Мимикрирую, чтобы быть как все. 3 предательства Христа и себя

Священник Александр Данилов — о грехе Иуды и разочаровании толпы.
Андрей Миронов. «Предательство Иуды»


В Великую Среду Страстной седмицы Церковь вспоминает предательство Иуды. Священник Александр Данилов — о том, почему разочарование в Боге может толкнуть человека предать себя.


Священник Александр Данилов


Иуда является символом предательства. Хотя грех Иуды невозможно повторить, так как он не просто предал, но еще и виновен в убийстве Бога, сама по себе тема предательства не потеряла своей актуальности. Люди предавали, предают и будут предавать.

Евангелие дает нам несколько образов предательства. Я бы выделил три.



Предательство Петра

Предательство апостола Петра — это предательство из страха. Мир вокруг апостола Петра рушится. Тот, Кто казался непобедимым, незыблемым, Царем, Мессией, вдруг покорно следует на суд. Зло торжествует. Еще пару часов назад он бесстрашно бросился вперед, на пришедших за Иисусом. Рядом был все тот же Учитель, братья и мир был прост. Сейчас, греясь у огня, он один. Нет ни Учителя, ни братьев, ни надежды. Только страх. Этот страх, эта неопределенность толкают его на публичное отречение от Христа.

Современный человек любит жить в спокойном мире в окружении любящих и принимающих людей. Зло и добро — вещи ясные и понятные. Все под контролем. Но что, если привычный мир начнет рушиться? Что, если мои идеи перестанет поддерживать общество? Что, если я стану неудобным? Смогу ли я выйти против толпы? Смогу ли я остаться христианином?

Задумайтесь, каково было жить христианам в первые века или в Советском Союзе? 


Каково жить в окружении людей, которые считают твою веру, твои идеалы, то, чем ты живешь, — вредным и ужасным бредом?


В такой ситуации легче подстроиться. Легче сказать «я не знаю этого человека».

Собственно, так и делали некоторые христиане и в советское время, и в первые века гонений, да и сейчас делают.

Предательство Петра — это предательство из страха. Предательство человека перед лицом торжествующего зла.



Предательство Иуды — закрыть глаза на зло

Сложнее с предательством Иуды. Сейчас я встречаю две точки зрения на его предательство: он предал Иисуса Христа или из жажды денег (самая классическая версия), или из желания подтолкнуть Христа к конфликту с религиозной элитой.

Это целенаправленное предательство из корыстных целей. Есть нечто, что мне нужно, и я ради этого, ради благой цели могу закрыть глаза на «грех». Я ради собственной выгоды закрываю глаза на то, что творю откровенное зло: подставляю, лгу, ненавижу, убиваю, распространяю ненависть, преследую тех, с чьим мнением не согласен.


«Целование Иуды». Россия, XV в.


Если предательство Петра эмоциональное, то предательство Иуды расчетливое. Ради «тридцати сребреников», ради некоего блага, высшей цели или просто личной выгоды я отступаю от Бога.

Причем трагизм такого предательства в том, что сам человек где-то на подкорке мозга, на дне сознания понимает, что творит зло. Он вынужден бороться с собой. Подавлять себя. Это чем-то напоминает самоубийство. Сознательно делая зло, сознательно совершая явный грех, я вынужден убивать часть себя. Убивать Бога внутри, чтобы не слышать. С каждым разом дыра внутри становится все больше.



Предательство толпы 

Самое «интересное» предательство, на которое редко обращают внимание, — это предательство толпы. И оно прекрасно укладывается в символику Входа Господня в Иерусалим. 

Господь Иисус Христос въезжает в Иерусалим, Его приветствует восторженная толпа, которая ждет, что Он сейчас исполнит все их чаяния. А что хотели обычные иудеи того времени? Собственно, того же, что хотели люди во все времена.

Во-первых, чтобы Иисус проклинал их врагов.


Всем же хочется, чтобы Господь проклял всех, кто мне не нравится, кто вредит или придерживается чуждых идеалов.


Во-вторых, чтобы Он благословлял их самих и тех, кто им нравится.

Естественно, они жаждали некой социальной справедливости, божественного отмщения, потому что в Израиле в то время была не самая лучшая обстановка — он был присоединен к Римской империи и Рим правил достаточно жестко. Римляне подавляли любые попытки вольнодумства, восстания. Весь Израиль был как пороховая бочка, там постоянно шли выступления, восстания.

И многие ждали прихода Мессии как Царя-освободителя, который наконец установит общество социальной справедливости, в их понимании, конечно. Прогонит всех врагов, одержит победы, совершит некие преобразования на благо государства. Им нужен был царь-революционер.

И вот выходит Иисус, и все ждут в восторге, что вот Он, Мессия, Он сделает все, о чем мы только мечтали. А Он не делает ничего из этого.

Он не проклинает их врагов, Он не идет к римским легионам и не проклинает их. Он пошел к Своим обличать, не к чужим. Он идет в храм и обличает там.


Фреска «Изгнание торговцев из храма». Храм Пантократора в монастыре Высокие Дечаны, Сербия, XIX в.


«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:12-13).

Он обличает Своих же соплеменников за лицемерие и жестокосердие. Обличает существующие порядки. Но Он отказывается брать власть. Он отказывается делать то, что от Него ждут.

И начинается разочарование. Предательство толпы, которая потом будет кричать: «Распни, распни Его!» Это предательство, основанное на разочаровании. На несоответствии Иисуса ожиданиям и мечтам людей.



Он не действует по плану

Они разочаровались в Нем, потому что, по сути, им нужен был другой. Им надо было, чтобы Бог действовал по установленному ими плану: врагов прокляни, этих — выгони, этих — уничтожь, этих — возвысь, это — одобри.

Иисус — неудобный Мессия. Он никогда не действует так, как от Него ждут окружающие люди. Он не действует по установленному плану. Вместо того, чтобы родиться в семье императора и сразу получить власть над миром, Он рождается в хлеву в небогатой семье. Вместо того, чтобы проклинать Своих гонителей или врагов Своего народа, Он молится о них и избегает открытого конфликта. Вместо того, чтобы стереть их в порошок, Он учит отвечать любовью. Вместо революций и восстаний Он проповедует Царство Небесное, которое приходит тихо и растет внутри человека. Вместо того, чтобы явиться первосвященнику после Воскресения, который после такого бы сразу забыл о гонениях на христиан, вместо этого Он является Своим ученикам, успокаивая их.


Он неудобный, и эта толпа, которая сегодня встречает Его криками «Осанна», разочаровавшись через несколько дней, будет кричать: «Распни Его, распни!»


Потому что такой Мессия неудобен. Он не делает того, что они хотят. 

И вот это разочарование в Боге сподвигает человека на предательство. Когда ты не ждешь ничего от Него, когда ты не хочешь себе Иисуса Христа из Евангелия. Ты хочешь создать образ Бога, который будет подчиняться тебе, чтобы Он проклинал тех, кого ты хочешь, благословлял то, что ты хочешь. Ты, фактически, затыкаешь Бога и говоришь: «Ты будешь делать так, как хочу я. Или Ты будешь таким, или Ты мне не нужен вообще».

И это предательство — в итоге одно из самых страшных, на мой взгляд. Когда мы разочаровываемся в Боге. Когда мы не готовы принять Его таким, каким Он описан в Евангелии, — свободным, неудобным, властным, порой даже непредсказуемым. Когда нам нужен Бог, который будет действовать по нами утвержденному плану.

Люди разочаровываются и отходят от Него. Все общество, следовавшее за Ним, отходит от Него, ища другие идеалы. Ища утешение у Вараввы. Им ближе скорее вот такой путь, революционер — тот, кто убивает других, тот, кого ненавидит римская власть.



Предавая, я убиваю в себе Бога

Все эти предательства — в первую очередь против самого себя.

Мы думаем справедливо, что если я предаю, делаю плохо другому. Но и себе тоже. Я предаю не только другого, я предаю самого себя. Когда я вижу зло и потакаю этому злу, когда я, как Петр, в страхе пытаюсь мимикрировать под окружающих или, как Иуда, пытаюсь ради своей выгоды предать Бога, закрыть глаза на откровенную мерзость или самому ее сделать. Или когда я разочаровываюсь в Христе и отворачиваюсь от Него, как толпа. Или даже желаю и ненавижу — ведь толпа срывается на ненависть.


«Отречение апостола Петра» Церковь св. Апостолов в Печской Патриархии


Это предательство самого себя. Любое предательство. Например, когда окружающие издеваются над кем-то, гонят его, а я вместо того, чтобы защитить слабого, мимикрирую, чтобы быть как все. 

Когда все кричат на кого-то и ненавидят — и я вместе с ними буду ненавидеть. Потому что мне нельзя выделяться. Все воруют — и я ворую. Все лгут — и я лгу. Все блудят — и я буду. Каждый раз я убиваю внутри себя нечто ценное, чистое. Я фактически каждый раз пытаюсь убить внутри себя Бога. Потому что я вынужден заставлять хорошую часть себя замолчать, подавить ее. И в итоге с каждым разом становлюсь все чернее и бездушнее.



Есть надежда

На самом деле, как бы все мрачно ни звучало, всегда есть надежда.

Иисус Христос въезжает в Иерусалим, зная о том, что Его предаст Иуда, отречется Петр, что толпа, которая кричит Ему «Осанна», предаст. Все равно Он дает Себя на распятие ради всех этих людей. Ради тех, кто будет кричать: «Распни!» За тех, кто предаст Его.

И это вселяет надежду. Бог любит меня бесконечной любовью. И если Он меня так любит, если Он, зная о множествах моих возможных предательств, все равно за меня пошел на Крест и все равно дарует мне любовь, поддержку, благодать, новую жизнь, то, значит, у меня есть надежда, потому что мой грех все равно слабее, чем любовь Бога. 

Господь из-за любви ко мне будет идти до самого конца.


Ради меня Он будет идти до креста, до распятия, до Воскресения, несмотря на мое собственное предательство и мой грех.


Он не дожидается, пока я приду к Нему, а Сам ищет меня, как пастырь потерянную овцу. Он любит меня, и Он будет искать встречи со мной несмотря ни на что. Он спустится со мной в самые мрачные глубины моей души. Он не испугается моей самой противной грязи. 

Автор
СВЯЩЕННИК АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВМАРФА ГУЗЕЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе