Иван Грозный как зеркало духовности

Борьба с Репиным и абортами

Всю минувшую неделю с монитора и телеэкрана (редкое совпадение) не сходило требование православных активистов убрать из Третьяковской галереи репинскую картину как «неприкрытую клевету не только на царя Иоанна, но и на русское православное самодержавие, на весь русский народ».

Трепетное отношение к этому историческому персонажу напомнило мне давнюю остроту Зиновия Паперного.

«Как доказали в свое время наши историки, Иван Грозный был не грозным, а милым, добрым, отзывчивым человеком. Правда, он был вспыльчив, но отходчив - что видно из картины Репина "Иван Грозный убивает своего сына".

«В свое время»

В сороковые годы прошлого века советские историки в очередной раз по зову партии переписывали историю и доказывали недоказуемое. «Царь Иван был великий и мудрый правитель, - непререкаемо изрек товарищ Сталин 26 февраля 1947 года на встрече с создателями фильма «Иван Грозный» Сергеем Эйзенштейном и Николаем Черкасовым. - Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. Петр I - тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну».

Не подумайте, что великий вождь идеализировал грозного царя, нет, он знал за ним некоторые недоработки: «Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени». (www.rg.ru)

Великий пересмешник Паперный пошутил на эту тему в шестидесятые годы - уже можно было, правда, осторожно. В то суровое время, когда сталинские слова были произнесены, было не до шуток. Запрещали любые контакты с иностранцами, боролись с так называемым космополитизмом - за расстрелянными «космополитами» из Еврейского антифашистского комитета последовали «бояре» - высокие партийные чины, осужденные по «Ленинградскому» делу.

С наступлением девяностых опять стало не до шуток, исчез куда-то столь популярный прежде политический анекдот. Нет, никому не приходило в голову за него наказывать. Просто больше не было смысла его выдумывать, он стал былью.

Предводитель дворянства и другие

«Куда мчишься, колобок? – Спешу купить себе гробок». Мчась на работу лет десять назад, помню, проезжал под растянутой над 1-й Брестской улицей рекламой. Мчась с работы домой, над 2-й Брестской читал другую растяжку: «В наши гробики вы влезете без диеты и аэробики». Вместо подписи стояло – «Гробовая контора братьев Стерлиговых».

Фамилия Стерлигов была мне знакома, на излете перестройки она едва ли не ежедневно звучала по радио и телевизору. Ее обладатель – один из первых советских легальных богачей, предводитель московского дворянства Герман Стерлигов. Помню еще, он пытался создать клуб молодых миллионеров и установить памятник Остапу Бендеру в Рио-де-Жанейро. Молодые миллионеры предпочли остаться в тени, а бразильцы, кажется, от памятника отказались.

Вероятно, поклонник благородного жулика обрел себе нового кумира позже, в момент поиска библиотеки Ивана Грозного. Это был шумный проект под покровительством крупных чиновников. Правда, говорили, не было среди участников проекта авторитетных профессиональных историков и археологов, некоторые из которых вообще сочли эти поиски авантюрой, хотя, может, то говорили завистники. Библиотеку не нашли, но Стерлигов сохранил теплые чувства к ее владельцу. Во всяком случае, стал убеждать всех, что сына своего Иван Грозный не убивал, «царевич умер у него на руках естественной смертью», сам же он «был благороднейшим и добрейшим русским царем», и «казнил-то всего 3 тысячи человек». (Большой Город от 6 сентября 2002 года «Гробовщик»).

Кстати, впоследствии оказалось, что никаких гробов мнимый гробовщик не производил, гробовая контора была блефом. Впрочем, повторяю, с какого-то момента вообще стало трудно понять, всерьез говорит тот или иной деятель или шутит, отчасти это и было причиной исчезновения жанра анекдота. Но о Грозном все, кажется, говорилось всерьез. Идеальный царь, в том числе по причине его богобоязненности (!) – это часть новой идеологии, исповедуемой Стерлиговым, и не им одним.

Помню продукцию основанного им фонда с примечательным названием «Не убий!» – расклеенные по вагонам метро листовки с «разбитым вдребезги» лицом младенца и призывом не делать абортов. «Гуманнее в тысячу раз родить ребенка, покрестить и выбросить с балкона», - вещал он с газетных страниц (Новая газета от 07.08.03). Между прочим, главный подписант обращения в Третьяковку относительно репинской картины Василий Бойко-Великий - тоже борец против абортов. В Сети можно отыскать еще одно его обращение, на этот раз к сотрудникам возглавляемой им компании. «Для споспешествования покаяния в нашем народе, - говорится в этом специфическом документе, - совет директоров ОАО «Русское молоко» принял решение: «Все сотрудники, совершающие или способствующие совершению аборта, подлежат увольнению». Отсюда тоже можно протянуть ниточку к Сталину, тот, как известно, запретил аборты в 1936 году.

«Иван Грозный любил духовность»

Когда-то по указке вождя Грозного лишь перевели из отрицательных в положительные персонажи российской истории. Нынешние его поклонники зашли дальше - уже пару десятилетий идет и ширится кампания - ни больше ни меньше - за канонизацию грозного царя. Эта идея могла бы прийтись Сталину по нраву, если б он мог предположить, какое место займет церковь в сознании и политической жизни потомков.

...На обороте небольшой фотоиконы напечатана обращенная к Грозному молитва: «О, Великий кормчий Святой Руси,…бесов во - плоти - жидов изгнавый; измену искоренивый; агарян, латинян, язычников победивый». Разумеется, Грозный боролся не с «жидами», евреев в те годы на Руси еще не было, а с ересью жидовствующих. Правда, ересь эта, заключавшаяся в том, что Ветхий завет ставился выше Нового, прекратила свое существование еще при его дедушке – первом владельце знаменитой библиотеки Иване Третьем. И хотя к евреям как таковым она прямого отношения не имела и от ее искоренения страдали русские люди, нынешние маргиналы делают стойку при упоминании известной национальности.

Между тем «духовность» Ивана Грозного нынче признается отнюдь не только маргиналами. На одном из сайтов опубликованы перлы, собранные минувшим летом в Иркутске после проверки работ по истории на ЕГЭ. В их числе такое: «Иван Грозный любил духовность, что не мешало ему поджаривать новгородцев на кострищах». Вряд ли этот ответ возник у незадачливого ученика сам по себе, скорее, это повторение пройденного, пусть и сказанное скороговоркой.

Для тех, в чьем сознании духовность не очень увязывается с жестокостью, имеется авторитетное разъяснение такого признанного авторитета, как дьякон Андрей Кураев. «Да, он мстил и убивал, да, он бывал рационально-бессердечен и жестоко безрассуден. Но еще он – каялся. Искренне, надрывно каялся. Почему о таких приступах покаяния не говорят биографии Тамерлана и Чингисхана, Нерона и Ленина?». Именно этим, по мнению Кураева, Грозный выгодно отличался от нелюбимых им тиранов нерусского или не вполне русского происхождения. Если же поискать корни этой глубокой мысли, то их легко обнаружить в сталинских словах из той же беседы с кинематографистами: «Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился». Правда, Сталин завершил свою тираду так: «Бог ему в этом деле мешал...» Заключительная часть цитаты - как не вписывающаяся в новый дискурс - убрана Кураевым за ненадобностью.

Приведу еще пару пассажей из школьных работ по истории. «При Иване Грозном на Болотной площади рубили головы, а не орали что попало». «Иван Грозный не позволял народу вести девиантный образ жизни». А это еще откуда? Да все оттуда же, может, выпускники и плохо знают историю, зато в меру своего понимания чувствуют, что хотят от них услышать экзаменаторы. Это означает, что вышедшая из сталинской шинели, то бишь цитаты, оценка Грозного снова востребована. «Весь вред от иностранцев и внутренней крамолы» – звучит куда как современно. И совсем не смешно.

Зато вновь в ходу политические аллюзии. Во всяком случае, следом за обращением в Третьяковку Сеть заполонили шутки и карикатуры.

Сайт Fastcult собрал самые смешные из них:


Лев Симкин

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе