Религии-2010

1. Реституция за ради Бога

В России принят закон о безвозмездной передаче церковной собственности

Президент Дмитрий Медведев 30 ноября подписал Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Законопроект готовился еще с 2006 года, но началом процесса масштабной реституции церковной собственности стало заявление о передаче Московскому Патриархату Новодевичьего монастыря председателя правительства Владимира Путина, которое он сделал на встрече с Патриархом Кириллом 5 января.

До одобрения 19 мая Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ законопроект подвергался острой критике, что было болезненно воспринято Московским Патриархатом. Так, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в знак протеста покинул заседание Общественной палаты, на котором критиковался законопроект.

Особое недовольство будущим законом выражало музейное сообщество, представители которого опасались, что Церкви будут переданы объекты музейного фонда. Еще до принятия законопроекта Государственной Думой в первом чтении 22 сентября такой прецедент был создан. Из Русского музея в Санкт-Петербурге Церкви была передана Торопецкая икона Божией Матери, которая по сей день находится в одном из подмосковных храмов.

В процессе подготовки документа к первому чтению представители РПЦ признали существование исключений в процессе реституции, например, если религиозный объект находится под эгидой ЮНЕСКО. Церковь настаивала и на том, чтобы государство прописало в тексте документа гарантии предоставления новых зданий и помещений тем организациям, которые будут выведены из бывших храмов. Второе чтение прошло 17 ноября, а уже 19 ноября законопроект был принят с небольшими поправками в заключительном третьем чтении.

В итоге закон определяет порядок безвозмездной передачи в собственность или в безвозмездное пользование религиозным организациям национализированного в годы советской власти церковного имущества. Ранее храмы передавались Церкви только в пользование. Теперь же за те здания, которые религиозная организация решит сделать своей собственностью, придется нести ответственность. Особым образом это касается объектов культурного значения. Отдельно было оговорено, что Церковь не сможет присвоить себе предметы, которые находятся в музейных, архивных или библиотечных фондах.

Реституция церковной собственности фактически происходила еще до принятия закона. Особый резонанс у общества тогда вызвала ситуация с передачей Московскому Патриархату бывших неправославных храмов и немецких замков в Калининграде. 19 декабря организованные, но немногочисленные акции протеста против принятого закона прошли в Москве, Челябинске, Архангельске, Рязани, Воронеже и Калининграде.

С принятием закона передача религиозных объектов ставится на поток, а Русская православная церковь может стать одним из крупнейших собственников в стране.


2. Эксперимент над духовностью

В школах страны началась апробация курса религиозных культур

В школах 19 регионов России 1 апреля стартовал эксперимент по преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В течение двух учебных четвертей ученики 4-го и 5-го классов постигали на выбор один из шести предложенных модулей. ОРКСЭ включает в себя основы православной, исламской, иудейской и буддийской культур, сводный курс мировых религиозных культур и основы светской этики.

Эксперимент готовили в сжатые сроки, что привело к сложностям как при подготовке учебных пособий, так и с обучением педагогов. Учителей обеспечили учебниками в самый последний момент, не всем школьникам хватило рабочих тетрадей.

До начала апробации нового предмета полагали, что самыми востребованными модулями ОРКСЭ будут «Основы православной культуры» (ОПК), «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». Предположения авторов эксперимента во многом оправдались: в Тамбовской, Тверской, Костромской, Вологодской областях и в Еврейской АО более 50% школьников предпочли основы православия. Популярность модуля светской этики наблюдалась в Калининградской, Новосибирской, Курганской областях, Красноярском крае и в Республике Удмуртия. Православная культура и светская этика разделили почти поровну школы Камчатского края, Чувашской Республики и Карачаево-Черкесии. Изучать почти исключительно ОПК решили ученики Томской и Свердловской областей, а также Ставропольского края. «Основы светской этики» преобладают в Пензенской области. Своеобразный рекорд показала Чечня: здесь более 99% учащихся выбрали основы ислама. В Республике Калмыкия половина школьников решила изучать основы буддийской культуры.

Издательство «Просвещение» выпустило в свет шесть учебных пособий – по одному на каждый модуль, а также методическое пособие для учителей, памятку для родителей и интерактивные электронные пособия. Все учебники написаны представителями различных религиозных организаций. Пособие по ОПК оказалось излишне религиозным, с большим трудом удалось найти авторов для написания учебника по светской этике.

По итогам апробации ОРКСЭ были высказаны различные оценки. Если в Русской православной церкви в основном удовлетворены ходом эксперимента, то профессионалы отзываются о нем скорее негативно. Учителей не устраивает выбор возраста учеников для участия в эксперименте, а также необходимость разделять классы на группы для изучения разных модулей. Кроме того, не обходят критикой эксперимент и некоторые представители РПЦ, заявляя, что директора школ советуют родителям отдавать предпочтение курсу светской этики. Среди недовольных экспериментом оказались и семьи неправославных христиан.

Если дальнейшие этапы апробации ОРКСЭ все же будут признаны успешными, новый предмет может быть включен в школьную программу во всех регионах России уже в 2012 году.


3. Мусульмане берут числом

Между москвичами и исламской общиной обострилось противостояние на почве демографии

Нехватка мест для мусульманских богослужений стала одной из главных конфликтных тем этой осени в России. Катализатором напряжения послужило празднование 9 сентября Ураза-байрама – дня разговления после поста месяца Рамадан. На богослужение в Соборной мечети в Москве прибыли 55 тыс. верующих. Толпы прихожан заполнили прилегающие к мечети улицы и переулки, мусульмане совершали молитвы прямо на проезжей части, что вызвало автомобильные заторы. В Петербурге на Большом дворе рядом с Сенной площадью, где вообще нет мечети, но есть рынок, собрались примерно 50 тыс. мусульман. Окрестные улицы и дворы были полностью заполнены молящимися, а воздух сотрясали транслируемые через громкоговорители крики «Аллах акбар».

Празднование Курбан-байрама 16 ноября также собрало десятки тысяч мусульман в обеих столицах и сопровождалось случаями публичного забоя животных. О фактах ритуальных жертвоприношений сообщали возмущенные граждане не только из Москвы и Петербурга, но и из других регионов страны.

Обсуждение небывалых массовых скоплений мусульман обострилось после заявлений главы Совета муфтиев России (СМР) шейха Равиля Гайнутдина о том, что если в Москве не будет решена проблема нехватки мечетей, возможны волнения мусульман. Действительно, 8 октября во время пятничной молитвы произошли стихийные выступления верующих, недовольных тем, что из-за строительных работ был затруднен проход к месту богослужения.

Все это происходило на фоне противостояния исламской уммы столицы и жителей столичного района Текстильщики. Была обнародована информация о планах московской мэрии и Совета муфтиев России построить в этом районе большую мечеть вместимостью 3 тыс. человек. 11 сентября в Текстильщиках прошел митинг против данного строительства, в последующие два месяца жители собрали 12 тыс. подписей под обращениями к префекту, мэру и президенту.

В ответ глава Исламского культурного центра, являющегося общественным крылом СМР, Абдул-Вахед Ниязов назвал жителей Текстильщиков «маргиналами» и «нерукопожатными людьми», а пожелавший остаться неназванным представитель муфтията в одном из интервью призвал власти «пресечь протесты дубинками». 17 ноября префект Юго-Восточного административного округа Москвы Владимир Зотов дезавуировал информацию о планах строительства мечети в Текстильщиках. Заявления Совета муфтиев России в связи с этим конфликтом, особенно озвученное в сентябре предложение имама Соборной мечети Ильдара Аляутдинова совершать намаз в православных храмах, стали самыми острыми моментами противостояния, вызвав негативную реакцию не только общества в целом, но и значительной части мусульманского духовенства.


4. Боголюбовское дело

Воспитанники монастырского приюта пожаловались на истязания

В октябре в центре внимания оказался детский приют при женском Боголюбовском монастыре во Владимирской области. Из приюта бежали воспитанницы Вероника Сарина и Светлана Кузнецова. Они сообщили милиции о жестоком обращении с ними со стороны монахинь. Вскоре трое других бывших воспитанников приюта, переведенных год назад в епархиальную школу-пансион в Михалях, – Степан Вус, Ксения Головченко и Марина Лойко, рассказали журналистам, что монахини их регулярно били и истязали непосильным трудом. С осуждением порядков в монастырском приюте выступил благочинный Суздальского округа Владимирской епархии и директор епархиальной школы-пансиона священник Виталий Рысев. Следственный комитет по Владимирской области по этим жалобам возбудил уголовные дела, проводились прокурорские проверки.

Таким образом, повторилась история с бегством из Боголюбовского монастыря воспитанников приюта осенью 2009 года. Тогда одна из воспитанниц, Валентина Перова, обратилась с жалобой на монастырские порядки к президенту России и Патриарху Кириллу. Бежавшие из обители дети нашли убежище в епархиальном пансионе в Суздале.

В монастыре и в его «скитах» и «подворьях», самочинно созданных в частных домах и квартирах, возникла община радикально настроенных верующих, вслед за духовником Боголюбовского монастыря архимандритом Петром (Кучером) отвергающих российские паспорта как содержащие «печать Антихриста». Как отмечает священник Виталий Рысев, в общей сложности там, «по данным миграционной службы области, живут около двух тысяч человек, не имея никаких документов, потому что они их сожгли». Проживающие в монастыре и его «скитах» родители бежавших из обители детей подали в прокуратуру встречный иск по поводу «незаконного удержания их детей в епархиальной школе».

Указом Владимирского архиепископа Евлогия (Смирнова) от 6 октября запрещалось нахождение несовершеннолетних на территории Боголюбовского монастыря. По другому распоряжению архиепископа от 13 ноября, лишилась своего поста настоятельница обители Георгия (Курчевская), архимандрит Петр был отправлен на покой с правом проживания в монастыре, что де-факто сохраняет для него возможность влиять на монахинь и общину своих сторонников. Одновременно уволен с поста директора епархиального пансиона и должности суздальского благочинного активный оппонент архимандрита Кучера священник Виталий Рысев. Все это время сторонники монастыря оказывали давление на церковные власти и правоохранительные органы. В десятых числах ноября «боголюбовцы» взяли в осаду здания епархиальной школы в Суздале, а также здания прокуратуры и епархиального управления во Владимире, угрожая штурмом.

Следственный комитет в ноябре отказал в возбуждении уголовного дела по факту насильственного удержания девушек в монастырском приюте, по фактам истязаний следствие продолжается.


5. Муфтият несогласных

Новое исламское объединение сосредоточилось на борьбе с лидерством Равиля Гайнутдина

8 декабря было объявлено о создании новой организации мусульман федерального масштаба – Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), другое название – Всероссийский муфтият. Главой выбран ставропольский муфтий Мухаммад Рахимов.

Набирающие силу мусульманские общины, независимые от уже существующих духовных центров, заявили о себе еще в начале весны. На тот момент из организаций, позже образовавших РАИС, существовали Духовное управление мусульман Пермской области, которое начиная с 1997 года возглавляет Мухаммедгали Хузин, и Духовное управление мусульман Республики Мордовия, созданное в 2008 году Фагимом Шафиевым. 27 апреля с.г. съезд мусульманских общин Ставрополья принял решение о выходе из подчинения Духовному управлению мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья и о создании собственного Духовного управления во главе с Мухаммадом Рахимовым. 4 июня на съезде мусульман Урала создается Уральский муфтият под управлением муфтия Екатеринбурга Сибагатуллы Сайдулина. Эти организации составили костяк РАИС.

В принятом на учредительном съезде в Москве заявлении Всероссийского муфтията говорилось о стремлении работать с «существующими мусульманскими центрами страны: Центральным духовным управлением мусульман России, Казанским муфтиятом и Координационным центром мусульман Северного Кавказа», а также с «братской Русской православной церковью».

Последующие действия и декларации нового муфтията обозначили его нацеленность на конфронтацию с Советом муфтиев России (СМР) во главе с шейхом Равилем Гайнутдином. В «Заявлении по мечетям в Москве» от 9 декабря РАИС утверждала, что «проекты строительства новых мечетей блокировались Советом муфтиев России, позиционирующего себя как монопольный выразитель интересов московских мусульман». 16 декабря лидер СМР Равиль Гайнутдин в интервью татарской редакции Радио «Свобода» назвал создателей нового муфтията «марионетками» и «грязными людьми». Муфтий Гайнутдин увидел в этих событиях попытки «исламофобов во власти» задавить рост ислама в России. В ответ представители РАИС охарактеризовали Гайнутдина как «идейного банкрота» и «Ходорковского от ислама», обвинив его в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни.

Между тем Всероссийскому муфтияту не удается наладить диалог и с Центральным духовным управлением мусульман (ЦДУМ). «Создание Российской ассоциации исламского согласия, к сожалению, не было согласовано с Центральным духовным управлением», – заявил в интервью Интерфаксу зампред ЦДУМ Альбир Крганов. Эта старейшая исламская организация, в свою очередь, в конце декабря объявила о создании Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона России.

Таким образом, ведущие исламские организации страны вступили в конкурентную борьбу за авторитет и влияние на федеральный Центр, при этом говорить о согласии и примирении среди мусульманских лидеров остается все меньше оснований.

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе