22.V — 28.V

Нанты и Ренны. — Разгром Моисея Ганнибалом. — Премиум-кобель. — «Я купила колбасу и в карман положила». — Телеграммы в Варшаву. — Онагр Туск. — «Может ли бес покаяться?» — Поддержка политики партии и правительства. — Петрик и Второзаконие. — Скорое упразднение ФСО

Название средиземноморского курорта Cannes, где проводится ежегодный кинофестиваль, по-русски отчего-то принято произносить не «Канн», а «Канны», хотя неизвестны случаи, когда топонимы Nantes и Rennes произносились бы по-русски как Нанты и Ренны. Понадобилось несколько фестивальных десятилетий, чтобы русская манера транскрипции убедила всех в своей точности. Фестивальный показ великого кино о великой войне «Предстояние», для уха латинских народов переименованного в Exodus (кто там в фильме Моисей, а кто фараон, осталось не вполне понятным), напомнил именно о Каннах, что расположены не на Лазурном Берегу, но в Апулии. Там в 216 году до Рождества Христова самое высокобюджетное римское войско было наголову разгромлено сильно уступающей ему в численности армией Ганнибала. В 2010 году по Р. Х. случилось то же самое. Чаемую «Золотую пальмовую ветвь» получил ономастический коллега вулкана Эйяфьйятлайокудль режиссер Апичатпонг Вирасетакун, утешительные и поощрительные призы получили различные мастера искусств вплоть до кобеля по кличке Босс, злополучный же Н. С. Михалков был поставлен ниже кобеля, ибо не получил ничего.


Чувство справедливости требует признать, что вслед за отечественными также и буржуазные кинокритики набросились на знатного режиссера ровно борзые кобели, причем особенность заморских кобелей, в отличие от отечественных, заключалась в том, что они совсем уже несли на Никиту Сергеевича как на мертвого, то обличая его в сталинизме, в коем он был неповинен, как Христос перед жидами, то и вовсе вцепившись ему в стегна за совершенно невинную фразу «Я обожаю авторское кино. Я и сам его снимал. Но это устрицы, нельзя питаться одними устрицами. Человеку нужны еще хлеб, масло и колбаса». Упоминание сосиссона, то есть колбасы, почему-то вызвало дьявольский сарказм у критиков (натуральные кобели относятся к сосиссону куда более благосклонно). Одна дама сардонически писала про великое кино: Voici donc du saucisson! — то есть «Вот вам и колбаска!».

Видя, как колбаса растревожила даму-критика, Н. С. Михалков оставил Канн, то есть Канны, и отправился в Москву соборовать. Выступая на Всемирном русском народном соборе, он сравнил обсуждение великого кино в прессе с поздравительными телеграммами русской интеллигенции японскому микадо в 1905 году. Телеграммами, похвалявшими микадо за потопление русского флота при Цусиме, нас после пломбированного вагона, чеченолюбия 1990?х etc. теперь, конечно же, не удивишь.

Староправозащитники В. К. Буковский и Н. Е. Горбаневская и др. вместе с младоправозащитником А. Н. Илларионовым как раз на днях направили полякам порицательную телеграмму: «Мы удивлены и серьезно обеспокоены ходом следствия, призванного выяснить причины крушения Ту-154 под Смоленском… Польские друзья проявляют некоторую наивность, забывая, что интересы нынешнего российского руководства и народов соседних с Россией государств не совпадают… Независимость Польши и сегодня, и завтра может оказаться под серьезной угрозой». Понятно, что нежелание использовать смоленскую катастрофу в качестве casus belli и даже более того — нежданное обращение ее в casus pacis у представителей настоящей отечественной интеллигенции и не может вызвать ничего, кроме крайнего беспокойства. Тем более сильного, что польский премьер Туск проявил себя совершеннейшим онагром и прислужником жидочекистов, сообщив в ответной телеграмме, что «При всем уважении к российским диссидентам совершенно очевидно, что мы сами будем формулировать государственные интересы Польши». Смысл телеграммы, переведенный с дипломатического языка на общеупотребительный, тут не может быть приведен, как очевидно неудобный для печати. Похоже, из Туска никогда не получится настоящего потомка богини Аматэрасу.

Хотя история с телеграммами в Варшаву никак не отменяет вопросов к соборной параболе Никиты Сергеевича. Ежели Канны — это Цусима, причем такая Цусима, которой предшествовало предстояние, то в какой мере великое кино можно считать аналогом броненосной эскадры, кто тут микадо, а равно и адмирал Того, и кого же, собственно, поздравляли с неуспехом предстояния. Впрочем, сообразность метафор, как отмечали те самые критики-телеграфисты, не является самой сильной стороной михалковского дарования.

Причудливость мысленных ходов вообще свойственна нынешней православной и патриотической мысли. Глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами о. Димитрий Смирнов сообщил благочестивым радиослушателям, что «Если бы Ленин себя перекрестил, он бы вообще исчез яко исчезает дым, потому что бес конченый», Сталину же «гордыня бы не позволила перекреститься: его бы короткие руки даже никогда бы не поднялись, чтобы осенить (себя крестным знамением. — М. С.)». В результате такого прозрения о. Димитрий «положительно оценил тот факт, что современные российские власти не скрывают своих религиозных убеждений».

Приятно знать, что современные российские властители не являются кончеными бесами и вообще выгодно отличаются в духовном отношении от Ленина и Сталина. Тем не менее не совсем понятно, на чем базируется то различение вождей, согласно которому В. И. Ленин был конченый бес, а И. В. Сталин лишь горделивый человек, у которого руки не поднялись бы осенить себя крестным знамением. Ведь у В. И. Ленина они также не поднялись. Строго рассуждая, обоих вождей можно с равным основанием считать как горделивыми людьми, так и кончеными бесами, ибо критерии экспертизы применимы к ним в равной степени. В любом случае нельзя не отметить явленную начальниками Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами выдающуюся способность к диалектике. Не всякий муж, даже и весьма искусный, сумеет вывести из апории «Может ли бес покаяться?» обоснованную похвалу руководителям партии и правительства.

Вероятно, следующим предметом диалектических рассуждений о. Димитрия может стать поучение руководителям на тему «Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это (Втор. 18:10–13)» с последующим духовно-нравственным объяснением сути программы «Чистая вода», возглавляемой волшебником и обаятелем В. И. Петриком. Волшебник не только расшифровал секретную 36?ю китайскую стратагему «Отступление», руководствуясь которой, совершенно разоблачил всех своих врагов, но и сообщил, что вода, очищенная его фильтрами, замечательно укрепляет жизненные силы. Подопытные крысы, напоенные его водой, проявляли замечательную живучесть в водной стихии, без доступа воздуха и даде в пещи огненной. Вдохновленный поразительными результатами этих опытов, В. И. Петрик пообещал: «И короли, и президенты будут пить такую воду».

Звучит отчасти зловеще, почти как кутузовское (стратагема «Отступление» тоже) «Да будут же они у меня жрать лошадиное мясо!», но, вероятно, обаятель имел в виду другое. Если применить к владетельным особам методику В. И. Петрика «Купайте, кормите отборным зерном, водою из фильтра поите», державцы, подобно царю Митридату, обретут полную неуязвимость, и ФСО, равно как и аналогичные иностранные службы, можно будет распустить за ненадобностью. Заодно можно будет упразднить и мигалки, так уязвляющие нашу общественность. Если уж «Чистая вода» замечательно повышает живучесть клиента в пещи огненной, очевидно, что его живучесть в пробке станет просто неограниченной — и на что же тогда мигалки.

Максим Соколов

Эксперт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе