Превратить гражданскую войну в религиозную? Крест Патриарха

Коломойский всё никак не угомонится. В последние дни его медийные ресурсы подняли на щит новую тему – мол, гражданскую войну на Украине благословил Патриарх Кирилл. Доводы для подтверждения такого вывода настолько несусветны, что их и опровергать-то не следует. 

Основой для этого абсурдного вывода служит тот факт, что в делегации Русской православной Церкви, которые в последнее время бывали на территории Украины по разным поводам, входили люди, которые сегодня вовлечены в конфликт на стороне ополчения Донбасса. В анонимной «информации» от Службы безопасности Украины фигурируют, в частности, Игорь «Стрелков», который сейчас руководит обороной Славянска, миллиардер Константин Малафеев, депутат ГД Дмитрий Саблин.

Я даже не буду задаваться вопросом, соответствует ли действительности «информация» от СБУ Украины (особенно если учесть, что в последнее время, в условиях информационной войны, каждая вторая информация от СБУ является дезинформацией или попросту «уткой»). Это – неважно. Поскольку делание каких-либо выводов в отношении Патриарха Кирилла, исходя из этой информации, является очевидной натяжкой. Участие тех или иных людей в церковных мероприятиях говорит только и исключительно об их отношении к Церкви. Обратное утверждение – абсурдно. То есть, участие тех или иных людей в церковных мероприятиях не означает, что Церковь как-то относится – тем более, благословляет – светскую деятельность этих людей. Кроме тех случаев, когда Церковь специально об этом говорит. В противном случае мы дойдём до бредового утверждения, что Церковь благословляет светскую деятельность всех, кто участвует в богослужениях или в крестных ходах.

Вывод: всё так называемое журналистское расследование, подкреплённое анонимной дезинформацией со стороны СБУ, на основании которого делается вывод о том, что Русская Православная Церковь вовлечена в гражданскую войну на Украине на стороне движения сопротивления Юго-Востока, является просто-напросто эпизодом в информационной войне и по существу яйца выеденного не стоит. Можно было эту чушь просто проигнорировать, чтобы не обсуждать всуе имя Патриарха Кирилла.

Но… Такого рода дезинформация вбрасывается на поля сражений информационной войны с умыслом. И вот этот умысел должен быть диагностирован. Кому это надо, и зачем?

Проще всего ответить на вопрос: кому? Дезинформацию сфабриковали и разогнали по информпространству ресурсы днепропетровского гауляйтера Игоря Коломойского. С учётом того, что это не просто краткая информация на новостной ленте, а – в соответствии с самопозиционированием – журналистское расследование, решение об этом материале принималось на уровне редактора и, с гарантией 120%, согласовывалось с владельцем. Хотя бы потому, что такого рода вброс может иметь самые серьёзные последствия, и не только политические.

Теперь второй вопрос: зачем нужно Коломойскому втягивать в конфликт, в котором он финансирует одну из сторон, Русскую Православную Церковь и самого Патриарха Кирилла? Здесь придётся вернуться в политическую повестку. Изначально Коломойский рассчитывал на то, что, развёртывая гражданскую войну (Донбасс) и совершая нечеловеческие преступления (Одесса) на Юго-Востоке, он получит сильную позицию для «торговли» с Киевом. В результате, обещая в любой момент «успокоить» Юго-Восток, Коломойский рассчитывал получить доминирующее влияние на всём Юго-Востоке. Фактически, он хотел бы стать гауляйтером Новороссии. Однако сопротивление ополченцев в Донбассе оказалось столь эффективным, что все обещания Киеву, как говорится, «подвисли». В итоге Коломойский упустил время и сейчас, с большой долей вероятности, единственным выходом для него является бегство с Украины уже 26 мая, на следующий день после выборов. Если успеет.

Избежать этого Коломойский может только одним способом – сорвать выборы. А добиться срыва можно только за счёт того, что гражданская война будет идти по нарастающей, насилие будет принимать всё более широкие и всё более жестокие формы. Как этого добиться, если силовые ресурсы фактически исчерпаны? Надо придать конфликту другое измерение, которое втянет в противостояние большее количество людей.

Таким образом в воспалённом мозгу Коломойского возникла идея придать гражданской войне на Украине религиозный характер, потому что религиозные войны гораздо страшнее, чем даже гражданские. Начал Коломойский с того, что попытался спровоцировать антисемитские настроения и еврейские погромы. И это не только те заявления, которые он сделал в телефонном разговоре с Олегом Царёвым. Достаточно того, что Коломойский открыто спонсирует пронацистский «Правый сектор» Яроша. Тут, кстати, по аналогии возникает вопрос: можно ли из того факта, что Коломойский является важным членом еврейской общины Днепропетровска, делать вывод о том, что преступные деяния олигарха поддерживаются синагогой? А ведь те люди, которые упоминаются в дезинформации медиаресурсов Коломойского, никогда не говорили о том, что Русская православная Церковь благословляет их участие во внутриукраинском конфликте.

Теперь, «отработав» еврейскую тему, Коломойский пытается втянуть в гражданскую войну на Украине Русскую Православную Церковь и, более того, пытается вменить ответственность за эскалацию насилия на Патриарха Кирилла. Корявенько так пытается, но ведь силам на Украине, которые заинтересованы в эскалации насилия (а это не только Коломойский, но и Тимошенко и некоторые другие политики и олигархи), достаточно только повода, чтобы начать зомбировать общественное мнение и стравливать людей друг с другом.

И тут надо сказать несколько слов о позиции Патриарха Кирилла, который оказался в положении гораздо более сложном, чем даже политические лидеры России, Украины, европейских стран и США. Надо понимать, что для большинства из нас то, что происходит в Донбассе, это гражданская война на Украине – то есть у них, к которой мы так или иначе относимся. А для Патриарха Кирилла это его (!) гражданская война, от которой он не может дистанцироваться. Это гражданская война, которая идёт на канонической территории Московского Патриархата и в которой – с обеих (!) сторон – участвуют прихожане Русской православной Церкви. И именно поэтому Патриарх не может занимать никакую позицию в этом конфликте. Единственное, что Патриарх может делать и делает – это молиться о мире на Украине и призывать всю Церковь присоединиться к этой молитве.

Такая позиция Патриарха, как ни странно, вызывает нарекания не на Украине, а у алармистов в нашей стране. Мол, почему Патриарх не благословит священную борьбу ополченцев, которые воюют с неонацистскими боевиками? Да вот именно поэтому! Потому что для Патриарха Кирилла гражданская война идёт у него в доме, и эту войну именно Патриарх не может воспринимать как внешнее вторжение, при котором позиция Церкви всегда была и остаётся однозначной – от преподобного Сергия Радонежского до Патриарха Сергия (Страгородского).

Для того, чтобы понять позицию Патриарха, многие пытаются искать аналогии в 90-х годах, когда миссию предотвращение гражданской войны взял на себя Патриарх Алексий Второй. Но это не та аналогия, на которую можно опираться. Мне кажется, что Патриарх Кирилл вдохновляется в своей позиции скорее примером Святейшего Патриарха Тихона и, отчасти, примером Святителя Николая Японского.

Все мы знаем, что вожди Белого движения не раз обращались к Святителю Тихону с просьбой благословить их борьбу с большевиками. Но Патриарх Тихон не сделал этого, даже несмотря на то, что власть большевиков осознавалась в церковном сообществе как не просто безбожная, а богоборческая. Святитель не дал благословения Белому движению ровно по той причине, по которой сейчас Патриарх Кирилл не высказывается в пользу той или иной стороны во внутриукраинском конфликте. Потому что это гражданская война, в которой одни православные к великому сожалению убивают других. (Присутствие на стороне киевской хунты иностранных наёмников не меняет ситуации, ведь они поэтому и называются наёмниками, что воюют только за деньги). Мы в России можем и, наверное, должны воспринимать идеалы ополченцев как правильные и высокие, но такую упрощающую и облегчающую жизнь определённость можем позволить себе мы, простые прихожане, но не глава нашей Церкви. Патриарх не может позволить себе такой роскоши – облегчающего упрощения. Его удел – принять на себя этот крест и занять единственно верную, и при этом очень тяжкую и уязвимую позицию, то есть встать выше всех сторон в гражданском конфликте и молиться о мире. И если кто-то думает, что от это Патриарху становится легче, то могу посоветовать только одно: попробуйте поставить себя на место Патриарха Кирилла и представить себе, как каждый день с обеих (!) сторон конфликта гибнут чада Церкви, духовным водителем которой он является.

Можно тут вспомнить и о той удивительной, впоследствии признанной богодухновенной, позиции, которую занял Святитель Николай Японский во время русско-японской войны. И это в синодальный период, когда Церковь была государственным институтом. Святитель Николай не только остался в воюющей с Россией Японии со своей японской паствой, но и нашёл единственно верный путь, чтобы сохранить православную церковь в Японии. Он по-прежнему окормлял свою японскую паству, но не участвовал в богослужениях, на которых православные японцы молились за своего Императора и своё воинство, которое воевало с российскими армиями.

Патриарх Кирилл сегодня находится в такой же тяжёлой ситуации, как в своё время Святитель Тихон или Святитель Николай. И единственно верная позиция, которую занял Патриарх – это тяжёлый крест. И наша задача, как чад Русской Православной Церкви, не упрекать своего Патриарха, а помогать ему молитвой. Тем самым мы будем помогать прекращению гражданской войны на Украине, и способствовать достижению мира.

Что касается Коломойского и его попыток превратить гражданскую войну в войну религиозную путём вовлечения в неё Церкви и Патриарха, то ему это не удастся, в том числе благодаря той единственно верной позиции, которую занимает в конфликте наш Патриарх, и той молитвенной поддержке, которую мы все оказываем своему Патриарху.

P.S. Чтобы понять, насколько тяжёл крест Патриарха в нынешней ситуации, приведу конкретный пример. Солдат украинской армии позвонил своему духовному отцу, иеромонаху Оптиной пустыни (Калужская область) и сказал, что их из Киева везут на восток для участия в АТО. И этот молодой солдат просил благословения у своего духовного отца отказаться стрелять и принять те последствия, к которым может привести этот шаг, будь то мученическая смерть от комиссаров «Правого сектора» или уголовное преследование. Этот пример показывает, что для чад Русской православной Церкви это «наша», а не «их» гражданская война. Как граждане мы можем и, наверное, должны поддержать ополченцев Донбасса, но как чада Русской Православной Церкви мы должны молиться, чтобы на Украину пришёл мир.

Александр Казаков

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе