Ярославские дачники минувших столетий

Майские праздники традиционно увлекают тысячи россиян на дачи – к шашлыкам на пробивающейся травке и, конечно, к родным грядкам. Так же, как и мы, ярославцы выезжали на дачу и пятьдесят, и сто пятьдесят лет назад.
Однако сама дачная жизнь за эти годы пережила удивительную эволюцию. Сегодня «Родной город» решил выяснить, какими были ярославские дачи прошлых столетий.

Безвозмездно, то есть даром
Русская дача – явление настолько специфическое, что этот термин даже не переводится на другие языки. В средние века слово «дача» понималось буквально, в неразрывной связи с глаголом «давать». Дачей называли землю, дарованную царем за должностные заслуги. Собственная деревенька с крепостными крестьянами грела сердце куда сильнее, чем орден или чин. Однако жили в своих поместьях лишь опальные вельможи да нелюдимые чудаки. Люди светские предпочитали не отлучаться из столицы надолго.
Моду на загородный отдых ввел на Руси Петр I. Построив новую столицу в гнилом климате, он предложил петербуржцам поправлять здоровье в сельских усадьбах. В суете больших городов преимущества дачного отдыха все явственнее вырисовывались перед обывателем. Дачный бум спровоцировала крестьянская реформа 1861 года. Во второй половине XIX века лишь ленивый не выбирался летом из города. Аристократы переезжали в свои усадьбы, состоятельные купцы приобретали загородные резиденции, разночинцы-интеллигенты селились у крестьян, снимая «чистую» половину избы.
С развитием железных дорог путешествовать становилось проще, и вскоре мода на дачи породила особый дачный бизнес. Предприниматели скупали в пригородах огромные участки земли и возводили на них дачные поселки. Именно так поступил чеховский герой Ермолай Лопахин, вырубивший вишневый сад под дачи. «Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами, – с оптимизмом говорил он. – Можно сказать, дачник через 20 лет размножится до необычайности».


Дача Пастухова в Михайловском.

В поисках вдохновения
Ярославская губерния с ее волжскими просторами, озерами и пресловутыми березками привлекала столичных жителей. Пожалуй, первым «дачником» здесь можно назвать Николая Некрасова. В 1861 году он купил для отдыха усадьбу Карабиха и в течение 10 лет приезжал сюда охотиться и творить. Красоты ярославского заволжья, где поэт провел детские годы, также удостоились лестных отзывов. «Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу, но я нигде так сладко не дышал, как в Грешневе», – признавался Некрасов своим читателям. После такой рекламы «курорты» Ярославского края быстро завоевали популярность.
Петербуржские чиновники и буржуа облюбовали для отдыха патриархальный Мышкин и окрестности Рыбинска. Люди творческие предпочитали отдыхать под Переславлем. Здесь, в селе Елпатьеве, останавливался даже Александр Дюма, приехавший на Плещеево озеро «за селедкой». Художник Константин Коровин тоже влюбился в эти края, выстроив дачу в деревне Охотино на берегу Нерли. В гостях у Коровина не раз бывал Валентин Серов, а Федор Шаляпин, открыв для себя достоинства ярославской рыбалки, возвел в соседнем Ратухине собственный дом в русском стиле. Здесь он отдыхал вплоть до 1915 года, успев познакомиться с юной Любой Орловой, семья которой проводила лето на даче по соседству.


Дача Шаляпина под Переславлем.

Дача для миллионера
В отличие от Федора Шаляпина, довольствовавшегося бревенчатым домом, ярославское купечество проводило лето в настоящих дворцах. Загородная усадьба была символом престижа, принадлежности к «высшему обществу», поэтому купцы не жалели ни средств, ни фантазии для своих летних резиденций.
Ярославский миллионер Пастухов для строительства дачи в Михайловском (ныне санаторий «Красный холм») пригласил ведущего архитектора Ярославля Николая Поздеева. По его проекту в 1880-х годах на крутом берегу Волги выросли два удивительных замка: один – для Николая Петровича Пастухова, другой – для его сына Леонида. Затейливые особняки с башенками окружали поистине райские кущи. К воде спускалась лестница с тремя беседками, а в оранжерее росли манчжурский орех, южноамериканская черемуха и даже пробковое дерево.
Не менее роскошными были дачи других ярославских купцов. О них, а также о том, как проводили лето рядовые ярославцы, читайте в следующем номере «Родного города».
Родной город

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе