Час волонтера

Юрий Лужков включился в предвыборную кампанию

Раскола между Путиным и Медведевым не просматривается, а вот две отдельные предвыборные кампании идут по восходящей. И появляются уже волонтеры, открыто вступающие в игру на одной из сторон.

Мэр столицы обратился к москвичам в непривычном жанре – с жалобами на бесчеловечное с собой обращение. Еще более непривычным было то, что жаловался в эфире телеканала ТВЦ он не на кого-то, а на кремлевскую администрацию, явно выступающую в данном случае как псевдоним Дмитрия Медведева.

«Из администрации пошел пинок», – сообщил в программе «Лицом к городу» Юрий Лужков об ощущениях, испытанных им после запоздалого приезда из отпуска в затянутую смогом августовскую Москву. Утешение в этих драматичных для себя обстоятельствах мэр, по его словам, нашел лишь в поддержке премьера Путина.
Путин и в самом деле принял тогда Лужкова и даже назвал его вынужденное возвращение на рабочее место «своевременным». Может быть, это было просто выражением присущего ему юмора, а может, и нет. Но это не так уж важно. Важно другое. 

Совсем неочевидно, что переживания Лужкова найдут сочувствие у москвичей, которых он бросил в трудные дни. Зато совершенно ясно, что московский градоначальник, с его колоссальным опытом дворцовых интриг, решил, что время играть на противоречиях в тандеме уже пришло. И открытым текстом дает понять, что готов играть на стороне Путина.

До сих пор ни один высший номенклатурщик делать такие решительные жесты не рисковал. Публично, по крайней мере. Значит, что-то сдвинулось.

Не поступает никаких сведений относительно того, что Медведев с Путиным уже «сели, поговорили и решили», кому из них идти в президенты в 2012-м. Но называть действия обоих иначе, чем предвыборными кампаниями, невозможно. Прямой полемики между ними, как и раньше, нет, но скрытая легко вычитывается из различий в содержании и манере действий.

Путин – тушитель пожаров, утешитель обездоленных, запретитель зернового экспорта и оппозиционных митингов, лидер дальневосточного автопробега и исследователь серого кита – радикализирует привычный свой образ сильного человека, народного заступника, спортсмена, остроумца, мачо и натуралиста.

Медведев – с продвигаемой им реконструкцией правоохранительной и образовательной систем, насыщенными международными контактами, увольнением непопулярного калининградского губернатора и приостановкой вырубки Химкинского леса – закрепляется на позициях планировщика прогрессивных реформ, современно мыслящего менеджера, энергичного деятеля на международной арене и отвинчивателя гаек дома.

Цель, которая обычно ставится на решающих фазах предвыборных кампаний – уйти в отрыв – пока не достигнута ни тем, ни другим. Рейтинги, замеряемые опросными службами, показывают, что к концу августа дистанция между ними осталась той же, что и была: Путин немного впереди, Медведев слегка отстает.

Обе кампании определенно будут продолжены, однако задача, которую решают эти обращения к народу, не столько выяснить, кто будет главным, сколько обеспечить политическую артподготовку накануне этого выяснения. А само оно, как водится, должно пройти за закрытыми дверями. И, как предполагалось до сих пор, не в этом году. Так намечено.

Но игра усложняется. На поле начинают выходить политические тяжеловесы, готовые сделать свои ставки в открытую.

Является ли Лужков, с его пошатнувшимся авторитетом и некстати выбранным поводом для демарша, таким уж активом для Путина, вопрос, пожалуй, спорный. Но за ним могут потянуться и другие влиятельные лица. 

И если их ставки окажутся одинаковыми, то проблема 2012-го года будет разрешена досрочно. А вот если разными, то нас, возможно, ждет некоторый ренессанс открытой политики и, не будем совсем этого исключать, даже и политических дискуссий на высоком руководящем уровне. Желательно бы не только о том, кто кому дал пинка.

Газета.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе