Кто создает смыслы?

21 декабря 2017 года должен состояться Совет при президенте Российской Федерации по культуре и искусству, первая встреча главы государства с деятелями культуры и искусства сразу после официального начала предвыборной компании.

Естественно, тогда же будет обнародована его окончательная повестка, а в процессе обсуждения и у В.В. Путина, и у членов Совета могут возникнуть совершенно неожиданные темы для обсуждения. Но судя по тому, что волновало профессиональное сообщество в последние месяцы уходящего года, вопросы, требующие коллективного осмысления, могут быть связаны с самим статусом культуры в обществе, с ее ролью в национальной жизни России, с ее законодательным и материальным положением.

Некоторые из этих тем были затронуты во время недавнего совещания президента РФ с руководителями вузов культуры, которое состоялось во время VI Международного культурного форума в Санкт-Петербурге - но уже там было ясно, что это лишь начало серьезного разговора, требующего продолжения.


Во второй половине ХХ века стало особенно ясно, что уровень культуры определяется не только ее вершинами, но и основанием пирамиды


Всякий раз, когда в стране проходят крупные акции с участием В.В. Путина - Прямая линия граждан России с президентом РФ или его пресс-конференция для российских и зарубежных журналистов, - представители всех отраслей внимательно следят, какое место занимают сферы их деятельности. Вопросы культуры во время этих публичных марафонов не слишком часто привлекают внимание широкой общественности и СМИ. Кажется, что есть проблемы более насущные - от ЖКХ до борьбы с терроризмом. Когда мои коллеги начинают сетовать на подобное, как им представляется, небрежение, отшучиваюсь: "Значит, у нас все в порядке". На самом деле, культура - как воздух: она пронизывает все сферы человеческой деятельности, и ее присутствие могут и не замечать.

Но только до той поры, пока она не окажется в дефиците. Репутация России как великой культурной державы защищена национальными гениями литературы, музыки, театра, кинематографии, визуальных искусств, - важно понимать только, что большинство из них осталось в ХIХ и ХХ столетиях. Еще в 1966 году Давид Самойлов написал знаменитые строки: "Вот и все. Смежили очи гении..." И это в ту пору, когда многие считали себя гениями, да и живы были гении настоящие - Шостакович, Рихтер. Но во второй половине ХХ века стало особенно ясно, и не только в СССР: уровень культуры определяется не одними вершинами, но и основанием пирамиды. Не только вспышками национальных гениев, но и скучными вещами вроде децентрализации творческих институтов, созданием новых кинозалов, книжных магазинов, домов культуры, художественных школ или высших учебных заведений. Многие будут с пеной у рта доказывать, что появление Пушкина не связано с министерством просвещения. Но напомню, что согласно императорскому указу в сферу деятельности министерства входили не только школы, но типографии "частные и казенные", а также "народные библиотеки" и многое другое, что создавало ту среду, концентрация которой обещала породить национальное чудо (что не исключало соблазна использовать ведомство в качестве "директивного органа", выдающего госзаказ Пушкину, Белинскому или Гоголю). Над тайной появления на свет гения властны только небеса, но раскрытие его благодатных свойств в значительной степени зависит от среды обитания, "флоры и фауны". На художественную культуру "высших достижений" не может не влиять инфраструктура, институциональное состояние этой сферы, общее духовное самочувствие общества. Пушкин не случайно написал, что именно публика образовывает драматические таланты. А забота о качестве публики - прямое дело просвещенного правительства.


Сокращение бюджетов на культуру - общая беда многих европейских стран, но в этом случае надо искать новые законодательные механизмы


Создание этой среды - материальной и нематериальной - весьма затратно. Именно поэтому не может не вызывать озабоченности то, что по опубликованным проектам федерального бюджета на 2018-2020 гг. финансирование культуры в ближайшие годы должно уменьшиться примерно на 16 миллиардов рублей, с 99,776 миллиарда рублей в 2017 году до 83,337 миллиарда рублей в 2020-м. Понятно, что минфин выбирает консервативный сценарий бюджета и возможны корректировки в сторону его увеличения. Но в любом случае при подобном сокращении бюджетных ассигнований нужно искать бюджетозамещающие источники. Их не найти при простом требовании увеличить количество платных услуг в учреждениях культуры и образования.

Замечу, что сокращение бюджетов на культуру - общая беда многих европейских стран. Но в этом случае надо искать новые законодательные механизмы деятельности, которые дали бы возможность большей хозяйственной - и не только - самостоятельности учреждениям культуры. Однако при всей остроте вопросов, связанных с несовершенством действующего законодательства и различных подзаконных актов, при очевидных проблемах, которые возникнут при сокращении бюджетного финансирования, было бы большой ошибкой сводить все темы заседаний Совета при президенте РФ по культуре и искусству лишь к материальным аспектам ее бытования. Художественная культура, искусство - это территория смыслов. Но наивно полагать, что только художники или только представители власти имеют монополию на высшее знание, на истину в последней инстанции. На создание новых смыслов, разрушающих или сохраняющих предшествующие. Искушение жречеством всегда живо в творческой и политической среде. Но нельзя высокомерно забывать о том, что художник, как и политик, - это своего рода медиум народа, всего народа, а не только его творческого или политического класса. Не Пушкин рассказывал сказки Арине Родионовне, а няня открывала барчуку неведомый мир фантазий.

Автор
Текст: Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе