Подрыв демократии

Стратегии и методы авторитарных государств XXI века

От редакции. Россия явно вышла на «новый уровень» представлений о себе в глазах международных правозащитных организаций, и вышла в довольно интригующей компании, с Китаем, Пакистаном и Венесуэлой. Freedom House перевел РФ из стран с «нулевым уровнем демократии» в страны, которые занимаются «подрывом демократии» на международной арене. Если внимательно изучить список «подрывников», то взгляд беспристрастного обозревателя с легкостью обнаружит, что в нем представлены страны, цивилизационно чуждые Западу или, как в случае с Венесуэлой, находящиеся на его, Западе, культурной периферии. Появление этого документа в ту пору, когда США вроде бы как провозгласили курс на «перезагрузку» отношений с Россией, невольно наводит на грустную мысль: «А возможна ли в принципе такая Россия, которую могли бы принять на Западе?»

* * * 

Государства, анализируемые в докладе «Подрыв демократии», отбирались по признаку геополитической значимости. Все они интегрированы в широкие экономические, политические системы и системы безопасности, а также оказывают мощное влияние на международную политику на региональном и мировом уровне. Иран, уникальная авторитарная общность, управляемая шиитским духовенством, угрожающе распространяет свое влияние на Ближнем Востоке. Правящая Россией камарилья маскирует свою клептократию противоречивой смесью советской ностальгии и правого национализма. Венесуэла управляется новым вариантом латиноамериканского вождизма («каудильизма»), который считает своим учителем Фиделя Кастро. Китай создал стандарт авторитарного капитализма, используя свой мощный экономический рост для поддержки однопартийной системы. Пакистан – хребет Южной Азии колеблется между наследием военного правления и экстремистскими волнениями. 

Основные выводы доклада «Подрыв демократии» 

Представители авторитарной власти используют обширную и изощренную систему политических решений, ограничивающих свободу, что угрожает гипотезе о неминуемости демократического развития. 

· Пересмотренная демократия. Ведущие авторитарные режимы работают над изменением общественного понимания демократии. Особенно через телевидение они запускают двусмысленные сообщения, подчеркивающие достижения власти. В России власти заключили независимые средства массовой информации в удушающие объятия. Используя жестко контролируемые внутренние СМИ, Кремль вкачивает в массы идеологическую дымовую завесу – возрождение нации, беспорядочную историческую ностальгию, антизападную ксенофобию, а также любопытное понятие «суверенной демократии», которое служит семантической оболочкой любому авторитарному правителю. Аналогична узурпация понятия демократии Коммунистической партией Китая (КПК). В выступлении президента КНР Ху Цзиньтао на XVII Конгрессе партии слова «демократия» и «демократический» использовались около шестидесяти раз. Россия и Китай стараются «замутить воду» и за пределами своих границ. КПК планирует потратить миллиарды долларов на расширение работы средств массовой информации за рубежом. А Russia Today, относительно новый международный телевизионный проект РФ, получил финансирование в размере более 100 миллионов долларов в мае 2008 года. 

· Ограниченное образование – разложение будущего поколения. Активно продвигая изучение истории через ее националистические или экстремистские версии, авторитарные режимы внушают будущему поколению враждебность по отношению к демократии. В китайских учебниках подчеркивается, что тема расширения прав человека – это инструмент великого замысла Запада по «свержению Китая». В российских школьных учебниках, изданных по указанию Кремля, Сталин описывается как один из величайших лидеров страны, а «Великий террор» называется простым последствием тех времен. 

Общие черты 

Российское руководство, собрание клановой неформальной группировки, придумало для общественности байку о «суверенной демократии», а также о смутном драчливом ретроградном национализме. Кремль удержал прямой или косвенный контроль над самыми значимыми средствами массовой информации. На фоне быстрого подъема нефтяных и газовых доходов основная масса населения дала на это молчаливое согласие. Некоторые бесстрашные журналисты посмели заняться расследованием таких проблем, как коррупция и нарушение прав человека. Но они сталкиваются с шантажом, физическим насилием и даже убийствами. Независимые правозащитные группы были отодвинуты на задворки Системы. Не оспариваемая никем внешняя политика продвигает авторитарный стиль правления за пределы страны. 

Невозвращение к холодной войне 

Появление новой значительной угрозы со стороны этих авторитарных государств не означает возврата к холодной войне. Современный Китай и сегодняшняя Россия неузнаваемы по сравнению со временами Мао и Брежнева. 

Новый авторитаризм признает, что абсолютный контроль над информацией и экономической деятельностью невозможен и не нужен. Эти режимы разработали методы, которые позволяют им «управлять» политическим дискурсом; избирательно подавлять или видоизменять информацию; уничтожать, поглощать или паразитировать на важных коммерческих структурах. Любое социально действующее лицо, готовое признать главенство правящей группы и исполнять ее указания, может свободно работать с некоторой долей автономности. Однако предел использования гражданами своих прав зависит не от закона, применяемого беспристрастным судом, а от отношений с руководством страны. Лояльных к власти награждают, врагов наказывают, нейтральных игнорируют или оскорбляют. И все эти ярлыки развешиваются деспотично и непредсказуемо. 

Атака на международное вещание на территории бывшего СССР 

Кремль не пощадил и международные вещательные компании, пользующиеся успехом у российских слушателей, в том числе «Би-би-си», «Голос Америки» и радиостанцию «Свобода». Российские радиостанции, которые ретранслируют радиопрограммы «Свободы», подверглись налоговым проверкам и различным притеснениям. С 2005 года двадцать филиалов радио «Свобода» были закрыты из-за политического давления. Раньше русская служба имела филиалы в десяти крупнейших городах России, сегодня радио «Свобода» можно услышать менее чем в пяти городах. 

Заключение 

В разгар холодной войны не было двойственного понятия о природе и замысле доминирующих авторитарных государств. Современное положение дел более мрачно. Эти государства интегрированы в мировую экономику, участвуют в международных финансовых и политических организациях. И, несмотря на то, что они не допускают плюрализма внутри своего государства, они часто призывают к «многополярному миру», в котором их идеологии могут мирно сосуществовать с другими. 

Отсутствие ясности о природе этих режимов вылилось в неопределенный ответ со стороны демократических государств. Оптимистично настроенные наблюдатели утверждают, что взаимообязывающие отношения могут способствовать тому, что недемократично настроенные партнеры признают ключевые демократические стандарты, что рыночная торговля и развитие неминуемо приведут к политической либерализации. Однако ведущие авторитарные режимы уже овладели искусством занятия экономической деятельностью и одновременно защитой своих политических прерогатив. Непонятно, с чего вдруг они должны отказаться от этого подхода, сотрудничая с зарубежными властями. Современные авторитарные государства старательно работали над распространением своего влияния с помощью обширной сети медиаконцернов, консультантов в области общественного мнения, дипломатических инициатив, непрозрачных программ помощи. Их попытки сорвать работу международных площадок (ООН, Организации американских государств, ОБСЕ) могут лишить признанные демократии возможности поощрять развитие демократии в других странах. Подобно тому, как они правят без закона внутри своих границ, авторитарные режимы разрушают международные законы и нормы, созданные демократическим миром за последние несколько десятилетий, и угрожают экспортом нестабильности и злоупотреблений. 

Изоляция или прекращение отношений с этими авторитарными государствами – вариант нереализуемый. Эти режимы предпочтут сотрудничество с Соединенными Штатами и их союзниками, но только на своих условиях. Повестка, избирательно сосредоточенная на экономических проблемах или проблемах безопасности, очень устроит Пекин и Москву. Однако, если мировые демократии «купятся» на этот ограниченный подход, они попадут в авторитарный капкан, в глупую и непредсказуемую альтернативу. Все анализируемые режимы прибегают к понятию демократия, чтобы доказать свою правоту внутри своих стран и за их пределами. Это свидетельствует о ценности и влиянии той идеи, в названии которой те, кто систематически разрушает ее, ищут убежища. Однако перед демократией открывается мрачное будущее, если попытки обессмыслить само понятие демократии останутся без ответа. 

*** 

Совместный проект Freedom House, радио «Свобода» и радио «Свободная Азия» 

Публикуется в сокращении. Полная версия доступна на английском языке на сайте: http://www.underminingdemocracy.org/

 

RussianJournal

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе