Великодушие смягчает сердца

В период порожденных мировым кризисом временных трудностей особенно насущным является избегание парадности и зазнайства, а равно усиленное развитие критики и самокритики. Тут нам показывают похвальный пример и старые, и молодые демократии.

В Грузии генсек лейбористской партии т. Шатберашвили уличил лидера молодой демократии т. Саакашвили в буржуазном разложении. По словам генсека, Саакашвили каждую неделю два дня гостит в дорогом парижском отеле "Георг V", немалые казенные деньги тратятся "на путешествия самого президента, его жены с детьми, матери с бабушкой и его тестя с тещей". Более того, "начиная с 25 декабря и до конца января" Саакашвили с семьей "был в Сахаре и обогнул на подводной лодке Африканский континент".

Насчет "Георга V" все довольно понятно. Отель расположен недалеко от Елисейского дворца, и частые поездки можно объяснить государственной надобностью. Что до склонных к путешествиям родственников и свойственников - что же можно возразить против того, что Михаил Николаевич блюдет заповедь "Почитай тестя своего и тещу свою, и благо ти будет, и долголетен будеши на земле". Но путешествие вокруг Африки на подводной лодке - это уже в чистом виде "20 000 лье под водой" с Михаилом Николаевичем в образе капитана Немо. Вероятно, во время проживания в отеле "Георг V" М.Н. Саакашвили начитался Жюля Верна.

Лейбористы не только критикуют, но и сами являются объектом нелицеприятной критики. Обитатель того самого Елисейского дворца, куда М.Н. Саакашвили так регулярно влечет неведомая сила, президент Франции Н. Саркози обличил британского премьера-лейбориста Г. Брауна за неразумную склонность занимать деньги: "Когда вы делаете страну должником... вы разрушаете вашу экономику. И если англичане пошли на это, то только потому, что экономики у них уже не осталось". "Как и финансовые институты США, британские и ирландские банки также находятся на грани краха", - присовокупил смелый и брюзгливый Саркози.

Впрочем, речи атлантически солидарного Саркози оказались любовным воркованием на фоне ведущего автомобильное телешоу на BBC Иеремии Кларксона, который посетил Австралию, восхитился тамошним премьером: "Первый раз вижу лидера, который признал, что мы действительно по уши в дерьме" и по контрасту обличил родное правительство, не склонное к таким прямым признаниям: "У нас есть одноглазый шотландский идиот (имеется в виду премьер-министр Ее Величества. - М.С.) , который все время говорит нам, что все хорошо и что он спас мир, и мы прекрасно понимаем, что он лжет, а он все продолжает убеждать". Правда, затем телеведущий убоялся членов шотландского парламента, недовольных такой бранчливостью, и признал, что говорил такие речи "в пылу азарта". Вероятно, теперь он сделается более осторожен и в пылу хладнокровия станет именовать премьер-министра каледонским Полифемом.

Иеремиады Кларксона иллюстрируют диалектику общественной жизни. В России в таких же или сходных выражениях обличают своего премьер-министра, указывая при этом, что, покуда он уверяет всех, что все хорошо, руководители демократических стран говорят народу правду, ничего не скрывая. Кларксон, следуя принципу "Хорошо, где нас нет", воспроизводит ту же модель, но только в роли России выступает Великобритания, а в роли истинно демократической страны - Австралия. Остается дождаться, покуда в Австралии какой-нибудь несогласный антипод обзовет своего премьера циклопом, а в качестве образца истинной демократии выставит Россию.

Дожидаться скорее всего придется недолго, поскольку Д.А. Медведев уже начертал на своих знаменах лозунг "Clementia" ( "Милосердие"). Географ-меркатор Д.Б. Орешкин еще совсем недавно говорил такие речи, которых бы и отчаянный Иеремия Кларксон убоялся - "Послать бы Гитлереныша и всех-всех-всех его сказочных друзей в Краснокаменск для овладения основами экономической теории и трудовыми навыками швеи-мотористки. Ненадолго - лет этак на 8-10... Медведев даже не перчатка на руке Путина (Путин действует без перчаток), а просто украшение кремлевского интерьера". Но поскольку Д.Б. Орешкин, как истый диалектик, сопровождал свои страшные забранки рассуждениями в стиле "с одной стороны... с другой стороны" - "Правильное желание - спускать на тормозах... Настоящих буйных по-хорошему и с уваженьицем нейтрализуют. Кого-то в отставку, кого-то послом; кого-то, более рационального, наоборот, со стороны пригласят", то милосердный Д.А. Медведев за притворным злословием услышал именно это "кого-то, более рационального пригласят" - после чего немедля пригласил пригинателя забранок в новый состав Совета при президенте по правам человека.

Новый меншенрехтсрат стал кроток и рассказал о своих былых увлечениях: "Взобраться на сосну и оттуда кидаться во власть шишками. Я это делал, это приносит чувство язвительного удовлетворения, но я понимаю, что этого мало".

Так Д.А. Медведев лишний раз продемонстрировал, что великодушие смягчает сердца - "Истыкал тут герой ему, пронзая, // Все телеса, // А Деларю: "Прошу на чашку чая // К нам в три часа". // герой пал ниц и, слёз проливши много, // Дрожал как лист, // А Деларю: "Ах, встаньте, ради Бога! // Здесь пол нечист"... // Потом он членом сделался Совета // В короткий срок:// Какой пример для нас являет это, // Какой урок!". 

Такая политика была изобретена Г. Ю. Цезарем, однако за звание Цезаря наших дней с Д.А. Медведевым может поспорить президент Удмуртии А.А. Волков, уподобившийся Божественному Юлию в другом отношении. Желая решить вопрос о своем переназначении, начальник народа стремился в Москву, невзирая на нелетную погоду. Стремление было столь велико, что борт Як-42 с Волковым на борту достиг Москвы, долго кружил вокруг закрытых аэропортов, но был принужден вернуться в Ижевск. Всякий поймет, что здесь имеется в виду описанный Плутархом эпизод из войны Цезаря с Помпеем - "Между тем Волков, не имея в Удмуртии сил, достаточных для борьбы, оказался в затруднительном положении. Поэтому он решился на отчаянное предприятие - тайно от всех вернуться в Москву. Он поднялся на борт ночью в одежде раба и, усевшись поодаль, как самый незначительный человек, хранил молчание. Кормчий, бессильный совладать со стихией, приказал матросам повернуть корабль назад. Услыхав это, Волков выступил вперед и, взяв пораженного кормчего за руку, сказал: "Вперед, любезный, смелей, не бойся ничего: ты везешь Волкова и его счастье". Однако идти дальше было невозможно, так как корабль подвергался грозной опасности. Волков, хотя и с большой неохотой, согласился повернуть назад" (Plut. Caes., 38) . Так что Россия на редкость богата цезарями - и их счастьем.

Максим Соколов

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе