Виктория МАРАСАНОВА: История наказывает за ее незнание

Сегодня гостем нашей традиционной рубрики «За чашкой чая» стала доктор исторических наук, профессор ЯрГУ им. П.Г. Демидова Виктория Марасанова. Главными темами беседы с историком стали грядущее тысячелетие Ярославля, роль нашего города в общероссийской истории, а также что представляет собой историческая наука – объективное отражение действительности или субъективный взгляд на реальные факты.

– В нынешнем году Ярославль празднует свой юбилей. Некогда дата его основания вызывала сомнения, велись споры. Считалось, что версия появилась с легкой руки ярославского историка Михаила Германовича Мейеровича, который выполнял заказ сверху. Насколько все же оправданна дата основания нашего города – 1010 год?
– Михаил Германович Мейерович ничего не фальсифицировал. Он просто в своих двух книжках суммировал все, что по этому поводу писали до него другие историки, что сообщают источники. Нет свидетельств, которыми он бы пренебрег. «Повесть временных лет» первый и единственный раз упоминает Ярославль в 1071 году. Понятно, что город к этому времени уже существовал, и он был основан князем Ярославом Мудрым. Он умер в 1054 году, значит, город возник намного раньше. В петровскую эпоху историк В.Н. Татищев указал дату – 1010 год, в его распоряжении могли быть какие-­то источники, ныне утраченные. Сейчас в своих работах историки должны обязательно указывать источники сведений, а Татищев такими жесткими правилами не был обременен. 1010 год – дата достаточно условная, до этого года около 20 лет князь Ярослав был наместником в Ростове киевского князя Владимира, своего отца, и вполне логично, что он основал здесь город. Еще одна версия – это произошло не позднее чем в 1024 году, когда Ярослав Мудрый приезжал в Ростово-Суздальскую землю во второй раз. Для 1000летней истории нашего города споры вокруг 10–15 лет, наверное, не актуальны. Ничего нового о тех событиях из письменных источников узнать мы уже не сможем. Может быть, археологи сделают какие­-то замечательные открытия, что­-нибудь еще прояснится. Но пока то, что они находят, не противоречит версии 1010 года.
Ярослав Мудрый –личность уникальная. Он – основатель нашего города, значимая фигура для Украины, святой для Русской православной церкви, чья память почитается
5 марта. На «круглом столе» в Демидовском университете 14 июня этого года выступали представители епархии и справедливо сравнивали Ярослава Мудрого с царем Соломоном, императором Юстинианом, потому что он для Руси сделал то же самое, что и эти деятели для своих стран.

– На ваш взгляд, Ярослав Мудрый больше принадлежит России или Украине?
– Наверное, нужно не «перетягивать» Ярослава Мудрого через государственную границу, а признать, что начало у нашей истории общее. Как же мы не будем считать его нашим, если князь 20 лет пробыл наместником в Ростове, в то время одном из пяти главных городов Руси?

– Не так давно в Ярославле прошла конференция, посвященная событиям Смутного времени. Как вы, историк, оцениваете вклад Ярославля в освобождение страны от захватчиков?
– Я не сторонница того, чтобы возвышать вклад нашего города за счет принижения кого-то другого. Я думаю, что в истории места и славы хватит всем. В Ярославль в апреле 1612 года под знаменами Минина и Пожарского пришло 3 тысячи ополченцев, потом в мае из-за эпидемии очень многие из них умерли. А в июле на Москву ушло уже 20 тысяч человек. Да, ополчение Минина и Пожарского было сформировано по инициативе нижегородцев, но общенародной силой оно стало именно в Ярославле. Наш город явился площадкой, на которой прошла концентрация освободительных сил, где были сформированы структуры власти – «Совет всея Земли», приказы (аналоги нынешних министерств), даже возникала идея, правда, нереализованная, чтобы прямо в Ярославле избирать нового царя. В дореволюционных работах об этом писали.
Ярославлю действительно повезло: с одной стороны, это были страшные годы, Смутное время, разорение и гибель людей, с другой – политическая роль нашего города достигла своего пика. Он оказался центром формирования той силы, которая спасла государственность, освободила столицу.

– Не все историки придерживаются этой концепции?
– История и у нас, и в других странах в основном столичная. Не случайно сейчас во всем мире развиваются такие направления, как локальная история, историческая регионолистика. Когда мы исследуем большие периоды, важные события, в общей картине теряются многие детали. Поэтому задача местных историков объяснить, как территория современной Ярославской области проживала вместе со всей страной разные исторические эпохи.

– В былые времена над историками довлел весьма сильный политический диктат, вы ощущаете его влияние?
– Сейчас мы в своих исследованиях не ограничены в выборе тем. Политический диктат был и ничего хорошего не принес. Но работы создавались разные. И в советские времена выходили фундаментальные труды, от которых не стоит отмахиваться. Проблема же, на мой взгляд, заключалась в том, что судьба многих памятников истории и культуры зависела от политических и идеологических моментов. А что­то не вписалось в генеральный план города. Так же обстояло дело и с сохранностью документов, многие из них были утрачены. Все это – невосполнимые утраты. Если здание разрушено, его нельзя восстановить. Это иллюзия. Мы можем построить только копию, новодел. С документами еще труднее: если их информация ничем не продублирована, уже ничего нельзя поделать.

– Подготовка к юбилею нашего города идет активно. По нашей газете это очень ощущается. Возрос ли среди ярославцев интерес к истории?
– Пожалуй, один из положительных моментов то, что люди понимают: нет запретных тем и вопросов, их можно задавать и на них получишь правдивые ответы. Всплеск интереса к истории достаточно устойчивый. Конечно, он не может быть все время на стабильно высоком уровне. Наша задача – этот интерес к городу, усилившийся благодаря 1000летию, продлить с помощью историков и средств массовой информации. Этот интерес к истории помимо общекультурного значения может приносить вполне реальные экономические дивиденды. Важно, чтобы наше наследие было привлекательным и для инвесторов, и для туристов. 1000летием жизнь не заканчивается. Например, в 2011 году – 1020летие епархии. У нас такая богатая история, что мы можем праздновать каждый год! Ведь даже из 8 городов Золотого кольца 4 – в Ярославской области.

– На ваш взгляд опытного историка, юбилей Ярославля – праздник для людей, яркий бренд, возможность заработать деньги?
– Бренд, несомненно. Я, например, часто сталкиваюсь с выбором сувенира, который бы отражал нашу 1000летюю историю. Здесь есть над чем подумать. Недостаточно сохранить наследие, надо уметь его презентовать и привлекать под него ресурсы. И самое главное, не забывать, что юбилей – не только для того чтобы приезжие посмотрели, а чтобы людям в нашем городе жилось лучше.

– События новейшей истории вызывают споры, дискуссии. А то, что было 1000 лет назад, наверное, уже изучено, перекопано вдоль и поперек…
– Как раз перекопано не все, археологические раскопки ведутся, и интересные находки делаются. Кстати, у Успенского собора XIII века фундаменты никак не хотят даваться в руки археологам. Нашли только фундаменты собора XVII века, а что касается того, который был заложен в 1215 г. ростовским князем Константином Мудрым, найдено очень много фрагментов, но до самого фундамента пока не добрались. Возможно, еще будут какие-­то открытия. Благодаря раскопкам археологов многое былое яснее понимается. Например, летопись не писала, что Ярославль был взят монголами, но археологи нашли в слое XIII века останки десятков убитых людей, среди которых не было взрослых мужчин – они, очевидно, ушли в военный поход, и город остался практически беззащитным…

– Как вы считаете, те, кто у власти, должны знать историю, и насколько отражается на нашей жизни их незнание этой науки?
– Знать историю никому не повредит, знаний лишних не бывает. Но принудительно обучить человека довольно сложно. Кто-то из российских историков сказал, что историю можно не учить, но она наказывает за незнание.

– Историки ощущают на себе внимание представителей власти?
– У нас есть примеры успешного сотрудничества. Мы открыты для контактов. Мэрия, например, всегда предоставляет площадку для научных конференций. Этот год был богат на интересные проекты по истории Великой Отечественной войны. Несколько условий должно сойтись: научный потенциал, поддержка властей, еще бы хорошо дополнить это желанием наших предпринимателей повторить меценатский опыт прошлого.
 

– Насколько газета ценна для историков как источник?
– Вы знаете, даже моя кандидатская диссертация была защищена по истории российской периодической печати начала прошлого века. На нашем историческом факультете создана целая научная школа по изучению периодической печати. Периодику мы очень любим. С того времени, когда она появилась, нам гораздо легче находить оперативную информацию. Ярославлю и тут есть чем гордиться, потому что первый в России провинциальный журнал «Уединенный пошехонец», первая провинциальная газета «Ярославские губернские ведомости» и первые «Епархиальные ведомости» вышли именно в Ярославле. Потом ярославские газеты использовали в качестве образца в других городах. Важно, чтобы и история как наука, и газета как форма подачи информации не стали анахронизмом. Они должны меняться и приспосабливаться к реалиям сегодняшнего дня.

Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе