И все же, то уже историческое письмо Ельцина № Пр-1201 явилось не из пустого места, а из самого жерла бурлящего вулкана страстей. Очевидно, что этот вулкан не потух и спустя десяток лет.


Право не придерживаться взглядов


Это заметно хотя бы по комментариям к моим колонкам на этом сайте. Случается, что я пишу здесь о проблемах, связанных с религией, в особенности с христианством - потому что считаю эти проблемы неотделимыми от проблем культуры, искусства и повседневной жизни страны. Часто комментаторы таких статей находят их ошибочными или даже злобными и клеветническими.


Каждый волен отстаивать свою точку зрения, это право нам дает статья Конституции о свободе слова; но Основной закон дает россиянам и другое право: придерживаться любых религиозных взглядов, а также не придерживаться никаких. По-моему, это очень важная норма любого демократического общества. И когда мне вольно или невольно приходится писать что-то неприятное для российских христиан, я, конечно, не имею в виду их обидеть.


У любой сложной религиозной системы есть свои недостатки - странно было бы это отрицать. Поэтому, когда написано, что, допустим, новая версия храма Христа Спасителя не слишком грациозна даже по сравнению с первой, едва ли это значит, что учение Православной Церкви ложно, или что российские христиане - дурные люди. Скорее всего, имеется в виду, что ХХС - не очень удачное сооружение, на которое к тому же пришлось потратиться тем, кому вообще религией запрещено посещать православные храмы. Только и всего.


Когда Борис Николаевич, грубо говоря, отказал РПЦ в особом статусе, он имел в виду примерно то же самое. Любой гражданин имеет право не любить некрасивую церковную архитектуру. Или даже рисовать картинки, на которых христианская символика сочетается с какой-то другой. Почему нет? Россия - огромная страна, в которой долгое время с религией было не очень. Вернее был суррогат веры - марксизм-ленинизм, ставший в советском государстве доминирующей религией.


Храмы на вырост


Христиан можно понять - после десятков лет репрессий они болезненно реагируют на любую критику. Но, точно так же как они, страдали мусульмане, иудеи, буддисты. Даже шаманам в далекой Сибири пришлось в свое время несладко. В современной России появились к тому же вполне независимые от марксизма атеисты, скептики и просто безразличные к религии люди. С точки зрения какой-нибудь из церквей их положение, так же как и судьба каких-нибудь сектантов, может быть незавидная. Но мы же знаем, что в России нет приоритета РПЦ, а значит, атеисты имеют такое же право на критику христианства, как и христиане - на порицание неверующих. В идеале, конечно, никто не должен никого порицать, а лучше пусть бы все занимались своими внутренними делами. Все-таки на дворе ХХI век, а не Средневековье.


И нынешняя Россия - тоже нечто принципиально иное, чем пять столетий назад. По опросам статистиков, только 4% православных россиян регулярно посещают храмы; 27% из тех, кто назвал себя православным, не смогли вспомнить ни одной заповеди (что говорить о молитвах или хотя бы символе веры); а большинство россиян призывает церковь пересмотреть свои нравственные нормы.


Как бы этому ни сопротивлялись российские христиане, но для большей части страны православие сегодня - это не вера и даже не свод моральных законов. Это темный архаичный пласт подсознания, зажатый где-то между еще более древними бабкиными суевериями и новейшими теориями "визуализации успеха" и "ментального айкидо".


Может быть, кого-то это ужаснет, но для культуролога (который по условию должен быть скептиком, агностиком и безразличным) это очень интересный материал. Он тем интереснее, что официально православие активно поддерживается властями всех уровней, получает огромную моральную и материальную поддержку от правительства, в то время как граждане остаются в целом где-то в стороне.


То есть принципиально ничего плохого в том, что в городах и селах строятся православные храмы, нет. Но, учитывая статистику, непонятно для кого их строят. Если бы это делала Церковь своими силами, "на будущее" - это бы еще куда ни шло: допустим, сейчас у РПЦ дела не очень, но через десяток лет россияне снова потянутся к вере. Но ведь для того, чтобы построить церковь, нужен и административный ресурс, который отнимают от чего-то другого.


А бывает и такое: появилась как-то в Петербурге община славянских язычников. Тоже в некотором роде исконная вера россиян, и даже постарше православия. Разыскали эти солнце- и древопоклонники в черте города священный холмик, где когда-то были древние капища, и поставили там свои столбы. Через неделю под холмик приехал экскаватор и стал энергично скрести землю: оказывается, местная православная община тоже желает на этом месте воздвигнуть Божий храм.


Русский язык - наша общая религия


Самая большая проблема православия в России, как мне кажется, в том, что верующие этой религии никак не хотят смириться с тем, что они больше не доминируют в духовной жизни страны. Любой здравомыслящий человек, конечно, признает огромную роль православия в истории некоторой части нашего государства. Но все же Россия не заканчивается за Уральскими горами. У нас есть Татарстан и Калмыкия, Саха и Калининград. У татар, чукчей и тувинцев своя история и своя религия - не хуже и не лучше других. Да что там - в самой столице живут католики и зороастрийцы, джедаи и курды-йезиды.


Но большинство нелиберальных, "обычных" православных священников и прихожан не дают иноверцам права на свою религию. Они видят в них или потенциальную мишень для миссионерских атак, или просто потерянных существ, с которыми не о чем говорить. Спросите случайного батюшку, как он относится к католицизму, скорее всего он ответит, что считает католиков еретиками. И точка.


Даже если подойти к вопросу с чисто практической, не духовной стороны, многообразие религий, традиций и обычаев выгоднее для государства, чем один народ и одна вера. Москва хочет развивать туризм и привлекать иностранцев? Прекрасно. Кроме Кремлевских соборов у нас есть мечети, синагоги и языческие молельни. Это все наша, российская культура, почему бы не показать ее гостям? Или возьмем кино: современное православие пока подарило этому жанру лишь один приличный фильм: "Остров" Павла Лунгина. Почему бы не рассказать о подвигах благочестия российских мусульман? О трагической истории пятидесятников? О хлыстах и скопцах? О северных колдунах и знахарях? Это все тоже наша культура и мы вправе ею гордиться. Тем более что у нас уже есть удачный пример такого рода кино: "Овсянки" Алексея Федорченко про наполовину вымышленный языческий народ меря. Таких историй у нас наберется сотня - и каждую можно снять не хуже.


Поэтому прав был Борис Николаевич, не дав в 1997 году приоритета РПЦ. У нас, в конце концов, есть кое-что другое, что способно объединить всю страну в единое государство даже эффективнее религии. Русский язык. Давайте ему привилегии, давайте его холить и лелеять, поднимать его уровень в школах, в СМИ и в деловом общении. Да что там - на нем и так говорят разноязычные народы РФ: в Дагестане, на Алтае, в Якутии. Просто чтобы понимать друг друга


Давайте, в самом деле, лучше определимся с тем, где стоит ударение в слове "звонит" и какого рода слово "кофе". А веру не надо регулировать: все-таки это очень личное.


Михаил Шиянов


РИА Новости


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе