Считается общепризнанным, что в начале ХХ века Великобритания, Франция, Германия, Испания уже были нациями-государствами, хотя все они при этом оставались глобальными империями, имели крайне неоднородное в этноконфессиональном плане население и внутренние колонии. Не следует забывать Северную Ирландию и Шотландию в составе Великобритании, Бретань и Корсику в составе Франции, лоскутную империю, созданную Бисмарком, Кастилию, Каталонию, Страну Басков в Испании. Многоэтничность и поликонфессиональность - абсолютная норма для современных национальных государств. По многообразию этнических, религиозных, расовых групп многие из них далеко оставляют позади Россию с ее 135 народами. Вот как, по данным ООН, выглядит количество этнических групп в некоторых странах современного мира: Китай - 205 (официально - 56), Камерун - 279, Индия - 407, Нигерия - 470, Индонезия - 712, Папуа - Новая Гвинея - 817. Все они являются безусловными нациями-государствами. Их граждане, говорящие на различных языках, считают себя в первую очередь китайцами, камерунцами, индийцами и т.д. Почему же с нашей страной не так?
Следует заметить, что основания говорить о российской нации были уже столетие назад. Даже Российская империя не была этнической, в чем ее как раз чаще всего и обвиняли. Как справедливо подчеркивает чикагский профессор Рональд Суни, "ни Российская империя, ни Советский Союз не были этническими "русскими империями", в которых метрополия полностью бы совпадала с господствующей русской национальностью. Место господствующей национальности занимал институт господства - дворянство в одном случае, коммунистическая партийная элита - в другом. Данный институт господства был многонациональным". В российском дворянстве русских родов было меньшинство, остальные представляли знатные фамилии из присоединенных территорий - татарские, литовские, польские, остзейские, немецкие, украинские. Исключительно многонациональной была и советская номенклатура. Нация "не правила" и не имела системы политического представительства или господства. Окраинные территории не были и источником обогащения, а многие и не могли быть в принципе, коль скоро большая часть страны либо совершенно не рентабельна даже для проживания в силу климатических условий, либо сильно отставала в развитии от центра, который выступал источником инвестиций, а не наоборот.
За втягиванием окраин в общероссийскую систему управления, правовой, культурной унификацией всех частей страны скрывалась не только и не столько злая воля "колонизаторов из тюрьмы народов", сколько объективная потребность модернизации, формирования индустриального общества, связанная с необходимостью развивать максимально широкое и общее экономическое пространство, стягиваемое единой транспортной инфраструктурой, предотвратить распространение сепаратистских настроений. Стремление царского, советского правительств создать единое административно-правовое и культурно-языковое пространство в условиях ХХ века означало не создание преимуществ и привилегий для русских, а прежде всего систематизацию и унификацию управления, интеграцию всех этносов в единую российскую нацию. Речь шла не об ассимиляции, а о стремлении обеспечить аккультурацию и лояльность центральной власти.
Но при этом наш политический класс до сих пор не предложил убедительной и привлекательной концепции "российскости", не сводимой ни к этническому, ни к имперскому государству, ни к "новой исторической общности".
Между тем еще в начале ХХ века в России существовало пусть немногочисленное, но достаточно влиятельное интеллектуальное течение, сформулировавшее концепцию политической полиэтнической российской нации. Эту идею активно проповедовали Петр Струве и его сторонники: "Нация - это духовное единство, создаваемое и поддерживаемое общностью культуры, духовного содержания, завещанного прошлым, живого в настоящем и в нем творимого для будущего". Идея российской нации, впервые получившая поддержку на высшем уровне, лучше других способна серьезно укрепить Российскую Федерацию как государство и заполнить разруху и идейный вакуум, которые наблюдаются в головах многих представителей молодого поколения всех национальностей.
Вячеслав Никонов, президент фонда "Политика"
Известия