В поисках земного рая

Его исполнительскому искусству рукоплескал высший свет Европы, он стал основателем российской индологии и театра европейского типа в далёкой Индии.

В экспозиции одного из залов Музея истории Ярославля соседствуют два интересных изображения: медведица с секирой – символ города и колонна царя Ашоки со львами и надписью на санскрите: «Торжествует только Истина».

Соединением таких далеких друг от друга символов музей обязан ярославцу Герасиму Степановичу Лебедеву. В начале XIX века в России не было человека, чьи знания об Индии были бы столь же обширными. Его труды послужили основой новой науки – индологии. О земляке с удивительной судьбой рассказал председатель Ярославского Рериховского общества Сергей Скородумов.

Сегодня на родине, в Ярославле, имя замечательного музыканта, путешественника и просветителя Герасима Лебедева знакомо лишь узкому кругу специалистов.

Ученья свет

Герасим Лебедев родился в семье ярославского священника в 1749 году. Его отец подвергся в Ярославле «насильственному утеснению» и вынужден был уехать из города. Вот, пожалуй, и все, что нам известно о ярославском периоде жизни будущего индолога. Откуда же возник у Лебедева интерес к Индии? Возможно, этот интерес пробудила встреча с индийскими купцами, которые, начиная с XVII века, посещали Ярославль, приплывая из своей астраханской колонии. А может быть, в далекое путешествие его позвали услышанные в детстве сказки и легенды, которые именно Индию называли земным раем, откуда люди когда-то, давным-давно, вынуждены были уйти.

Не имея возможности обучиться грамоте, он освоил ее только в возрасте 15 лет, после переезда к отцу, певчему Придворной капеллы, в Санкт-Петербург. Зато потом Лебедев овладел несколькими европейскими и индийскими языками. По собственному признанию, он смог научиться «случайно музыкальному искусству». Да так, что его игре на виолончели с восхищением внимали благодарные слушатели в нескольких частях света.

К «жемчужным берегам»

В 1777 году Лебедев вместе с русским посольством направился в Неаполь. Вероятно, уровень его музыкального мастерства был уже достаточно высок. Ведь посольство возглавлял граф А.К. Разумовский – большой ценитель музыки, который общался с крупнейшими композиторами Западной Европы и лично знал Моцарта, Гайдна и Бетховена. Посольство задержалось в Вене из-за начавшейся в 1778 году войны Австрии с Пруссией. Далее Герасим Степанович путешествовал по Европе самостоятельно. Но более всего Лебедева привлекала Индия. Жажда познания гнала его посетить прародину, колыбель, из которой когда-то, давным-давно, вышло человечество, познакомиться с ее языками и древней культурой – что может быть интереснее этого заманчивого предприятия?

Путешествие Лебедева к «жемчужным берегам» Индии началось 12 февраля 1785 года. В Гревсэнде (Англия) он сел на борт корабля «Родней» и 15 августа прибыл в Мадрас, где его буквально на следующий день пригласил к себе градоначальник Вильям Сиденгэм и предложил двухгодовой контракт на музыкальные выступления за 200 фунтов стерлингов в год поверх сбора.

Следующим городом была столица Британской Индии – Калькутта, куда он прибыл в августе 1787 года. Изучив бенгальский язык, Герасим Степанович перевел с английского две комедии: «Притворство» Джордрелля и «Любовь – лучший целитель». В интерпретации Лебедева действие комедии «Притворство» было перенесено из Венеции в Индию. Героями пьесы стали бенгальцы. Для проверки точности текстов Герасим Степанович попросил ученых-пандитов прочесть его переводы и получил их полное одобрение. Лебедев решил осуществить театральные постановки переведенных им пьес.

Бенгальский Федор Волков

Наверное, Герасим Степанович даже представить себе не мог, какие трудности и испытания ожидают его на пути этой просветительской деятельности. Знакомые англичане посчитали его новое предприятие ненадежным и даже опасным. Ост-Индская компания отказалась предоставить ему помещение своего театра для постановки, видя в нем конкурента. И тогда Герасим Степанович арендовал здание, перестроив его под театр с двухэтажным зрительным залом, вмещавшим более 300 человек. Для этого Лебедеву пришлось стать архитектором и даже руководить строительными работами 27 ноября 1795 года состоялось первое представление сцен из комедии «Притворство». В спектакль были включены песни на стихи известного бенгальского поэта Бхарот Чондро Рая. Музыку к ним написал сам Лебедев.

«Собрание было столь многолюдно, что если бы театр мой был трижды больше, конечно был бы наполнен», – писал Лебедев. Второй раз, 21 марта 1796 года, пьеса была показана полностью, вызвав огромный интерес у бенгальской публики. В глазах колониального общества деятельность

Лебедева по организации театра для туземцев, на которых было принято смотреть свысока, выходила за всякие рамки. Его недруги разработали целый план по уничтожению театра. Лебедев решил искать справедливость в суде. Но правды добиться не удалось. На него посыпались один за другим иски от его работников. 2 апреля 1797 года Герасима Лебедева даже арестовали. И хотя ему удалось защитить свою честь, судебные баталии подорвали его здоровье и разорили.

Сокровища для нищего

В октябре 1801 года Герасим Степанович, наконец, вернулся в Россию, где не был уже много лет, и подал Александру I прошение, в котором описал свои странствия. Он просил Императора издать за казенный счет свои труды и переводы привезенных им индийских рукописей. Александр I распорядился напечатать сочинения Лебедева.

В январе 1802 года был даже подготовлен императорский указ о присуждении ему звания профессора восточных языков, ему было выдано 10 тыс. руб. на издание книг; однако из-за интриг президента Академии наук барона Николаи это назначение не состоялось. 4 февраля 1802 года новым именным указом Лебедеву был пожалован чин коллежского асессора, его определили в Коллегию иностранных дел Азиатского департамента.

Вскоре его оформили на должность переводчика. В 1804 году в Санкт-Петербурге он открыл типографию с наборным бенгальским шрифтом. Это была первая и единственная в Европе типография такого рода. В 1805 году увидело свет его знаменитое «Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии Брагменов, священных обрядов их и народных обычаев».

Космография, астрономия, мифология и религия, древнеиндийский календарь, впечатления об Индии, обычаи индийцев, сведения о торговле – все это было на страницах «Беспристрастного созерцания…», и сегодня, читая этот труд, мы имеем возможность увидеть Индию конца XVIII века глазами русского ученого и путешественника.

Г.С. Лебедев ушел из жизни 15 июля 1817 года. Значительная часть его рукописей, будучи не изданными, до нас не дошла. Он не оставил после себя учеников. Не сохранился и портрет Герасима Степановича. Казалось, все эти годы в России он жил наперегонки со временем и обстоятельствами…

Жена Лебедева, Анастасия Яковлевна, похоронила его на Георгиевском кладбище Санкт-Петербурга. Могила Лебедева не сохранилась. Осталась только мемориальная плита, которая ныне находится в музее городской скульптуры Санкт-Петербурга.

Владимир Николаев

Караван-Рос

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе