Да будут все едины...

Всякое разделение – плод человеческой греховности, считает протоиерей Всеволод Чаплин

В начале июня в Санкт-Петербурге прошел XII Международный экономический форум. Казалось бы, какое отношение имеет к этому событию Церковь? Тем не менее на форуме выступил представитель Русской Православной Церкви – зампред Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Его доклад цитировали различные информагентства, в частности «Интерфакс-религия». Особенный резонанс вызвало следующее высказывание докладчика: «Поликонфессиональность, многопартийность, разделение властей, конкуренция, управляемые конфликты – то, чем так гордится доминирующая в мире политическая система, – для православного христианина суть лишь признаки греховного разделения народа и человечества, симптомы духовного нездоровья».

В интервью «НГР» Всеволод Чаплин разъяснил свою позицию относительно взаимоотношений Церкви и современного общества.

– Отец Всеволод, что вы имели в виду, говоря о поликонфессиональности, многопартийности и разделении властей как о признаках духовного упадка? Означает ли это, что нынешнее общественно-политическое устройство России Церковь рассматривает как «меньшее», но тем не менее «зло»? Что межрелигиозный и межцерковный диалог для Русской Православной Церкви – своего рода вынужденная практика?

– Я уже неоднократно высказывал свою точку зрения на современное состояние общества, и на форуме в Санкт-Петербурге сделал это еще раз. Церковь может существовать в обществе с обозначенными мною признаками. Нормально существует она и в современном Российском государстве. Но при этом православному человеку свойственно стремиться к такому обществу, которое является организмом с единой верой и в котором власть и народ едины. Всякие разделения – прямое следствие человеческой греховности. Разделений не было до грехопадения Адама, их не будет и в Царствии Небесном, по образу которого православные призваны созидать жизнь земного общества.

Между прочим, и в российском государственном устройстве появляются тенденции, отвечающие православному идеалу единства. Например, Общественная палата объединяет представителей не политических партий, а естественных социальных групп, слоев общества. Авторитет же партий крайне низок. Люди вряд ли воспринимают как нечто позитивное партийную борьбу и конкуренцию коммерческих компаний. А вот идеологемы, направленные на укрепление единства, в обществе весьма популярны.

Мы участвуем в диалоге с представителями других Церквей и религий и даже с неверующими людьми. Мы объединяем с ними усилия для разрешения общих проблем. Но при этом мы понимаем, что в жизни будущего века вера будет одна, любой плюрализм упразднится и восторжествует одна Истина – Истина Христова.

– С чем связано ваше участие в экономическом форуме в Санкт-Петербурге?

– Представителей Церкви не в первый раз приглашают на экономические форумы. Недавно я побывал в Риме, на форуме «Европа–Россия». Приходилось мне бывать и на Кран-Монтанском форуме, и на московских сессиях Всемирного экономического форума. Интерес к Церкви проявляют сами организаторы подобных мероприятий. Наверное, для бизнесменов и политиков это возможность больше узнать о религии и ее возрастающей общественной роли.

– Представляют ли эти форумы интерес для самой Русской Православной Церкви? Или в участии Церкви заинтересованы лишь их устроители?

– Всегда, когда православного христианина просят дать отчет о его уповании, он должен это сделать. Так сказано в 1-м Послании апостола Петра.

– Недавно вы побывали на презентации учебника «Основ православной культуры», автором которого является Борис Якеменко, комиссар движения «Наши». Считаете ли вы правильным, что такого рода учебники готовятся внутри политических движений? Может ли политическое движение определять, кто будет преподавать ОПК, а кто – нет?

– В любом случае определять это будет общество, родители и школьники. Честно говоря, я не заметил в этой инициативе движения «Наши» попытки навязать политическую трактовку православия. Я давно знаком с представителями православного корпуса «Наших», много общался с ними, в частности, прошлым летом в их летнем лагере на Селигере. Могу сказать, что это искренне верующие люди. Когда они проводили акции православного характера, например раздавали крестики, я всячески призывал их максимально избегать политических акцентов в этой деятельности. Мне кажется, что к моему совету прислушались.

– В последнее время в церковных и околоцерковных кругах все чаще говорят о реформе языка богослужения. Каково ваше отношение к этой проблеме? Нужно ли делать богослужебный язык более современным или же он неприкосновенен?

– Вы обозначили две крайние позиции. Я не сторонник радикальных реформ богослужебного языка. Тем не менее мне кажется возможным изменить некоторые формулировки, содержащиеся в церковно-славянском тексте. Например, для русского человека греческий синтаксис, которым изобилует церковнославянский язык, сложен. Непонятны и отдельные слова. Но при этом должен заметить, что пребывание в Церкви – это труд, интеллектуальный и духовный, и современный православный человек вполне способен освоить азы церковнославянского языка.

Богослужебные тексты, безусловно, сложны. Отец Андрей Кураев совершенно прав, говоря, что даже на современном русском языке их сложно адекватно воспринимать, не вдумываясь в их глубокий смысл. Считаю, что в храмах следует уделять больше внимания четкости произнесения молитвословий и песнопений, а также сделать общедоступной литературу, позволяющую понять их

Дмитрий Хаустов

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе