Князь Владимир и суперзвезда

Итоги 2016 года в культурной политике.
Иисус Христос из спектакля «Иисус Христос — суперзвезда» и памятник князю Владимиру в центре Москвы, коллаж
РИА «Новости»/«Газета.Ru»


Очереди в Третьяковку, скифское золото, дискуссия о цензуре в искусстве и запретах от Райкина до «Матильды», князь Владимир и «Евровидение» — чем запомнился 2016 год тем, кто следит за культурной политикой.

 
Очереди в Третьяковку

Давка в очереди у Третьяковской галереи на выставку «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо»
Александр Щербак/ТАСС


Длинные хвосты в главные музеи Москвы выстраивались всегда, однако очередь в Третьяковскую галерею на выставку Валентина Серова стала настоящим феноменом: она превысила тысячу метров, ее пришлось обогревать и кормить кашей из полевых кухонь, стоявшие в ней любители искусства в какой-то момент потеряли терпение и сломали дверь. Можно спорить, является ли этот удивительный феномен прошлых новогодних каникул явлением культурной политики, но все же никогда прежде русское искусство не было настолько востребованным, как при ее нынешнем руководителе Зельфире Трегуловой, сумевшей превратить классическую живопись в классный поп-продукт.

С очередями, кстати, в Третьяковке тоже научились бороться: так, уже на выставку Айвазовского билеты стали продаваться по сеансам. Эта же технология была применена на недавно открывшейся «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» — правда, билеты оказались раскуплены менее чем через сутки после поступления в продажу. 



Скифское золото

Peter Dejong/AP


14 декабря окружной суд Амстердама отказал Крыму в возвращении ценных музейных экспонатов, уехавших на гастроли с полуострова еще до референдума о присоединении к России. В феврале 2014 года коллекцию скифского золота почти из двух тысяч артефактов вывезли из крымских музеев на выставку в голландский Музей Алларда Пирсона. Пока в Амстердаме шла экспозиция, Крым успел отсоединиться от Украины, и, когда пришло время возвращать экспонаты обратно, российская и украинская стороны не смогли договориться, кому из них принадлежит золото скифов.

Помимо артефактов из крымских музеев на выставке «De Krim – Goud En Geheimen Van De Zwarte Zee» («Крым: золото и тайны Черного моря») выставлялись и 19 экспонатов из Киевского музея исторических драгоценностей, после окончания выставки они вернулись на родину.

Украинское правительство настаивало, что и остальные драгоценности — более 500 артефактов из четырех крымских музеев — также принадлежат Украине.

Амстердамский суд постановил, что Крым не является государством, а потому не может претендовать на возвращение коллекции. Минкульт России заявил, что вынесенное решение нарушает как нормы международного права, так и принципы межмузейного обмена. Музейщики намерены обжаловать решение суда, а адвокат Михель Ван Левен, представляющий их интересы, подчеркнул, что в определении постановления по делу не обошлось без политики. Президент Украины Петр Порошенко прокомментировал вынесенное решение словами: «Крым — наш, и точка». 



Константин Райкин об изобилии цензуры

Константин Райкин в роли короля Лира, 2006 год 
Александр Зверев/РИА «Новости»


Несколько недель общественность с интересом следила за спорами вокруг речи Константина Райкина, которую руководитель «Сатирикона» произнес на съезде Союза театральных деятелей. В ней он, по сути, не сказал ничего шокирующего или принципиально нового. Райкин посетовал на изобилие цензуры, прикрывающейся словами «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность», упрекнул власть в закрытии спектаклей и обвинил коллег по цеху в доносительстве и разобщенности.

Выступление Райкина вызвало появление в СМИ множества полярных мнений.

Так, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что отсутствие цензуры ведет к «диктату толпы», которая «начинает говорить: мы хотим так и так», а руководитель мотоклуба «Ночные волки» Александр «Хирург» Залдостанов заявил, что «под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты». Режиссер Никита Михалков, в свою очередь, сказал, что не понимает, в чем именно ущемляют Райкина. Михалков обратил внимание на то, что недовольство Райкина, скорее всего, обусловлено недостатком денег у «Сатирикона»: труппа полгода пребывала в простое, а самому руководителю театра пришлось обратиться к министру культуры Мединскому с просьбой о финансировании. 



Памятник князю Владимиру

Татьяна Белякова/ТАСС


С середины октября прохожие могли наблюдать на фоне кремлевских стен монтаж почти 18-метрового памятника князю Владимиру — официально новая достопримечательность Москвы была открыта и освящена патриархом Кириллом 4 ноября. Князь Владимир с крестом в руке и расположенные за его спиной горельефы созданы скульптором Салаватом Щербаковым по заказу российского Военно-исторического общества, возглавляемого министром культуры Владимиром Мединским. Изначально памятник должен был быть выше на 6,5 м и стоять на Воробьевых горах. Однако жители Гагаринского района Москвы вынесли петицию мэру Сергею Собянину с требованием перенести Владимира с Воробьевых гор в другое место: по их мнению,

300-тонный памятник мог привести к оползню, нарушить архитектурный облик МГУ и просто упасть с высокого холма в реку.

Новым местом расположения памятника был выбран Боровицкий холм, пустующий после снесения городской застройки в 1972 году.

Так как пространство вокруг кремлевских стен, включая Боровицкий холм, входит в зону охраны ЮНЕСКО, инициаторам возведения памятника пришлось вести долгие переговоры и согласования со специалистами международной организации. В итоге Мединский заверил, что все требования ЮНЕСКО были тщательно учтены, а памятник князю Владимиру станет одной из главных достопримечательностей Москвы и попадет на все открытки. Открытие памятника вызвало неоднозначную реакцию в обществе, в том числе и на международном поле: президент Украины Петр Порошенко заявил, что возведение памятника — «это еще одна попытка гибридного присвоения истории» (князь Владимир — это киевский князь, памятник ему стоит над Днепром в столице Украины). 



«Иисус Христос — суперзвезда» в Омске

Сцена из спектакля «Иисус Христос — суперзвезда» в Театре имени Моссовета, 1991 год
Лев Шерстенников/РИА «Новости»


Сразу после того, как в интернете разгорелся скандал по поводу отмены знаменитой постановки в исполнении петербургского театра «Рок-опера», министерство культуры Омской области заявило: отмена спектакля «Иисус Христос — суперзвезда» никак не связано с протестами православных активистов, которые волей случая совпали с сообщением прокатчика об отказе играть спектакль. По версии минкультуры Омской области, причиной отмены постановки стали низкие продажи билетов — их было продано всего 42.

Но незадолго до отмены постановки в администрацию Омска поступило официальное требование запретить ее показ от организации «Семья, любовь, Отечество».

Активисты заявили, что «Иисус Христос — суперзвезда» представляет собой «непрерывное богохульство и попрание сакральных смыслов», содержит насмешки над верой и хулу на святые образы, а название рок-оперы — это глумление над священными понятиями. Пресс-секретарь Омской епархии отец Илья подтвердил, что активисты собирали подписи у прихожан: «Я сам видел в своем храме, как они принесли и положили подписные листы, никто этому не препятствовал. В этих листах было напечатано то же самое, что и у них на сайте».

Весть об этом дошла до Владимира Путина на Совете по культуре, прошедшем в начале декабря.

Президент обратился к министру культуры Владимиру Мединскому. Тот обещал разобраться и сообщил, что сам он спектакль «точно не запрещал», и это было абсолютной правдой: у Министерства культуры РФ нет почти никаких полномочий вмешиваться в политику минкультов субъектов Федерации. 



Выставка Джока Стерджеса и «Офицеры России»

Активисты организации «Офицеры России» заблокировали вход в Центр фотографии имени братьев Люмьер в Москве
Артем Сизов/«Газета.Ru»


В сентябре в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка «Джок Стерджес. Без смущения». Она представляла результат многолетних съемок фотографа в колонии нудистов, с которыми знаменитый американский фотограф был всю жизнь дружен. Сначала на экспозицию пожаловались сенатор Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова, затем в адрес директора центра и куратора выставки Натальи Литвинской посыпались угрозы. Недовольные утверждали, что работы американского фотографа представляют собой детскую порнографию. 25 сентября, то есть спустя две недели после открытия экспозиции, с общественной проверкой в Центр братьев Люмьер явился председатель президиума организации «Офицеры России» и член Общественной палаты Антон Цветков. Он заявил, что представленные снимки не являются такими уж «ужасными» и «омерзительными», как говорилось в поступающих ему жалобах, однако решил, что экспозиция должна быть закрыта.

В это же время активисты «Офицеров России» ввели так называемые общественные санкции и заблокировали посетителям вход в центр.

Затем Цветков «договорился» с администрацией Центра фотографии, что выставка будет закрыта; нельзя сделать никаких заключений о степени добровольности такого решения. После официального объявления о закрытии выставки в Центр фотографии имени братьев Люмьер пригласили журналистов и попросили осмотреть запрещенные снимки.

Вместе с ними на выставку проник неизвестный мужчина, который облил несколько фотографий мочой из бутылки и назвал экспозицию «оскорбляющей семейные ценности и провоцирующей педофилию».

Принесенный им вирус вандализма начал гулять по актуальным площадкам Москвы. Через несколько дней, 28 сентября, неизвестный мужчина пришел в Сахаровский центр и обрызгал красной краской из баллончика несколько работ фотографов Александра Васюкевича и Сергея Лойко, работавших на юго-востоке Украины и снимавших украинских солдат. На следующий день выставку атаковали уже несколько десятков человек: с криками «Фашисты!» и «Жидобандеровцы» они срывали со стен белые листы, повешенные сотрудниками Сахаровского центра на место испорченных ранее работ. 



«Евровидение» на Украине

Украинская певица Джамала, победившая на конкурсе «Евровидение-2016» 
Вячеслав Прокофьев/ТАСС


Музыкальный конкурс «Евровидение» вряд ли можно отнести к «культурной политике» — его проведением занимается Европейский вещательный союз, которой чурается любой политики. Отбор участников и песен целиком и полностью находится в ведении местных телекомпаний (если, конечно, в них не будет найдена та самая пресловутая «политика»).

Тем не менее в 2016 году «Евровидение» ступило на очень тонкий лед и будет пытаться уйти с него в 2017-м.

Песню победительницы «Евровидения-2016» украинской певицы Джамалы «1944» еще до конкурса обвиняли в излишней политизированности — она посвящена насильственному переселению крымских татар в 1944 году. Впрочем, на конкурс она была допущена без поправок (иногда ЕВС все же рекомендует изменить текст), победила вполне заслуженно (хотя мы болели за россиянина Сергея Лазарева, который стал третьим), и в итоге второй раз в истории конкурса он пройдет на Украине.

В принципе, все основные события вокруг киевского «Евровидения» запланированы на 2017 год, но все значимые заявления были сделаны все-таки в 2016-м.

Например, о том, что украинские власти не допустят в страну тех российских артистов, которые внесены в многочисленные черные списки невъездных. Повлияет ли это на проведение отбора в России (в этом году за него отвечает Первый канал) — узнаем уже скоро, осталось подождать несколько месяцев.



Скандал вокруг «Матильды»

Кадр из фильма «Матильда» (2017) 
ТПО Рок


Один из наиболее громких скандалов прошедшего года оказался связан с еще не вышедшим на экраны фильмом Алексея Учителя «Матильда», сценарий которого основан на фактах биографии знаменитой балерины Российской империи Матильды Кшесинской. Этот проект Учитель разрабатывал несколько лет, его поддержал Фонд кино, премьера была запланирована на март 2017-го, но в самом конце года перенесена на октябрь.

Отметим также масштабные съемки и звездный кастинг.

Впрочем, отсутствие возможности посмотреть фильм (сейчас идет монтажно-тонировочный период) не помешало активистам-общественникам обвинить режиссера в оскорблении памяти последнего императора российского Николая II, который — по воспоминаниям современников — некоторое время находился с Кшесинской в романтических отношениях. Для общественного возмущения хватило одного лишь трейлера картины.

Активисты пытались проводить пикеты, потом подали жалобу избранной депутатом Государственной думы Наталье Поклонской,

которая переправила ее в прокуратуру и попросила проверить изложенные факты, попутно заявив, что знакомиться с фильмом она не будет, потому что не хочет «мараться». От самого же Учителя общественники требовали не искажать исторические факты. Скандал вышел громкий, он совпал по времени с заявлением Константина Райкина о цензуре. Еще не готовый фильм оказался едва ли не краеугольным камнем в споре о том, на что имеет право художник. Но в принципе «Матильда» — как и «Евровидение» — стала еще одним отложенным на 2017 год потенциальным событием.
Автор
Александра Борисова, Игорь Карев, Алексей Крижевский
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе