Ярославский край в эпоху Сталина

21 декабря очередная годовщина со дня рождения Иосифа Сталина. Время его руководства страной составило целую эпоху в жизни нашего многонационального народа. Давая оценку таким событиям, как коллективизация, индустриализация, «страшные тридцатые», Великая Отечественная война, мы неизменно возвращаемся к этому имени - имени Сталина. О его деятельности на поприще государственного управления и ее результатах существуют полярные точки зрения. Тем не менее, говоря о нем, мы часто вспоминаем тезис Н. М. Карамзина о том, что «история народа принадлежит его государю». Но сегодня речь пойдет не о самой личности вождя, а о жизни Ярославля и области в то непростое время.

В 1927 году в стране произошел кризис хлебозаготовок. Как показывают исследования, масштабы раскулачивания в нашем крае оказались значительно меньше, чем в среднем по стране. По некоторым подсчетам, под раскулачивание попало менее одного процента крестьянских хозяйств. Поэтому неверно утверждать, что все колхозы создавались принудительно, - были хозяйства, которые организовывались на добровольных началах. Кроме того, существовала и тенденция на увеличение производительных сил сельского хозяйства, укрепление колхозов, развитие зернового и животноводческого производства. Так, к началу третьей пятилетки (1938 - 1942 гг.) подготовку кадров для села осуществляли 32 районные колхозные школы, 10 сельскохозяйственных техникумов, 3 школы механизаторов. Большое значение придавалось подготовке механизаторов, особенно из числа женщин. Отсюда известный призыв того времени: «Сто тысяч подруг - на трактор!» В итоге Ярославская губерния, в которой почти 50 процентов дворов были безлошадными, стала к началу Великой Отечественной войны областью с механизированным сельскохозяйственным производством.


ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ - МУЗЫКА СОЦИАЛИЗМА

Программа индустриализации действительно отвечала коренным интересам рабочих. В этой программе им слышалась музыка социализма, поэтому они отдавали ей все свои силы. В сталинскую эпоху наша область становится промышленной. На ее территории разворачивается грандиозная стройка. Так, постановлением правительства СССР от 14 сентября 1935 года наряду с Рыбинской ГЭС должна была строиться и Угличская ГЭС. Для строительства этих объектов были привлечены и заключенные. Николай Петрович Морозов, житель Рыбинска, инженер-подполковник ВВС, бывший зампредседателя Госстандарта СССР, вспоминает: «Прибывшая стотысячная армия изможденных и оборванных заключенных приступила в начале ноября к разрушительному, сокрушительному действию: денно и нощно взрывала, пилила, рубила, копала, насыпала плотины, готовила логово для 25 кубических километров воды».

11 марта 1936 года постановлением Президиума  Всероссийского Центрального Комитета была образована Ярославская область. В том же году ярославские автомобилестроители организовали серийное производство пассажирских троллейбусов. Вскоре коллектив получил срочное задание - изготовить 250 троллейбусов для Москвы. Появление троллейбусов было радостно встречено москвичами. В Ярославль поступил отзыв, в котором указывалось, что «ваш троллейбус по изяществу отделки, бесшумности, плавности хода, удобству управления и низкой посадке является украшением столичного транспорта». До 1941 года ярославцы успели выпустить 929 троллейбусов для одиннадцати городов страны. 

1937 - 1938 ГГ. - ВРЕМЯ РЕПРЕССИЙ И ЦВЕТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Наступил 1937 год. Для современников он был памятен по-разному. Так, к этому времени среднегодовая зарплата трудящихся с 1932 года выросла на 277,7 процента у работников просвещения, на 216,5 процента - у занятых в крупной промышленности, на 206,1 процента  - у занятых в здравоохранении. Одновременно волна репрессий, прокатившаяся по стране, затронула и Ярославль. В первую очередь им подверглись руководящие партийные кадры. В «Очерках по истории КПСС» (изданы в 1990 году) отмечено, что этому в немалой степени способствовали подстрекательские выступления на II областной партийной конференции в июле 1937-го Кагановича и Маленкова, «а также искусственно насаждавшаяся в то время общая атмосфера взаимной подозрительности и недоверия, чем нередко пользовались клеветники-карьеристы». Вступивший в августе 1938 года в должность парторга ЦК Ярославского резинокомбината Н. С. Патоличев в своих воспоминаниях назвал таких людей «сверхбдительными», добавляя, что они подчас вершили судьбы других. 5 февраля 1938 года «Правда» опубликовала статью о бюрократическом стиле работы Ярославского обкома. Началась работа по «исправлению ошибок и извращений». За короткий период было рассмотрено 1532 апелляции исключенных из партии. Большинство из них были полностью восстановлены в правах. Тем не менее в вышедших в свет семи томах «Книги Памяти» названы имена более 15 тысяч человек, подвергшихся политическим преследованиям. Если говорить более точно, то с 1918 по 1975 год на территории области было осуждено по политическим мотивам 18155 человек, из них расстреляно - 2219 человек.

Другие современники запомнили 1938 год как время появления цветных автомобилей. Если до 1937 года легковые автомобили в СССР традиционно окрашивались в стандартный черный цвет, то начиная с 1938 года на дорогах появилось много отечественных машин зеленого, синего, серо-зеленого, бежевого и других цветов. Это главным образом был результат работы коллектива ярославского завода «Победа рабочих», освоившего выпуск новых лаков для автомашин.

Активно развивается строительство домов, получивших общее название «сталинки». Эти дома с просторными комнатами, высокими потолками и декоративными балкончиками до сих пор являются неотъемлемой частью городской архитектуры.

Вообще, в предвоенные годы темпы развития промышленности Ярославской области были выше, чем в соседних областях. В 1940 году ее валовая продукция по сравнению 1913 годом увеличилась в 14 раз, тогда как в Калининской области - в 6,4 раза, в Ивановской - в 3 раза, в целом по РСФСР - в 12 раз. Быстрее других развивалась тяжелая и энергетическая отрасли.

Происходили изменения и в образовании. Так, к 1940 году число семилетних школ возросло в 8 раз, а количество учащихся в них - в 22 раза; число средних школ увеличилось в 4 раза, а учащихся старших классов - в 10 раз. Педагогический институт и техникумы ежегодно выпускали сотни учителей. В 1940 году в области насчитывалось 50 районных и городских, 170 сельских и детских библиотек, тысячи их были созданы на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях. Читателями библиотек области являлись свыше 300 тысяч трудящихся. Постоянно увеличивались расходы на здравоохранение. Работало 169 больниц, сотни фельдшерско-акушерских пунктов и колхозных родильных домов. Свыше тысячи врачей и около пяти тысяч работников среднего медицинского персонала стояли на страже здоровья населения.  


МЫ СТЕНОЙ МОГУЧЕЙ ВСТАЛИ

О войне в истории Ярославля много написано, поэтому ограничусь лишь некоторыми фактами. Ветеран Великой Отечественной, жительница Ярославля Софья Петровна Аверичева в «Дневнике разведчицы» вспоминает начало войны: «3 июля 1941 года. Прибежала утром к дворцу культуры. Рабочие уже слушали выступление И. В. Сталина. Речь его, как всегда, нетороплива, но в голосе слышится тревога, волнение. Рабочие стоят суровые, сосредоточенные». В области одновременно со всеобщей мобилизацией тысячи жителей уходили на фронт добровольно. 26 июня 1941 года по указу Президиума Верховного Совета СССР вводился режим военного времени. Отпуска рабочих и служащих заменялись денежной компенсацией, рабочие военных заводов объявлялись мобилизованными на весь период войны, вводились обязательные сверхурочные работы, фабрично-заводские коллективы переходили на 10 - 12-часовой рабочий день без выходных. Интересный факт состоит в том, что во время войны в городах и селах Ярославской области работало не менее 20 тысяч агитаторов, разъяснявших текущую ситуацию на фронте. В среднем за каждый военный год в области проводилось более 400 тысяч бесед. Когда осенью 1941 года линия фронта приблизилась к области, для предотвращения паникерских настроений всем ответственным руководителям и представителям партии было рекомендовано как можно чаще появляться на улицах города. Большая опасность области грозила в случае разрушения Рыбинского гидроузла. «И. В. Сталин, -  вспоминал Н. С. Патоличев, - совершенно четко и ясно сказал: «Рыбинское море, Рыбинский гидроузел надо оборонять». И еще раз твердо повторил: «Оборонять. Защищать». Столь же определенный ответ был получен и на вопрос об эвакуации промышленных объектов. Сталин сказал: «В Ярославль мы противника не пустим». «Сказано это было с такой твердостью и убежденностью, - пишетН. С. Патоличев, - что мы все в это поверили».

Итак, перевод промышленности на производство продукции для фронта был завершен к лету 1942 года. Жители области очень много средств жертвовали сами. Миллионы ярославских рублей пошли на строительство танковой колонны имени Ивана Сусанина, подводной лодки и бронепоезда под названием «Ярославский комсомолец», самолетов «Ярославский пионер» и батарею дальнобойных орудий «Юный ярославец» и многое другое. За сбор средств ярославцев в телеграммах лично благодарил Верховный главнокомандующий, посылая свой «братский привет и благодарность Красной Армии».

Огромный вклад в победу внесли колхозы области. За годы войны они дали фронту 22 миллиона пудов хлеба и 150 миллионов рублей на боевую технику. Ярославская область, выделившаяся из нее в 1944 году Костромская и соседняя Ивановская занимали по выработке трудодней три первых места среди всех областей и краев СССР.

Окончанием войны суровое время в истории нашего края не завершилось. Нормированное, по карточкам, снабжение трудящихся хлебом и другими продуктами питания пришлось сохранить до конца 1947 года. Однако делалось все возможное с трудоустройством. Так, например, к 15 января 1946 года в Ярославль прибыло 12574 недавних воина, и 9988 из них сразу были трудоустроены. Для скорейшего восстановления области инициировались всевозможные «почины» и «соцсоревнования», продолжало развивается «стахановское движение».


В культуре по-прежнему существовал идеологический прессинг. Он отражался на деятельности творческих организаций, писателей, поэтов, художников, работников науки. «В сущности, - читаем мы в «Очерках по истории КПСС», - под запретом оказалась настоящая свобода художественного творчества. На этой почве процветали карьеризм, низкопоклонство, бесталанность, отсутствие подлинной духовности и идейности. Не одному творческому работнику Ярославской области были тогда приклеены ярлыки «эстетствующих космополитов», формалистов, объективистов, сионистов и т. п.». Вместе с тем в большом количестве проводились так называемые вечера интеллигенции, начала реставрироваться усадьба Некрасова в Карабихе, основан музей им. Н. А. Морозова в Борке, в 1947-м организовано автобусное движение, увеличена сеть детских яслей, больниц, магазинов и торговых палаток, окончено строительство вокзала Ярославль-Главный.

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе