Ярстарости: Михаил Герасимов – человек, воссоздавший лицо Ярослава Мудрого

В январе 1939 года специальная комиссия Академии наук СССР вскрыла мраморный саркофаг Ярослава Мудрого, находившийся в Софийском соборе Киева.

В захоронении были обнаружены два скелета взрослых людей – один мужской, другой женский, а также кости ребенка двух-трёх лет.

Мужской скелет принадлежал человеку с повреждённым правым коленом, патологией тазобедренного сустава и следами ранения на черепе, умершему, когда ему было за семьдесят. Эти «особые приметы» полностью соответствовали сведениям письменных источников, указывающих на врожденную хромоту Ярослава Владимировича, ранение, полученное им в битве с печенегами, и смерть в преклонном возрасте.

Данные археологических исследований подтверждали возраст захоронения. Несомненно, это были останки киевского князя. Женский скелет, предположительно, принадлежал его второй жене Ингигерде, принявшей после крещения имя Ирина, дочери шведского короля Олафа Шётконунга.

По поручению Института истории материальной культуры и Института этнографии Академии Наук СССР пластическую реконструкцию облика Ярослава Мудрого провёл скульптор-антрополог Михаил Михайлович Герасимов. Выполненная им работа стала вехой не только для отечественной антропологии, но и для целого ряда гуманитарных наук. Это был первый в стране опыт воссоздания документального портрета исторического лица по его черепу.

«Несколько его крупнейших работ имеют не только археологическое, но и историческое, культурное значение, – пишет о Герасимове один из основоположников советской космонавтики, академик Борис Раушенбах. – Например, Ярослав Мудрый, гробницу которого вскрыли в Софийском соборе в Киеве. Никто тогда не был уверен, Ярослав это или не Ярослав. В летописи его называли «хромоногим князем», и у скелета одна нога оказалась короче другой. То есть всё было за то, что это – скелет Ярослава. И Герасимов восстановил его облик!»

При создании памятника Ярославу Мудрому, установленного впоследствии на Богоявленской площади Ярославля, известный советский скульптор Олег Комов опирался на скульптурный портрет князя, воссозданный Герасимовым. При этом Олег Константинович изобразил основателя города не на закате жизни, а в расцвете сил – сорокалетним. В юности Комов принимал участие в реконструкциях Герасимова, но впоследствии отошёл от этой работы, решив полностью посвятить себя искусству.

В истории российской науки Михал Михайлович остался как автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков – так называемого «метода Герасимова». За свою жизнь он создал свыше двухсот портретов-реконструкций исторических личностей.
Антрополог, несомненно, понимал всю важность и значимость этой работы. «Восстановление облика исторических деятелей прошлого обогащает науку подлинными их портретами, – писал Герасимов о своём методе. – Во всех портретах, созданных по методу пластической реконструкции, нет никакой фантазии, этот метод позволяет с равным успехом и равной достоверностью воспроизвести физический облик человека независимо от того, когда он жил, хотя бы и многие тысячелетия назад».

«Воспроизведение достоверного облика исторического деятеля минувших дней, безусловно, интересно с самых различных точек зрения, – размышлял учёный в другой статье. – Интересно это не только для историка, биографа данного лица, но и для историков более широкого плана, для писателей, нередко для биологов, анатомов, антропологов и, наконец, для каждого культурного человека независимо от его профессии».

Советский антрополог, археолог и скульптор, доктор исторических наук Михаил Михайлович Герасимов родился в Санкт-Петербурге 15 сентября (2 по старому стилю) 1907 года. Сегодня исполнилось 110 лет со дня его рождения.

Работы в области восстановления лица по черепу Герасимов начал ещё во второй половине 20-х годов и к 1939 году был автором целой серии удачных опытов. С 1939 по 1945 год он в основном жил и работал в Самарканде. Пользуясь своим методом, он создал скульптурные портреты-реконструкции тюркского завоевателя Тамерлана и его сыновей, правителя-просветителя Улугбека и других легендарных личностей. В эти же годы ему удалось реконструировать лицо владимирского князя Андрея Боголюбского по его черепу.

Эта деятельность была продолжена после окончания Великой Отечественной войны. Михаил Михайлович воссоздал облик целого ряда исторических персон, среди которых – уроженец Ярославской земли адмирал Фёдор Ушаков, скифский царь Скилур, князь Трубчевский и Курский Всеволод Святославич – тот самый Буй Тур Всеволод из «Слова о полку Игореве».

Наиболее плодотворным стал для Герасимова период с конца 1950-х до середины 1960-х годов. К этому времени относится проведённое им комплексное исследование погребения великого персидско-таджикского поэта Х века Абу Абдаллаха Рудаки. В те же годы Михаил Михайлович занимался изучением черепа великого немецкого поэта и драматурга Фридриха Шиллера, участвовал в работе комиссии, вскрывавшей погребения царей Федора Иоанновича и Ивана Грозного, его сына царевича Ивана Ивановича и знаменитого полководца Смутного времени, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.

В творческом наследии Герасимова нет специального труда, в котором была бы изложена целостная концепция исследования останков исторических лиц. Он просто не успел написать такую книгу. Новым поколениям исследователей приходится по крупицам восстанавливать техники, наработанные учёным.



На пути к достоверности

К 1939 году, когда Михаил Герасимов приступил к работе над портретом Ярослава Мудрого, все основные элементы его методики в основном уже сложились. Главной задачей была оптимизация техники восстановления, то есть выбор такой последовательности конкретных действий, которая обеспечивала бы наилучший результат.

Годы работы помогли осознать, насколько важна асимметрия лица для его неповторимости и узнаваемости. Михаил Михайлович подчёркивал: именно асимметрия должна учитываться при пластической реконструкции в первую очередь. Лицо надо восстанавливать поэтапно, половинами. Так он и работал при воссоздании документального портрета Ярослава Мудрого.

Ещё один важный фактор, придающий портрету индивидуальность – это осанка, общая постановка головы, характерный её наклон. Герасимов, единственный среди советских антропологов, учитывал в своих реконструкциях данные об осанке и форме торса. Вот что он пишет в связи с этим: «Хромота Ярослава на правую ногу обусловила некоторую скошенность торса и определённое положение головы. Это особенно подчёркивается кривизною плеч».

Нелёгкой задачей стала реконструкция носа великого князя. Дело в том, что носовые кости черепа были, как пишет Герасимов, «несколько обломаны». Тем не менее, антрополог и тут оказался на высоте. Он не просто восстановил форму хрящевой части носа Ярослава Мудрого, но и учёл в своей реконструкции возрастные изменения, которые неизбежно должны были затронуть эту часть лица.

«С точки зрения современной антропологии, пластическая реконструкция лица Ярослава Мудрого, выполненная по его черепу, должна быть признана максимально достоверной. Как результат антропологического труда она заслуживает самой высокой оценки, несмотря на столь раннюю дату создания», – пишут в альманахе «Вестник антропологии» за 2010 год авторы статьи, приуроченной к 70-летию создания портрета Ярослава Мудрого.



От клиновидной бороды к усам кавалериста

После воссоздания объективного антропологического портрета князя Ярослава необходимо было завершить изображение, придав ему все необходимые атрибуты. Как пишет сам Герасимов, эта «работа в значительной степени является результатом субъективного понимания восстанавливаемого образа и, естественно, поэтому не может претендовать на полную документальность».

«После долгих диспутов историков решено было дать Ярославу Мудрому стрижку головы под кружок и клиновидную бороду, – вспоминает Михаил Михайлович. – Головной убор и одежда … были восстановлены на основании анализа дошедших до нас фресок XII века, а также по данным археологического материала». Судя по современному состоянию исторических источников, вся атрибутика выдержала проверку временем. Это заслуга консультантов Герасимова, коих у него было немало.

В 1994 году в Великом Новгороде, на знаменитом Троицком раскопе, в слоях первой трети XI-го века археологи нашли массивную свинцовую буллу, то есть круглую печать. На одной её стороне был изображён небесный покровитель Ярослава – Святой Георгий, на другой помещён портрет самого князя. Погрудное изображение в шлеме и плаще, стянутом у правого плеча застежкой, сопровождалось надписью: «Ярослав князь русский».

Ярослав Владимирович на печати относительно молод и, по всей видимости, лишён бороды. Самой заметной деталью его внешности являются торчащие пиками усы. Сейчас такие называют кавалерийскими. Похожие были у Семёна Будённого, но ближайшим аналогом являются усы другого советского военачальника – Яна Фабрициуса.

В связи с находкой известный российский историк и археолог Валентин Янин предложил создать на основе реконструкции Герасимова и изображения на печати новый, «синтезированный» портрет князя Ярослава, который представлял бы его в более юном возрасте. Этот проект пока остаётся нереализованным. Заметим, что опыт «омоложения» исторического лица в антропологии уже имеется. Например, скульптурный портрет легендарного запорожского атамана Ивана Сирко, выполненный Галиной Лебединской, ученицей Герасимова.



Легенда о фреске

Когда Герасимов работал над воссозданием облика Ярослава Мудрого, историки не знали ни одного достоверного изображения киевского князя. Есть версия, что первое такое изображение было найдено в 1941 году в ходе реставрационных работ в Софийском соборе. На одном из лестничных переходов якобы была обнаружена новая фреска, ранее перекрытая штукатурками XIV и XVII веков. Об этом Михаил Михайлович узнал в марте 1941 года на пленуме Института истории материальной культуры, где он выступал с докладом о своём методе.

«На фреске среди ряда фигур изображен старик с удлинённым узким лицом, впавшими глазами и клиновидной бородой, – описывает Герасимов, ссылаясь на неназванного сотрудника Киевского музея. – Центральное положение, княжеская одежда и нимб вокруг головы заставляют думать, что это изображение следует считать изображением Ярослава Мудрого. Небезынтересно, что физиономически данное изображение фресковой живописи до чрезвычайности близко повторяет основные черты восстановленного облика Ярослава Мудрого по черепу».

Вскоре эта информация была растиражирована в научно-популярной книжке известного писателя и журналиста Бориса Ляпунова «Из глубины веков». Позже её повторил в своих воспоминаниях о Герасимове как несомненно достоверную академик Раушенбах. Тем не менее, эти сведения до настоящего времени не нашли подтверждения у специалистов.

В Софийском соборе действительно имелся фресковый портрет Ярослава Мудрого, однако он был практически полностью утрачен ещё в конце XVII века. До наших дней сохранилась только правая часть фигуры, причём без головы. Ничего похожего на изображение, описанное выше, в храме так и не было обнаружено. И это при том, что все росписи Софии Киевской, которые были известны до войны, сохранились до наших дней.

Таким образом, вопрос о фреске с портретом Ярослава Мудрого остаётся открытым. Но даже если подобное изображение когда-либо обнаружится, его можно будет использовать только для уточнения общего исторического антуража – причёски, фасона усов и бороды, головного убора, одежды. За или против «антропологической маски» столь условный портрет свидетельствовать не может. Да этого, к счастью, и не требуется. 

Вот что писал об этом сам Герасимов незадолго до своей смерти, которая последовала летом 1970 года: «В отличие от художественного портрета, реконструкция по черепу является не субъективным, а строго объективным изображением. Это как бы объективная скульптурная схема, максимально приближающаяся к внешнему виду субъекта, череп которого послужил основой для создания реконструкции».



Детективный эпилог

В сентябре 2009 года сотрудники музея при Софийском соборе в очередной раз вскрыли саркофаг Ярослава Мудрого. Каково же было их удивление, когда они не обнаружили под тяжёлой плитой останков князя, хотя по документам они были возвращены в Киев ещё в 1940 году. В саркофаге находился один скелет, и на его костях не было повреждений, в своё время хорошо описанных советскими специалистами.

В ходе специального расследования удалось установить: останки были похищены во время Второй мировой войны. Точных данных об их местонахождении нет до сих пор. По одной из версий, кости Ярослава Мудрого находятся за океаном, в распоряжении Украинской православной церкви в США.

Автор
Александр Беляков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе