Новый свет

Музей имени Андрея Рублева преобразился накануне своего 70-летия.
Раньше иконы висели вперемешку. Теперь крупные ушли наверх, экспонаты идут в хронологическом порядке.
Фото: Александр Корольков


Этот музей возник при помощи его самого знаменитого насельника: реставратор Петр Барановский определил, что на территории Спасо-Андроникова монастыря, закрытого в 1918-м, похоронен автор Троицы Андрей Рублев. И на волне послевоенного патриотического подъема - а тут еще и 800-летие Москвы подоспело - монастырь был сохранен и в 1947-м в его ограде образован Музей им. Андрея Рублева.


"За минувшие годы в стенах музея велась невероятно кропотливая работа по сбору, изучению и реставрации памятников древнерусского искусства, формировалась уникальная экспозиция", - написал в своем поздравлении "рублевцам" министр культуры России Владимир Мединский.

Накануне своего 70-летия Музей Андрея Рублева поменял свой облик - в нем открылась новая экспозиция. Мы с директором Музея Рублева Михаилом Миндлиным на втором этаже, в одном из залов-приделов Архангельского собора, где размещается музей. Вверх уходят ряды икон XVII века из Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря, находящиеся тут с 50-х.

Но никогда они еще не были размещены в таком числе и качестве. 36 икон прежде вмещал этот придел - сегодня по-новому организованное пространство вмещает 52 уникальных экспоната, к юбилею реставраторы музея сделали ощутимую прибавку к Спасо-Ефимьевскому комплексу.

У залов музея теперь иное наполнение, свет и цвет. Прежде гостей музея на первом этаже встречали огромные иконы, они висели вперемешку с малоформатными, все выглядело, в сочетании с низким потолком, как стена в малометражной советской квартире, по выражению Миндлина. Теперь крупный размер ушел наверх, все идет строго хронологически.

Начало - главный экспонат музея: ростовско-ярославский Спас Вседержитель XIII века. Рядом с ним строгий Нерукотворенный Спас тверской работы, тут же кресты, складни, иконы грозненского времени, уникальный пророческий чин из частной коллекции.

Второй этаж экспозиции - темно-зеленый. Каждый зал, каждый период русской иконописи имеет свой цвет. В 17-м веке доминировали растительные тона. В темно-терракотовом, под цвет эпохи барокко, зале - прежде не выставлявшиеся вещи петровской и екатерининской эпох...

Результаты кропотливой работы бросаются в глаза публике на последнем, четвертом этаже экспозиции, в центральном приделе Архангельского собора. Тут - фресковый иконостас, срезанный в 50-е со стены погибшей Благовещенской церкви Юрьевца-Подольского. К юбилею многоэтажная фреска была отреставрирована и теперь представлена в музее полностью.

Музей же, по словам Миндлина, в ближайшее время ждет долгожданное расширение площадей - чтобы разместить там хранилища и реставрационные мастерские.

Автор
Текст: Андрей Васянин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе