Россия в трёх временах

Книга С. М. Шахрая «Как я написал Конституцию эпохи Ельцина и Путина» это прежде всего, конечно, мемуары. 

Сергей Михайлович в девяностых и нулевых годах известный политик, и его встречи, соприкосновения и расхождения, совместная работа с ключевыми фигурами того времени представляют большой интерес. Ему удаётся создавать яркие и ёмкие портреты крупных политиков, учёных, общественных деятелей. Тех людей, что совершают поступки. Делают той или иной выбор. При этом С. М. Шахрай всегда корректен в оценке конкретных людей, он не сводит личные или исторические счёты, он пытается понять своих оппонентов. Это одновременно подход юриста, действующего в рамках закона, или правил, или договорённостей, и подход человека, меряющего всех с точки зрения государственной пользы, а не эмоций. О людях же, которые, с его точки зрения, неполезны для страны, он говорит вообще или впроброс. Они лишь множество или перечень фамилий, едва ли не написанных со строчной буквы.


Автор книги «Как я написал Конституцию…» не следует за современными нарративами, он не говорит, как принято. Напротив, он говорит то, что думает – холодно о некоторых из тех, кто у власти, даже если они в оппозиции, тепло – о тех, кто был в конфронтации с властью, но осознанно принял решение о выходе из системы. И в целом, автор смело высказывает своё мнение о ряде вещей, которые сегодня вызывают споры. Например, он прямо заявляет, что в России сегодня нет парламента, нет политической конкуренции. Он не останавливается на причинах, просто спокойно констатирует это. Такая ситуация для него ‒ часть исторического процесса, она в логике естественного политического развития страны.

С. М. Шахрай пишет, казалось бы, о сугубо профессиональных вещах ‒ о подготовке Конституции ‒ так, что это читается как захватывающая история. Интересно осознавать, как закладываются смыслы, определяющие современную жизнь, думать о достоинствах и недостатках созданного текста и о практике его применения, поучительно наблюдать страсти, которые кипят вокруг принятия основного закона. Не менее интересны и рассказы автора о распаде СССР и о сохранении единства Российской Федерации, о причинах, следствиях, ошибках, удачах, возможностях. На эти эпизоды недавней истории С. М. Шахрай также преимущественно смотрит взглядом юриста, что ничуть не делает текст скучным для широкого читателя. Юриспруденция в книге выглядит если не как весёлая, то как живая наука.

Но «Как я написал Конституцию…» это не только книга воспоминаний. С. М. Шахрай говорит и про настоящее время. Так, он один из инициаторов и организаторов строительства совместного Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне, флагманского проекта в сфере сотрудничества между Россией и Китаем в образовании. Этот университет, как и многие другие вещи, которыми занимался и занимается автор, является, по его собственному выражению, «структурой», которую он после себя оставляет. С. М. Шахрай ‒ всегда создатель принципиального нового, того, что прорастает в будущее. И с этой точки зрения, читая «Как я написал Конституцию…», также любопытно наблюдать за человеком, который является творцом не существовавшей ранее реальности. Причём не только на уровне идей (так, например, он обращает внимание, что давным-давно издал брошюру «Консервативный манифест»), но именно как «структуру». То есть то, что действительно жизнеспособно, то, что работает.

Хотя «Как я написал Конституцию…» ‒ это книга по большей части всё-таки про прошлое и отчасти про настоящее, в ней находится место также и будущему. С. М. Шахрай не боится фантазировать, говоря о цифровизации партийной реальности России, что приведёт к радикальной трансформации политической жизни страны, о гравитационных двигателях и даже о телепортации как способе решения проблем с дорогами России. Автор, как кажется, говорит об этом в полушутку, но вместе с тем по характеру он деятельный мечтатель, и то, что в случае с другим человеком выглядело бы как забавная утопия, в случае с С. М. Шахраем заставляет всерьёз посмотреть в далёкое будущее и задуматься об ассиметричном подходе к решению вековечных российских задач.

В книге «Как я написал Конституцию…» встречаются моменты литературности. Встречи с политиками обставлены как театральные сцены. Например, представление автора Б. Н. Ельцину на лестнице, которая становится образом иерархического мышления будущего президента России. Или знакомство с А. А. Кадыровым, демонстративно не снявшим папаху, что являлось знаком его гордости и открытого оппонирования российской власти. Некоторых политиков С. М. Шахрай видит как литературных персонажей. Так, Б. Е. Немцов напоминает ему Остапа Бендера с «вечными белыми штанами». Причём это сравнение кажется по-настоящему точным, и автору, наверное, даже можно было не оговариваться, что на самом деле внутри он был серьёзен и глубок, ведь таким, собственно, и был герой Ильфа и Петрова. Некоторые ситуации С. М. Шахрай описывает через литературные произведения или в них как будто присутствует литературный подтекст. Процесс создания Конституции – пусть через отрицание, но – напоминает ему пушкинскую «Пиковую даму». Эпизод, в котором автор рассказывает, что в юности сторожил трамваи, «чтоб верёвки не крали», и по ходу дела освоил всего Бальзака, прочитывается как характеристика советской «человеческой комедии», усиленной юмором Зощенко.

Порой литературность в книге проглядывает даже там, где её не ожидаешь обнаружить. Само название содержит, видимо, угаданные правильный ритм и созвучия, где первая синтагма ритмически соразмерна второй, а слово «Конституция» и фамилии президентов объединены совпадающими звуками. Конституция, написанная С. М. Шахраем, действительно оказывается основой двух или более эпох. А книга «Как я написал Конституцию эпохи Ельцина и Путина» повествует не только о прошлом, но и о настоящем и будущем. О России в трёх непростых временах.

Автор
Леонид ДУБАКОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе