Царская грамота

Разбираемся в мифах об отсталой и необразованной России времен Николая Второго

Картину Николая Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» по иронии судьбы в советские времена часто использовали для обличения «темного прошлого». 

В качестве иллюстрации того, как оборванные крестьянские дети рвутся к знаниям. Ирония заключалась в том, что на самом деле картину впору было обвинять в «контрреволюционной» пропаганде. Достаточно вглядеться в ту задачу для устного счета, которую решают мальчишки (см. репродукцию). Попробуйте решить в уме этот пример... Есть опасение, что сравнение математических навыков выпускников советских школ и деревенских пацанов из ХIХ века, «угнетаемых царизмом», будет не в нашу пользу.

А ведь со школьной скамьи у нас сложилось четкое представление о дикой и необразованной царской России, которую представители правящего класса стремились держать в невежестве. На поверку этот тезис - всего лишь удачный образец черного пиара революционных политтехнологов. Попробуем разобраться в этих мифах.

1. ДИКИЕ КРЕСТЬЯНЕ

Советские историки часто ссылались на перепись 1897 года, она свидетельствовала, что в Российской империи только 21 процент населения умеет читать и писать. Однако то, что происходило в дальнейшем, предпочитали не замечать. Но вот данные первого издания Большой советской энциклопедии об уровне образования новобранцев в Российской империи. В 1900 году насчитывалось 49 процентов грамотных призывников. А накануне Первой мировой войны уже 73 процента новобранцев были обучены грамоте.

Получается, за 13 лет в царской России почти ликвидировали неграмотность! Это неудивительно, учитывая, что каждый год в империи открывалось 10 тысяч школ. Согласно переписи 1911 года начальную школу посещали только 43 процента детей. Но надо учесть, что в те годы в крестьянских семьях отправлять девочек учиться было не принято (эмансипация еще не осчастливила человечество, и это отражено в картине Богданова-Бельского). Это позволило академику Сапрыкину утверждать, что «к 1917 году в великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков и 50 процентов девочек».

Обратите внимание на задачу, которую Рачинский предложил крестьянским детям (он учил их по собственной методике). А теперь, образованные дяди и тети, попробуйте сами решить ее в уме. Ответ дан внизу статьи. Только, чур, не подглядывать.

Картина Н. П. БОГДАНОВА-БЕЛЬСКОГО «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского»

2. НИКОЛАЙ II - ВРАГ ОБРАЗОВАНИЯ

Последний император вошел в отечественную историю как единственный государственный лидер ХХ века, при котором расходы на образование росли быстрее, чем военные расходы. По расходам на обучение на душу населения мы опережали другие страны Европы. В Англии тратили 2,84 рубля в год на человека, в Германии - 1,89, а в России - 3,7 рубля. Такой финансовой экспансией царь хотел ликвидировать отставание страны от конкурентов. Это было для Николая своего рода «нацпроектом».

При нем в 1908 году было введено бесплатное начальное образование.

Кстати, учителя тогда были уважаемым сословием. Минимальная зарплата школьного преподавателя составляла около 1000 рублей в год (рабочий получал 260 - 270 рублей). За рубль 1913 года историки дают 1100 современных рублей. В итоге получаем 1,1 миллиона наших рублей в год. Нетрудно высчитать месячный оклад: царский педагог получал 91 тысячу рублей ежемесячно в пересчете на наши деньги. Заметьте, отец Владимира Ленина в качестве директора народных училищ Симбирской губернии зарабатывал в общей сложности 3500 рублей в год. Это около 300 тысяч рублей в месяц в условиях нынешней России, зарплата топ-менеджера крупной компании.

3. КУХАРКИНЫХ ДЕТЕЙ НЕ ПУСКАЛИ В ВУЗЫ

Бытует расхожий тезис, что при царе пропуск в университеты для «кухаркиных детей» был заказан. Безусловно, общество было разделено сословными барьерами. Но недавно центр социологических исследований Московского государственного университета составил портрет студента МГУ образца 1904 года. Выяснилось, что 19 процентов студентов были выходцами из деревни. При этом каждый пятый учащийся происходил из семьи, имущественное положение которой оценивалось ниже среднего. Стоит добавить, что только у каждого четвертого студента отец имел высшее образование. Это говорит о том, что изрядное число студентов самого престижного вуза империи были представителями социальных низов.

Доктор исторических наук Сергей Волков приводит другие цифры: в 1897 году доля потомственных дворян среди студентов всех вузов составляла 22,8 процента. Через 20 лет, перед революцией 1917 года, их прослойка сократилась до 10 процентов за счет притока в вузы представителей «подлого племени». Именно эта волна дала миру основателя вертолетостроения Сикорского, крестного отца телевидения Зворыкина, выдающегося авиаконструктора Туполева...

Как сложились судьбы героев картины

Профессор Московского университета Сергей Рачинский (он изображен на картине среди детей), который более 30 лет на собственные деньги содержал школу и общежитие, умер в 1902 году. Он был одним из идеологов создания церковно-приходских школ, пользовался не только уважением местных крестьян, но и благосклонностью Николая II. С приходом советской власти детище Рачинского ждала печальная судьба. Учителей разогнали, останки профессора выбросили из фамильного склепа. Имя Рачинского на десятилетия было забыто.

Раскол страны на красных и белых отразился на судьбе знаменитых выпускников школы. Автор картины Богданов-Бельский (внебрачный сын батрачки, он изображен на переднем плане) после революции уехал из России в Латвию. В 1945 году его, тяжелобольного, привезла в Берлин на операцию жена. Художник погиб 19 февраля во время бомбежки больницы. Священник Александр Васильев, ставший духовником царской семьи, был расстрелян в первые дни красного террора в 1918-м. А вот другой ученик, Николай Синев, стал профессором, доктором технических наук и 30 лет руководил Госкомитетом СССР по использованию атомной энергии.

КСТАТИ

Почему Васисуалий Лоханкин не дошел до физики Краевича?

Какое образование получил Остап Бендер.

Вы наверняка помните этот диалог из «Золотого теленка» между Остапом Бендером и Васисуалием Лоханкиным:

«... - Скажите честно, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность?..

- Из пятого, - ответил Лоханкин.

- Золотой класс! Значит, до физики Краевича вы не дошли?..»

Этот пассаж полон тайных смыслов, которые легко расшифровывали современники Ильфа и Петрова. Константин Дмитриевич Краевич, однокурсник Менделеева, был автором «Курса физики», изучать который начинали в 6-м классе царской классической гимназии. Он был написан исключительно тяжеловесным, заумным и сложным для понимания языком. Чаще всего из гимназии исключали именно в связи с неуспеваемостью по физике. Авторы «Золотого теленка» подчеркивают, что Лоханкина исключили еще до начала изучения физики Краевича, для того чтобы сделать образ «интеллектуала» еще карикатурнее. Ильф и Петров отказали своему сатирическому герою, либеральному интеллигенту, не только в силе воли и мужестве, но и в уме.

Кроме того, этот эпизод лестно характеризует уровень образования Остапа Бендера. Он не только знаком с физикой Краевича, но и сохранил довольно точные представления об этой науке. Впоследствии мы встретим такую цитату: «Вы знаете, Зося, - сказал Остап, - что на каждого человека, даже партийного, давит атмосферный столб весом в 214 кило. Вы этого не замечали?»

В книге есть указание на учебное заведение, где учился великий комбинатор. Это частная гимназия Илиади, которая была открыта в Одессе в 1906 году (сейчас школа № 68). Выпускник гимназии должен был свободно владеть двумя иностранными языками, помимо латинского и древнегреческого! Помните, как с помощью латинских исключений «Пуэр, соцер, веспер, генер, либер, мизер, аспер, тенер!» Остап поверг в смятение ксендзов и выиграл битву за бессмертную душу Козлевича? Вероятно, Остап Ибрагимович окончил курс гимназии, а значит, его уровень образования можно сравнить с багажом знаний выпускника современного университета.

Ярослав КОРОБАТОВ

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе