10 главных фильмов о религии последних двадцати лет

О вере спорят на холстах и пленках, на театральной сцене и на страницах романов.
Но чтобы почувствовать дух нынешней эпохи, мы решили анализировать все-таки не книги и не изобразительное искусство, а кино. 
«Догма», 1999. Режиссер Кевин Смит

«Важнейшее из искусств» потому и важнейшее, что было ключевым инструментом проповеди в мире светских идеологий ХХ века, оно производило самые прямые и ясные истории, а киноспоры о религии были самыми резонансными. «РР» подобрал десять ключевых фильмов последнего двадцатилетия, раскрывающих современные представления о вере

Конец религии
Фильм «Догма» (1999)

Режиссер Кевин Смит

Культовое ироническое высказывание на тему веры. В фильме Кевина Смита бог — женщина, апостол — чернокожий, у Иисуса были потомки, демоны носят хоккейное снаряжение, в христианской догматике находится место музам, а все, что придумает взбалмошный проповедник, немедленно принимается и небом, и адом. Итак, бог, который любит гулять по земле, попадает в кому и заточен в чужом теле. Тем временем один проповедник соорудил арку: кто через нее пройдет, тому отпустят все грехи. Через нее хотят пройти два падших ангела, но если это случится, то наступит конец света, таков мрачный план коварного ангела тьмы Азраила. Помешать планам тьмы может только пра-пра-пра-в седьмой степени-внучатая племянница Христа и два идиота.

Фильм Кевина Смита вышел в самом конце 1990-х, это было не самое удачное время для религий. Холодная война закончилась, и никто не знал, что она начнется снова. Нефть стоила дешево, американская экономика, а за ней и другие экономики первого мира, росла, теракты были незначительны, войны и кризисы случались где-то на периферии. Философ Фрэнсис Фукуяма возвестил о конце истории, так почему бы не настать и концу веры? Или: почему нельзя придумать более адекватную новому времени веру? Почему все ключевые фигуры христианской веры — это белые мужчины? Где же чернокожие и женщины? Так или иначе в конце 1990-х вера представлялась чем-то простым и близким. Казалось, еще чуть-чуть, и вера преобразится во что-то новое, легкое, понятное и безболезненное. Нулевые с их кризисами, терактами и войнами радикально поменяют отношение к вере.

Комическое одиночество демиурга

«Брюс Всемогущий», 2003. Режиссер Том Шедьяк
Фильм «Брюс Всемогущий» (2003)

Режиссер Том Шедьяк

Кевина Смита услышали — бог стал черным. Его воплощение — великий актер Морган Фримен (наверное, с таким выбором согласятся даже убежденные расисты). Итак, богу надоело, что люди обвиняют его во всех своих проблемах, а больше всего его достал тележурналист Брюс. И бог устраняется: все, Брюс, теперь ты за главного. Ты можешь все, но теперь вся вера и надежда планеты обращена только к тебе.

Первыми желаниями нового бога были научить собаку писать стоя и в унитаз и увеличить груди жены. Потом пришлось подумать и о простых смертных. Но как же это оказалось сложно. У каждого человека свои мечты, исполнить все разом не получится — может возникнуть серьезный конфликт интересов.  Брюс мучается, ему тяжело там наверху одному со всем своим всесилием и всепро-щением. Вера главного героя, оказавшаяся верой в самого себя, постоянно подвергается серьезным испытаниям. «Брюс Всемогущий» — не особо умная и так и не ставшая культовой комедия. Хотя у нее было продолжение о потопе («Эван Всемогущий», 2007) и сейчас, вроде бы, снимается третья часть. Но благодаря ей выяснилось, что вера — это не так просто, с верой шутки плохи.

Чудовищные муки

«Страсти Христовы», 2004. Режиссер Мел Гибсон
Фильм «Страсти Христовы» (2004)

Режиссер Мел Гибсон

Один из самых спорных фильмов на религиозную тему. Подробная и полная натуралистических подробностей и жестоких эпизодов экранизация последних дней жизни Иисуса Христа от ареста до казни, вдобавок снятая на арамейском языке. Фактически это вымышленный документальный фильм. У исполнителя главной роли после съемок сцен бичевания даже остались на теле шрамы. Картину упрекали в антисемитизме, ее режиссера Мела Гибсона называли фашистом, и он стал объектом насмешек со стороны стариков. Меж тем Гибсон показывает, что в основе христианской веры лежит очень страшная история мучений и боли. Собственно сюжет пересказывать бессмысленно, поскольку он всем известен, но бесконечные повторы лишь отдаляют от нас всю суть изначальной истории. В основе веры лежат боль и страдание.

Невозможность праведности

«Остров», 2006. Режиссер Павел Лунгин
Фильм «Остров» (2006)

Режиссер Павел Лунгин

Во время войны на дальнем севере немцы захватили баржу. К ним в плен попали кочегар Анатолий и капитан Тихон. Кочегар стал умолять о пощаде, и немцы предложили ему застрелить товарища. Плачущий кочегар выстрелил, капитан упал за борт. Прошло больше тридцати лет. Кочегар стал монахом, чудаковатым старцем, который, даже по монастырским меркам, ведет удиви-тельно праведную жизнь и, кажется, вообще не нуждается ни в чем мирском и материальном. Зато он умеет исцелять и изгонять бесов. Вот только сосуществовать с отцом Анатолием другим монахам сложно, потому что он принципиальный, удивительно сварливый и везде видит гордыню. Ну и не все монахи разделяют его полный отказ от связи с материальным миром. В конце фильма выясняется, что капитан Тихон выжил, стал адмиралом и давно простил Анатолия. Монах со спокойной душой умирает.

Фильм стал самым громким российским киновысказыванием на тему веры за все постсоветские двадцать четыре года. Верующим людям фильм понравился. Со светской точки зрения можно сказать, что в фильме показана праведность, но это очень сложная праведность. Это не просто согрешил-покаялся или в последний момент сделал над собой определенные усилия — и ты уже больше не грешник. Праведность «Острова» несовместима с нормальной человеческой жизнью, это праведность, которой нормальному человеку практически невозможно достичь. И даже если ты ее достиг, жить с ней невыносимо — но и умереть нельзя, пока тебя не простят. Российская вера — это постоянное стремление к невозможному.

Все равно верить

«Гриффины», 2015. Создатель Сет Макфарлейн
Американская многосерийная мультипликация «Симпсоны», «Гриффины», «Южный парк», «Футурама», «Американский папаша»

«Люди тысячи лет обходились без религии», — утверждает говорящий пес-либерал Брайан в одной из серий «Гриффинов». И вкачестве иллюстрации следует небольшая зарисовка. Один бородатый мужчина в хитоне и сандалиях говорит другому: «Ты мне нравишься, у меня нет причин для ненависти». Второй отвечает: «И ты мне. И у меня тоже нет причин для ненависти». К ним подбегает третий: «Слыхали про волшебного мальчика, рожденного в Вифлееме?» В тот же момент все трое выхватывают мечи и начинают друг друга резать. То есть люди жили мирно, никого не трогали, а потом в мир пришла религия, в данном случае — христианство, и тут же начались кровавые разногласия. Над кем здесь издеваются — над примитивной картиной мира среднестатистического верующего или над примитивной картиной мира среднестатистического атеиста — вопрос открытый.

Тема религии и веры — одна из самых важных во взрослой американской мультипликации. Во вселенных «Симпсонов», «Гриффинов», «Южного парка», «Футурамы» и «Американского папаши» есть священники, есть религия, периодически появляются дьявол и бог. В одних сериалах бог выглядит классически — это могучий бородатый старик в белом хитоне и сандалиях. В «Футураме» имеется некая сила, обладающая как минимум всезнанием; она представляет собой созвездие на краю мира. А в «Южном парке» бог зооморфен: у него голова бегемота, тело обезьяны и повадки кошачьих. Также везде в той или иной степени присутствует Иисус, правда в некоторых сериалах (например, в «Гриффинах») он скорее трикстер, нежели положительный персонаж. Так, он может притвориться двухтысячелетним девственником, чтобы переспать с женой кого-то из простых смертных.

Тем не менее столь экзотические поведенческие практики и внешний вид бога не отменяют главного: мир всех сериалов — это мир верующих людей. Да, поход в церковь по воскресеньям — скорее дань приличию, а священники давно уже не помнят, зачем именно они служат в церкви, но религиозные ри-туалы важны даже для самых негативных или рационально мыслящих персонажей. В «Симпсонах» вообще нет атеистов. Даже те, кто разочаровываются в христианстве, как Лиза Симпсон, обращаются к другой религии, например буддизму, но при этом продолжают ходить на воскресные службы в христианскую церковь. В других сериалах есть явные атеисты и с религией обходятся гораздо жестче, но они все равно вписаны в христианскую вселенную, где хотя бы иногда необходимо публично подчеркивать наличие веры. Это как чистить зубы — может, помогает, может, нет, но все это делают.

Простая вера для комических актеров

«Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски», 2013. Режиссеры Сет Роген и Эван Голдберг
Фильм «Конец света по-голливудски» (2013)

Режиссеры Сет Роген, Эван Голдберг

Это своего рода голливудский капустник: пятеро известных актеров играют самих себя, причем изображают полных придурков. Еще несколько десятков актеров играют самих себя на вторых ролях. По сюжету комический актер Джей Барушель приезжает в Лос-Анджелес к своему другу комическому актеру Сету Рогену. Они пьют, курят травку, играют в игры на приставке, а потом отправляются на вечеринку к актеру Джеймсу Франко, где полным-полно звезд. А потом начинается Апокалипсис — праведные (среди актеров их нет) возносятся на небо, в земле образуются трещины и карстовые воронки, ведущие прямиком в адское пекло. Повсюду пожары, уцелевшее население стремительно деградирует, актер и продюсер Дэнни Макбрайд собирает банду каннибалов и вступает в содомские отношение со звездой боевиков Ченнингом Татумом. Небольшая группа звезд пытается выжить физически и не превратиться в животных (например, не насиловать Эмму Уотсон). Это не очень-то просто, учитывая, что еда, питье и душевные силы на исходе. Ближе к концу фильма из земли появляются адские звери, а в предпоследней сцене в Лос-Анджелес приходит сам сатана. Ростом он с приличный небоскреб.

Роген теряет веру, которой у него, впрочем, особо и не было. А Барушель на протяжении всего фильма убежден, что спастись можно. Ну, например, нужно сделать какое-нибудь доброе дело. И действительно: выясняется, что попасть в рай несложно, достаточно проявить готовность пожертвовать собой ради спасения друга. Ну а для этого нужно верить в то, что само по себе спасение возможно. Фильм откровенно пародиен и высмеивает голливудский эгоизм и показную религиозность. В итоге главными атрибутами рая оказывается отличная трава и воссоединенная группа Back Street Boys, ни на что большее фантазии у героев не хватает. Тем не менее в фильме в самой упрощенной форме отражен основной тезис христианской веры: спастись можно в любой момент, нужно просто умеренно грешить и не оплошать в самый последний момент.

Светская вера

«Исход: Цари и Боги», 2014. Режиссер Ридли Скотт
Фильм «Исход: Цари и боги» (2015)

Режиссер Ридли Скотт

Сложно снимать фильм по библейским сюжетам — для мало-мальски грамотных людей полностью отсутствует саспенс. Зритель заранее знает, что Моисей окажется не египтянином, а евреем, что фараону рано или поздно придется отпустить народ Израиля к себе в Палестину, что воды Красного моря разойдутся, а потом сомкнутся над головами вражеских воинов. Режиссер Ридли Скотт поступил довольно оригинально: он убрал из библейской истории почти все божественное. Да, Моисей общается с некой божественной силой, которая имеет в фильме воплощение маленького мальчика. Но остальным кажется, что великий вождь просто бредит и спорит сам с собой. Практически все чудеса и казни имеют природное объяснение. Скажем, Красное море измельчало от упавшего метеорита. Моровые язвы и нашествие саранчи случались в Древнем Египте и без помощи каких-то божеств. А Нил стал кровавым из-за переизбытка крокодилов, которые начали поедать друг друга. Единственное, что нельзя объяснить, так это массовую гибель детей у египтян, которая совершенно не затронула евреев. В остальном Моисей предстает фанатиком, который слышит непонятные голоса, упорно ведет партизанскую войну против египетского правительства, не считаясь ни со своими, ни с чужими жертвами, и готов  идти до победного конца.

За отказ от божественного участия фильм подвергся ожесточенной критике со стороны христианских и иудейских религиозных групп. Моисей Ридли Скотта — типичный голливудский герой, который должен преодолеть себя и обстоятельства, убедить соратников и победить врагов. Для этого ему нужна вера — как в светском, так и в религиозном понимании. Для американского героя свойственно соединение этих двух вер. Америка вообще склонна к оправданию своих интересов через предание им мессианского окраса. Скотт показывает, как устроен такой механизм соединения двух вер, и выбирает для этого неординарного персонажа — Моисея, которого традиция считает еще и автором первых книг Библии.

Жестокий бог

«Ной», 2014. Режиссер Дарен Аронофски
Фильм «Ной» (2014)

Режиссер Даррен Аронофски

Здесь бог выступает с позиции радикальных экологов: буквально за несколько поколений после Адама люди ухитрились загадить Землю результатами своей жизнедеятельности. Тогда господь решил смыть с прекрасного лика планеты все человеческое зло. На чистой послепотопной Земле людей не будет, но ее придется заново заселить животными. Поэтому единственному праведнику, Ною, предстоит построить ковчег и загрузить его фауной «каждой твари по паре». После потопа животные будут размножаться, а Ной и его сыновья должны будут умереть, не оставив потомства. Да и как размножаться, если у Ноя только сыновья и приемная дочь, потерявшая во время страшной травмы матку?

Однако благодаря внезапному чуду приемная дочь беременеет от старшего сына. И большую часть плавания капитан Ной пытается убить беременную пассажирку. Бог Даррена Аронофски мрачен и кровожаден. От своего единственного верного слуги он требует звериной преданности, не предлагая взамен ничего, кроме радости служения. Бросить все и строить ковчег? Да. Убить собственных внуков? Да. Или это Ной неправильно толкует божественные знаки? Не понимает, чего именно от него хочет бог?

Британский романист, поэт и мифолог Роберт Грейвс в одной из своих работ рассуждал, что в Старом Завете встречаются два совершенно разных бога: один — милосердный, другой — немотивированно жестокий. Грейвс предполагал, что это следы политеизма. Так или иначе Ной затрагивает важный вопрос: как верить, если вера жестока. И поступает так же, как и Авраам: идет до конца.

Вера без веры

«Левиафан», 2014. Режиссер Андрей Звягинцев
Фильм «Левиафан» (2014)

Режиссер Андрей Звягинцев

У героя был бизнес, красавица-жена, умница-сын, отличный дом, верный друг. За какие-то пару дней бизнес исчезнет, жена сперва изменит, а потом погибнет, сына отдадут приемным родителям, дом разрушат, а друг окажется и не друг, и не враг, а так. И еще у героя заберут свободу.

В основе фильма лежит библейская история Иова, которую рассказывает герою во время его злоключений священник. У Иова были богатство, дети, слуги, здоровье и счастье. Дьявол заберет у него все — богатство исчезнет, дети умрут, тело покроется язвами. Но он будет терпеть и не станет роптать. И за это бог его наградит: богатство восстановится, родятся новые дети, язвы пройдут, Иов умрет глубоким стариком. Но Иов изначально верил. Герой «Левиафана» ни во что не верит, он просто пытается бороться. Но все тщетно. Веры нет — такой диагноз России-2014 ставит автор.

Физическая вера

«Интерстеллар», 2014. Режиссер Кристофер Нолан
Фильм «Интерстеллар» (2014)

Режиссер Кристофер Нолан

Великий физик Стивен Хокинг в четвертой серии своего фильма «Вселенная Стивена Хокинга» отрицает наличие какого-либо божества и божественного замысла. Он не дает шанса даже самому скромному богу — богу деистов. Представители этого религиозно-философского течения убеждены, что никакие сверхъестественные силы не оказывают влияния на нашу жизнь. Однако деисты допускают наличие бога-создателя, который помог миру появиться, а потом устранился. Ну, то есть некий Саваоф запустил Большой взрыв — и ушел на покой. Но Хокинг полагает, что до Большого взрыва не существовало времени, а значит, не могло быть никакого божества. А раз нет божества, то ничего нет и после смерти, и важно жить, не теряя времени на глупости, нужно творить и радоваться жизни сейчас.

Но если нет бога, значит, не во что верить. Ну хорошо, в обычной ситуации верить не обязательно, но как быть, если наступает явный конец света? О том, как выглядит Апокалипсис и спасение без бога, рассказывает фильм «Интерстеллар», созданный при участии другого великого физика — Кипа Торна. Земля медленно, но верно погибает от стремительно ухудшающейся экологии. Человечество на краю исчезновения, и четверо смелых отправляются на экспериментальном корабле через «кротовую нору» искать новый дом для землян. Впрочем, все тщетно: обнаруженные планеты оказываются неудачными, а физики не могут решить задачу создания космического корабля, который вывез бы с умирающей планеты не профессиональных астронавтов, а обычных людей. Спасая напарницу, главный герой, пилот Купер, ныряет на своем звездолете в черную дыру. И, к своему удивлению, не погибает, а оказывается в странном многомерном пространстве, откуда он видит комнату своей дочери в разные моменты прошлого. Тем временем бортовой компьютер собирает данные о квантовой сингулярности, которые помогут земным ученым решить проблему космических путешествий.

Что тут важно — Земля спасена в последний момент чудесным вмешательством, но никакому богу здесь места нет. Многомерное пространство создали люди из будущего, которое таким образом помогает самому себе в прошлом. Удивительно! Есть такая религиозная практика — культ предков. Скажем, в Южной Корее эта вера мирно уживается с местной версией буддизма и христианства. В данном же случае ее заменяет вера в неведомых потомков.

Фото: KPA/Heritage-Images/Global Look (2); View Askew Productions/Mary Evans Picture Library/ТАСС; Наше Кино; WDSSPR; Planet Photos/Global Look Press; Двадцатый Век Фокс СНГ; Централ Партнершип; A Company; Каро-Премьер

Константин Мильчин
Автор
Константин Мильчин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе