Любая книга о человеке – религиозна

Священник Александр Дьяченко (протоиерей Александр Брагар) – один из самых популярных пишущих батюшек.
Сборники его рассказов о приходской и просто жизни давно полюбились читателям. Порталу «Правчение» он рассказал о том, как стал писателем, и о книгах, которые сам любит читать. 

– Нужно ли читать книги современному человеку, на ваш взгляд? Или вполне достаточно информации, которую мы получаем через интернет?

– Читать, конечно же, надо. Человек, владеющий множеством прикладных знаний, но не читающий художественную литературу, вне всякого сомнения, ущербен. Особенно если этот человек ещё молод, и ещё только-только формируется как личность. Через книги совершается процесс его воспитания.

Общаясь с молодёжью, поражаюсь, как мало они читают. А что взамен книги? Телевизор? Компьютерные игры? Я смотрю на книги не только как на возможность развлечься или «убить время», а как на мудрых и понимающих друзей, у которых можно многому научиться. Книги делают нас людьми.

– Как в этом бегущем времени, среди семейных забот, организовать чтение в кругу семьи?

– Просто однажды нужно попробовать это сделать. Время всегда можно найти. Мы часто сами прожигаем его бесцельно. Это очень интересно и необычно, когда кто-нибудь из взрослых станет читать вслух другому. Насилие здесь недопустимо. Хорошая интересная литература сама заставит членов семьи сесть рядом с читающим и слушать.

– Есть ли в Вашей семье какая-нибудь традиция, связанная с чтением, с книгой? Или может, ваши прихожане рассказывали вам о том, как читают в их семьях.

– Матушка любит послушать, когда я читаю ей какие-нибудь рассказы, свои или других авторов. Тем более, что она у меня главный редактор и одновременно рецензент. 


– Есть ли у вас советы для родителей, как увлечь детей книгой, чтением?

– Обращайте внимание на своих детей, вспоминайте, что они у вас есть. Ребёнок тоже человек, и он нуждается в общении. Гуляйте с детьми, рассказывайте им разные истории, это же так интересно. Читайте сами, и детей приучайте читать. Подскажите что именно почитать. Лично мне любовь к книге привила моя мама. Если бы она в моём детстве не читала бы мне разные истории, то не знаю, приучился бы я самостоятельно к чтению.

– Сейчас люди живут в погоне. В погоне кто за знаниями, кто за успехом, кто за деньгами… И поэтому часто не имеют времени для чтения. Находите ли Вы время читать, нужно ли вам это?

Читать — значит продолжать постигать, продолжать учиться. Погоня в достижении цели оправдана тогда, когда эта цель подлинная. Если цель временная и преходящая, то в конце гонки непременно наступит прозрение и разочарование за бесцельно прожитые годы. Все мало-мальски стоящие авторы учат читателя ответственности за свои поступки. 


Если книга нарочито православная, то и читать её чаще всего неинтересно. Чувствуется искусственность. Христианство и есть сама жизнь


– Какую литературу Вы читаете?

– Сегодня всё больше специальную, иногда по истории философии. Историческую публицистику, военные мемуары. Художественную литературу, если и читаю, то редко. Очень много было прочитано раньше.

– Существует ли для вас разделение: православная и светская литература? И как быть с классикой и зарубежной литературой?

– Нет, не существует. Если книга нарочито православная, то и читать её чаще всего неинтересно. Чувствуется искусственность. Христианство и есть сама жизнь. Потому как любой наш поступок имеет нравственное наполнение. Хороший он или плохой, мы определяем, основываясь на заповедях. Поэтому любая книга, хочет того автор или нет, если он пытается исследовать человека, — религиозна.

Классику, особенно нашу, русскую, нужно знать. Она по сути своей православная. То же касается и зарубежной литературы. Почему бы её не читать? За рубежом тоже люди живут. Их волнуют те же проблемы, что и нас с вами. Только читать, по-моему, нужно то, что станет приносить пользу душе, подталкивать в небо, а не сталкивать в грязную лужу. 

– Какая Ваша любимая книга?

– Скорее не книга, а больше автор. Таких авторов, произведениями которых я зачитывался, несколько. Во-первых, это маринист Виктор Викторович Конецкий. Его книга «За доброй надеждой» у меня всегда на видном месте. От юности и до сего дня мне не надоедает его читать. Потом я открыл для себя ещё одного потрясающего автора Эфраима Севела, его рассказы. Вот с кем мне хотелось бы встретиться и поговорить. Думаю, под влиянием этих двух авторов я и сам начал писать от первого лица.

– Была ли у вас в детстве какая-то любимая книга?

– В детстве я зачитывался фантастикой и приключениями, так что в этом отношении ничего оригинального. Но есть книга, которая чрезвычайно повлияла на моё внутреннее самоопределение. Это двухтомник Геннадия Семенихина «Космонавты живут на земле». Вот её я перечитывал раз пять, это точно. До сих пор я благодарен Геннадию Александровичу. Его герои учили меня быть человеком.

И ещё два рассказа американского фантаста Роберта Янга «Платье из одуванчика» и «На берегу реки». В юности читал очень много, нравились Катаев и Кассиль.

Мы — дети тех, кто прошёл через войну с фашистами, зачитывались ещё и военными историями. Не знаю, станут ли читать о той войне сегодняшние дети. Сегодня на экране они видят слишком много киношной крови, потому реально пролитая кровь тех, кто Родину защищал, в их глазах обесценивается.

– Какие книги вы бы посоветовали читать современным детям?

– Сегодняшние дети — существа особые. Во многом они отличаются от нас, детей шестидесятых и семидесятых годов прошлого столетия. Они какие-то более взрослые, что ли. Хотя, начинать, думаю, нужно всё с тех же сказок. А потом сегодня печатают так много добрых полезных книжек. Многие из них основаны на христианских сюжетах.

В некоторых верующих семьях детям с малых лет читают жития святых и всё. Родители считают, что там все написано, и другая литература детям не нужна.

Рассказать ребёнку о детских годах преподобного Сергия Радонежского или отца Иоанна Кронштадтского будет очень полезно. А как с ними говорить о мучениках? Однажды мне предложили написать такой детский пересказ жития новомучеников, священников нашего храма, расстрелянных на полигоне в Бутово. Я не решился, и до сих пор не решаюсь. Ребёнок ещё не понимает, что такое смерть и что такое покаяние. Поэтому, наверное, каждому возрасту должна соответствовать и мера наших ему откровений.

Плохо, если мы ещё в детстве приучим ребёнка воспринимать жития святых на уровне сказок.

– Какая книга Вас поразила в юности, оказала влияние на становление вашей личности, характера, помогла в чём-то разобраться тогда? Что бы вы посоветовали читать подросткам?

– Кроме тех, что упомянуты выше, это ещё и Эрих Мария Ремарк. Я зачитывался всеми его романами. И, конечно же, «Возлюби ближнего своего». Что посоветовать подросткам? Научитесь ставить себя на место другого человека. Герои Ремарка научат вас сопереживанию. Очень полезное для христианина, и не только для христианина, человеческое качество. 

– Какие писатели прошлого сейчас наиболее актуальны, на ваш взгляд, и почему?

– В принципе, человек не меняется. И главные вопросы бытия остаются всё теми же. Поэтому Достоевский и Салтыков-Щедрин останутся насущными, как и раньше. Кстати, посоветую нашим, в первую очередь, православным читателям перечитать роман последнего «Господа Головлёвы», очень душеполезная книжка.

– Кого из современных писателей вы бы отметили и почему?

– Я человек более старшего поколения. И список «современных» у меня шире, чем у тех, кто родился в конце прошлого века и начинает жить сегодня. Мне современны Сергей Довлатов и Севела, и Бродский. Почему? Мы прошли одним путём, от человека страны советов, к человеку, вынужденно приспосабливающемуся к современным жизненным реалиям.

Совсем современных нам авторов я уже не знаю.

– Как получилось так, что вы стали писателем?

– Неожиданно. Никогда не мыслил, что сам стану писать. Во всём «виноват» Живой Журнал, и его форма дневниковых записей. Начинал с небольших сообщений, потом, что называется, «расписался». Оказалось, что это востребовано, потому и продолжаю писать до сих пор. Но профессиональным писателем себя не считаю. Я священник, для меня этот факт самый главный. Мои рассказы – часть моего служения.

– Как рождаются ваши книги? Как возникла ваша, любимая мною, книга «Схолии», неужели вся эта невероятная история — реальна?

– Мои книги состоят из многих рассказов. Эти истории настоящие. Я не умею придумывать. Стараюсь, чтобы мои реальные герои не узнавали себя, потому иногда перелицовываю события до неузнаваемости, но сама суть всегда остаётся без изменений. Правда, люди всё равно находят себя и своих близких. Бывают, что и выскажутся, но с претензиями сталкивался только один раз.

Если человек хочет поделиться со мной чем-то необычным, спрашиваю его разрешения описать тот или иной случай в своих рассказах. Люди чаще всего соглашаются.

События в «Схолиях» реальны, даже человек в белом фраке танцевал по-настоящему. Дневники Надежды Ивановны существуют на самом деле, и старец Андрей Кузьмич Логинов когда-то жил в Старой Рачейке.

Единственно чего не было – мой герой не находил этих тетрадей. Беда с дочерью сама привела его к вере в Бога. В «Схолиях» две линии, дневники и история Глеба. Нужно было их как-то привязать одну к другой, вот они у меня и встретились. 

– Сейчас говорят о том, что люди не воспринимают большие тексты, восприятие человека меняется… Считаете ли вы, что у книги есть будущее? Как оно вам видится?

– Думаю, что у книги есть своё будущее. Конечно, если продолжить всё дальше «упрощать» человека, делать из него «приложение к ноутбуку», этот процесс затянется. А если наоборот, обратить внимание на ребятишек, что собираются ещё только идти в свой первый класс, преподать им хорошую полезную книгу, привить им любовь к чтению, то и книга, причём в своём первоначальном бумажном варианте, вернётся в наши дома. Конечно, для этого понадобится время.

– Сейчас очень модно заниматься спортом. Читать не модно. Есть ли у вас какие-то идеи, как продвигать «чтение» в массы, как сделать это популярным? Что для этого необходимо?

– Нужно немного подождать. Время интернета сделала человека одиноким. Хорошая книга, всё равно, что хороший друг. С её героями можно поговорить, и даже подружиться. Последнее время по стране прошла очень хорошая акция, когда совершенно разные люди один за другим читали по телевизору на канале «Культура» «Войну и мир» Льва Толстого. Такие акции нужно повторять.

И ещё, молодые люди очень ведомы, им свойственно подражать. Пускай те, кому они подражают, рассказывают о своей любви к чтению. И о том, что читать — это здорово! А быть грамотным — ещё и модно.


Фото с сайта издательства "Никея"
Автор
Беседовала Юлия Мялькина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе