InterMedia представит исследование «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ»

«Культура» изучила масштабное исследование агентства InterMedia, посвященное тому, как сфера культуры и творческие индустрии перенесли эпидемию COVID-19.

В распоряжении «Культуры» доклад оказался накануне своей официальной презентации в эту пятницу. Если спасением от коронавируса для людей стала вакцинация, то для сферы культуры такая вакцина придумана не была. Именно культура, креативные индустрии «заболели» и обрушились сильнее всего в пандемию. К такому выводу приходят специалисты агентства. А ведь эта отрасль динамично развивалась, давая надежду на рост ВВП.


Исследованием сферы культуры информационное агентство занимается с такого уже далекого 2011 года, а вот регулярными комплексными — с 2014-го. Надо сказать, что InterMedia — практически единственная организация, которая так масштабно исследует именно сферу культуры и культурных индустрий.

Главный редактор ИА InterMedia, эксперт в области культуры и развлечений Евгений Сафронов рассказал «Культуре», что в исследовании используются уникальная методика, разработанная на базе современных мировых подходов с учетом российской специфики.

— Самое главное - применение гибкой методики, учитывающей изменения в различных сегментах сферы культуры, где всё очень быстро меняется. Другие исследователи до сих пор используют методы и терминологию 50-80-летней давности. Исследование сферы культуры — дело сложное, стоит больших денег. Даже PricewaterhouseCoopers сворачивает свои исследования в области культуры, Потому что технология исследования — это очень сложная схема, которая стоит больших денег, — делится он.

Недаром публикация каждого исследования становилась событием в индустрии и обсуждалась на самых престижных площадках — от Международного культурного форума до Российской креативной недели. В 2021 году ценность исследования возросла до общегосударственной, поскольку правительство и Министерство культуры активизировали законотворческую деятельность по разработке закона о культуре.

Комплексное исследование «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ» посвящено детальному анализу процессов, которые протекают в сфере культуры. Данные представлены по всем секторам и проиллюстрированы ясной и качественной инфографикой. В 2022 году исследование выросло до 400 страниц — добавились более сотни новых терминов и ранее не публиковавшихся глав.

Что касается главных выводов, то Евгений Сафронов считает, что культурные индустрии очень разные, поэтому о том, как повлияла на них пандемия, надо говорить более конкретно.

— Все культурные индустрии построены на коммуникации. Те из них, кто общался со зрителем или слушателем по интернету, поднялись неплохо. Те виды, которые основаны на личной коммуникации, обрушились очень сильно. Проблема в том, что зрелищные индустрии как таковые вообще находятся практически вне сферы внимания государства. Мы же можем получить информацию только о больших сегментах, которые связаны с государственными учреждениями либо с подведомственными организациями Минкультуры. К сожалению, можно говорить о том, что некоторые зрелищные индустрии в денежном исчислении упали на 90%. Потому что они просто были запрещены. А ведь культура — это деятельность сродни доменной печи. Это непрерывное производство, — сетует собеседник.

Такое прерывание «преемственности» — серьезный удар по культуре в целом, по ее развитию. А развитие культуры — это первооснова общества.

Главные выводы исследования? Онлайн-доходы культурных индустрий в 2020 году впервые превысили офлайновые. Катастрофически упали доходы секторов, связанных с очным присутствием, — зрелищных мероприятий, культурного досуга, кинопроката. Доходы от коммерческой деятельности в этих секторах сократились в 2020 году более чем втрое, и в 2021-м  системного восстановления не произошло.


Докризисные показатели в онлайн-сегментах, наоборот, превышены: интернет-реклама, видеоигры, легальные аудио- и видеосервисы, платное ТВ, продажи бытовой электроники, предоставление доступа в интернет приносят все больше доходов.

На смену онлайн-пиратам приходит контрафактный стриминг, выручка же стриминговых сервисов взлетает до небес, а доходы легальных видеосервисов в 2021 году увеличились на 28%, аудиосервисов — на 47%.

Завершился очень важный процесс. Международные монополии окончательно поглотили крупных мировых производителей контента. Кстати, в исследовании несколько сотен ведущих компаний, работающих в культурных индустриях, сведены аналитиками InterMedia в две таблицы — «Весь мир» и «Россия».

Исследование обнадеживает деятелей культуры — государство увеличило финансирование этой сферы с 17 до 20%. Культурные индустрии, основанные на очном присутствии, стали более зависимыми от бюджетов. Так, Большой театр получил на выполнение госзадания в 2019 году 4,1 млрд руб., а в 2020 году — 7,3 млрд руб.

И, к сожалению, основной удар пандемии пришелся на предпринимателей. А вот они продуманной адресной поддержки со стороны государства не получили. Зато появился эффективный инструмент сбора средств для некоторых культурных проектов. Речь идет о краудфандинговых платформах. Эксперты InterMedia впервые в России провели детальный анализ таких компаний.

Данных для анализа собрано много, работа проделана огромная, главное — чтобы культура и культурные индустрии не пострадали еще больше в такой сложной геополитической обстановке, в которой мы оказались сегодня.

Автор
Елена СЕРДЕЧНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе