Это наша с тобою земля, это наша с тобой… демография

Все пропало. Я не выполнила свой гражданский долг. Точнее, недовыполнила, ведь дабы достигнуть одной из стратегических целей "Концепции демографического развития России до 2025 года", я должна родить 2,14 ребенка. Нет, честно, в неких показателях некоего исследования так и записано. Спросила мужа, как быть, чем повергла его в жесткий ступор. Пока он в нем находится, решила я сама влезть в суть проблемы и разобраться, что же произойдет, если мы так и не сообразим, как подарить стране еще 0,14 ребенка.

Итак, исходя из расшифровки слова, демография - это народоописание. И определение есть: "Наука о закономерностях воспроизводства населения, зависящее от природных и социально-экономических условий, миграции, изучающая численность, размещение и состав населения, причины и следствия их изменений". Мда. Это как у Кортнева: "Не, все понятно, но шо конкретно?".

А конкретно - демография, это, конечно, не только наука. Скорее, ситуация с рождаемостью и смертностью людей, от которой во многом зависит развитие отдельно взятой территории (будь то деревенька или целая планета). Возьмем, к примеру, государство. В том же Китае всегда рожали много и с удовольствием, да и со смертностью, учитывая генетическую предрасположенность к здоровому образу жизни, дела обстояли не плохо. Потому к концу ХХ столетия численность китайцев стала именем нарицательным.

Казалось бы, вот он, повод для гордости, но нет: родить - мало, нужно еще поднять на ноги, дать образование, накормить, наконец. А как это сделать, если экономика не может обеспечить элементарные потребности общества и количество людей превышает число рабочих мест?

Обратная ситуация в Европе. Рожают тамошние барышни мало и явно без удовольствия, причем несмотря на достаточно высокий уровень жизни в целом. Выходит, что (и это мое личное мнение) сытость стимулирует эгоизм. Ну не желают дамы отказываться от размеренной жизни, карьерного роста, свободы передвижения. Плюс еще навязанные алчными брэндодЕлами с помощью СМИ стереотипы внешнего вида успешной современной женщины, которые трансформировали вечный символ женщины-матери в женщину-партнера (и это, увы, не европейское ноу-хау, а повсеместное).

Понятно, что и китайская, и европейская ситуации далеки от понятия "демографическая стабильность", а значит, не могут не волновать власти. Когда народное чадолюбие идет вразрез с целями и возможностями государства, оно (государство) начинает активно работать по этому направлению.

Те же китайцы стали пропагандировать поздние браки, поздние роды и даже запустили девиз: "Одна семья - один ребенок". В итоге сегодня в Китае живет порядка 1,3 миллиардов человек, и не притормози правительство процесс детоперепроизводства - их было бы на 400 миллионов больше, а, значит, на перспективах экономического благополучия можно было бы ставить крест.

В Европе тоже не сидят сложа руки: социалку крепят, для матерей и детей условия улучшают. Правда, впрок все это идет, по большому счету … как бы сказать-то… европейским неаборигенам. Да, миграция тоже важнейший демографический фактор. Но тут важно понимать, что если люди с иным социокультурным укладом не адаптируют "свой устав для чужого монастыря", этот "монастырь" через какое-то время потеряет свою национальную идентичность. Правда, это уже к демографии не относится (хотя волнует совсем не меньше).

Ладно, в соседских проблемах мы, с традиционно глубоким пониманием и всезнанием, разобрались. А чего в своем-то дому?

С одной стороны, из демографической ямы, в которой оказалась Россия в 1990-х годах, мы выкарабкались. Рожать стали больше (при этом младенческая и материнская смертность, к счастью, падает), средняя продолжительность жизни увеличивается.

С другой… как говорится, "дьявол кроется в деталях".

Вот статистика. В 2005 году, когда началась реализация приоритетных национальных проектов, родилось 1 миллион 457 тысяч 400 детей. В прошлом, 2010 году - 1 миллион 789 тысяч. В свою очередь, общая смертность, которая в 2005 году составляла почти 2 миллиона 304 тысячи человек, в 2010-ом сократилась и составила 2 миллиона 31 тысячу. Если посчитать, сколько умерло и сколько родилось, то видно, что показатели улучшаются, но в целом демографическая тенденция все равно остается "в минусе". За эти шесть лет у нас появилось на свет чуть больше 9 миллионов 812 тысяч малышей, а общая смертность населения превысила 12 миллионов 668 тысяч.

Это подтверждают и итоги переписи населения. Так, в 2002 году в России проживало порядка 145 миллионов человек, по итогам переписи 2010-ого - около 143 миллионов. Здесь важно учесть, что падение численности идет на фоне роста зарегистрированной миграции. А ведь приезжают-то к нам люди репродуктивного возраста, внося свою лепту в показатели и рождаемости, и средней продолжительности жизни (в 2005 году она составляла 65 лет, а в 2010-ом - уже 69).

Так что коренное население стареет, вяло размножается и вымирает. И если я не рожу 0,14 ребенка, да и другие проигнорируют призывы златокудрой дивы от здравоохранения и социального развития, наша страна столкнется с проблемами на всех фронтах жизнедеятельности государства.

Во-первых, чем меньше нас будет, тем меньше мы станем производить и потреблять. Российский рынок сократится, а вместе с ним и покупательная способность национальной валюты, то есть инфляция со всеми вытекающими последствиями.

Тут, кстати, еще один момент - увеличение числа пенсионеров. Нам придется тратить заработанные молодняком деньги не на развитие промышленности и инфраструктуры, а на обеспечение пожилых людей. Да, это наша святая обязанность, но если на нее будут уходить все средства, то дорога нас ждет одна - к пещерам, шкурам и палке-копалке.

А оборонная мощь? Кто обеспечит охрану государства? И здесь как-то нервирует та часть мира, которая упорно, невзирая на лишения, плодится и размножается. В какой-то момент обнаружат они, что тесновато им жить, и обратят взор на опустевшую Россию, в которой 10 километров госграницы охраняет один щуплый контрактник.

Кстати, есть в демографии любопытный показатель - "качество населения". Речь здесь не только о физическом здоровье, но и психологическом. Единственный ребенок в семье, сами знаете, баловень, родители опекают его, тормозя все зачатки конкурентоспособности, умения "держать удар", полагаться на себя. Да, есть исключения. Но в целом картина характера грядущих поколений ясна.

Нет, не думайте, что государство пребывает в блаженном неведении. Все эти и сотни других вопросов, связанных с демографической стабильностью структурированы и находятся, как говорится, в работе. На их решение идут колоссальные средства (на ваше логичное "где они?" отвечу "сейчас не об этом"). Только в ближайшие пять лет на реализацию демографической политики собираются направить порядка 1,5 триллионов рублей (в бюджете на 2011-2013 годы уже запланированы 876 миллиардов).

Справедливости ради надо признать, что замедление нашего скоростного спуска в демографическую бездну - результат действий власти. Говорю о "материнском капитале", возможности которого, пусть со скрипом, но расширяются. О введении "родовых сертификатов", подкинувшие деньжат (не так, чтобы очень, но все же) нашим медикам. Об индексации выплат по беременности, родам и уходу за ребенком.

В части инфраструктуры тоже движение есть. По всей России строят перинатальные центры (11 новых уже работают, еще 13 появится до 2012 года), с детсадами начали что-то решать, молодым семьям пытаются оказать поддержку по жилью.

Но все же, все же, все же… Клиники строят, оборудование крутое в них ставят - а работать некому. В садики очереди как были, так и остались. Да и с жильем острота не снизилась ни на грамм, а ведь это самый существенный якорь для рождаемости в нашей стране. И, что интересно, люди почти не просят жилье "на халяву", а просто хотят доступных кредитов, которые не поставят их перед выбором - квартира или еда.

А ситуация с новым расчетом пособий по беременности и уходу за ребенком? Это поистине чудовищно, когда будущие мамы и женщины с колясками пикетируют ведомство, которое обязано им помогать. И вообще, чей извращенный разум решил за их счет оптимизировать бюджетные расходы?

Заговорили тут о снижении налоговой нагрузки для семей с детьми. Ключевое слово "заговорили", ибо как и когда это будет реализовано на практике - никто не знает.

Или инициатива "родите третьего ребенка - дадим землю". Ладно, не сказали, сколько той земли будет. Главное, где она находится, в солнечном Магадане? И что я, положим, с трудом наскребающая на детское питание, с ней буду делать? Картошку сажать для продажи? Так у меня с тремя детьми на это ни времени, ни сил, ни желания не будет.

При этом скандалов с нецелевым использованием государственных средств в системе здравоохранения все больше и больше, а никаких административных или уголовных последствий их герои, как правило, не несут.

И кладем мы с вами на весы то, что делается в этой сфере и то, что не делается (делается плохо или вообще "не то", потому как "аффторы" демографической политики руководствуются не нуждами общества, а личными представлениями) - и желание привести в этот мир еще одну жизнь, увы, пропадает.

Заявил тут мой младший: "У меня 5 детей будет!". На что тут же получил от старшего: "И как ты их прокормишь?". Младший подбородок выпятил, в глазах слезы: "Заработаю!". Конечно, пришлось его поддержать, начав (в 1001 раз) разговор о важности образования, от которого зависит будущее благополучие человека.

Но, начав развивать тему финансовой состоятельности, я вдруг подумала, что сколько бы мы не зарабатывали - "на том свете" (есть ли он, нет ли) все это не понадобится. Что останется после нас существенного - так это дети. Как я, созданная буквально из крупиц моих предков, так и мальчишки мои передадут часть меня своим дочерям, сыновьям, внукам… Вот она, главная движущая сила демографии - стремление продолжить свой род. Нет его в человеке - ни субсидии, ни выплаты, ни иные "меры государственного стимулирования рождаемости" не помогут.

Так что опять Булгаков, опять "разруха не в клозетах, а в головах". А про них (про головы наши) государство снова забыло.

Без четкой государственной идеологии в этой сфере любые инстинкты, в том числе и детородные, завянут. И начать ее формирование нужно с банального наведения порядка в сферах, с которыми сталкиваются родители. Их надо "разбюрократить", снизить административное давление на семью. Пересмотреть законы, в том числе, в части усыновления (глядишь, и абортов меньше будет, если та, которая не хочет рожать сможет выносить ребенка, например, за счет хороших людей, которые его потом примут в семью, да и государство на содержании отказников сэкономит).

Не менее важно инкорпорировать задачи демографии в образовательную сферу. Надо не только призывать наших детей пользоваться контрацепцией, но и объяснять что такое материнство, брак, ориентировать подростков на семейные ценности.

В конце концов, надо развернуть по-хорошему агрессивную социальную рекламу в сфере продвижения демографической политики. Причем она должна быть отдана по-настоящему креативным продвинутым компаниям, а не ленивой родне чиновников или мастерам по "откатам".

Короче, работать нашему государству надо все же с людьми, а не с цифрами. Я не могу родить 0,14 ребенка, как бы оно меня ни просило, и как бы я ни старалась. Я могу родить лишь еще одного малыша. Только бы быть уверенной, что он окажется нужен не только мне и моим близким, но и родной стране.

PS. Говорит мне подруга, которая, в принципе, хочет стать мамой: "А от кого рожать-то? Мужиков нормальных нет!". Стоп, подобную фразу я уже слышала… от тех самых мужиков, стенающих, что жениться не на ком, мол, "девки все корыстные какие-то, только деньги нужны". Тоже проблема. И тоже демографическая. Но это уже другая история.

Катерина Борзунова

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе